«Садоводы - не попрошайки»

«Мы кормим овощами, фруктами и ягодами больше половины населения края, но нас считают попрошайками. А нам нужна поддержка», - говорит в защиту многотысячной армии садоводов Валерий Гладчук.

   
   

Первые в России

- Валерий Яковлевич, вы не первый год добиваетесь того, чтобы власти обратили внимание на садоводов. Терпение уже на пределе. В чём дело?

- В феврале этого года в Красноярске был принят беспрецедентный закон № 8-3140 «О государственной поддержке садоводческих, огороднических и дачных хозяйств в Красноярском крае». Я лично ждал его 14 лет - с тех пор, как стал председателем союза садоводов. На федеральном уровне такого закона нет вообще. Сегодня в крае 346 000 садоводов и 1792 садоводческих объединения. Большая часть была создана в советские годы, инфраструктура сильно износилась. Именно в Красноярском крае впервые в 1938 году было создано первое коллективное садоводческое объединение. Поэтому совершенно справедливо, что мы первые в России приняли подобный документ.

- Какие основные проблемы садоводов на сегодняшний день вы видите?

- Первая и главная - кадастровая стоимость земли. Её утверждали ещё при экс-губернаторе Александре Хлопонине. Сочинили такое, что сами не рады. Например, в СНТ «Ветерок» есть свет, а в «Радуге» - нет. А кадастровая стоимость земли везде одинаковая. В 2005 году в Козульке земля стоила в 13 раз дороже, чем в Минусинске. В Шушенском земля для садоводов на 2 рубля дешевле, чем в Енисейске. Спрашиваю, что берётся за основу при оценке. Оказалось, удалённость от столицы края и ландшафтная привлекательность. Бред полный. Важно качество земли, а не ланд­шафт. Ещё одна проб­лема - отчётность, которую должны предоставлять садоводы в налоговую инспекцию. В год приходится отправлять до 50 отчётов, которые никто не смотрит. На это уходит 17 тонн бумаги, а это порядка 2 млн рублей. Да лучше бы садоводы на эти деньги дорогу подсыпали, водопровод провели.

Упрощёнка-усложнёнка

- Сегодня многие садоводы не могут получить документы на свои участки, несмотря на закон о «дачной амнистии». Значит, он не работает?

- Амнистия - это упрощённая схема получения документов на садовые участки. Именно в ней-то и корень проб­лемы. Участки регистрируют без межевания, вообще не выезжая на место. А потом люди идут в суды. Большинство участков красноярцы получили ещё во времена губернаторства Вепрева. Он лично распорядился передать горожанам 3860 га. А первичных документов никто не выдал. Сейчас они приходят в администрации районов, на территории которых находятся участки, а им говорят: дайте генеральный план застройки. А этот план никто из органов власти не утверждал. Так зачем же у людей его просить? И таких неоформ­ленных участков в крае 70 000. Большая часть - в Емельяновском районе. Там вообще клоака. В 30-е годы раскулачивали, а емельяновцев сегодня надо «разъемельянивать». Всех чиновников вплоть до секретаря выселить. Они же там переплелись намертво: брат, сват, муж, жена, невестка. Отсюда и проблемы не решаются, а лишь запутываются. В итоге район недополучает 102 млн рублей земельного налога от садовых участков.    
   

- Так, получается, надо отменить упрощённое получение документов для садоводов?

- Как только пришла упрощёнка, появился самовольный захват соседских земель. У меня на рассмотрении сейчас 1700 жалоб по этому поводу. Идут прямые спекуляции землёй. Земли сельхозназначения продаются за копейки через подставных лиц, которые их несколько раз перепродают, - концов не найдёшь. А потом появляются объяв­ления типа «Золотая горка», «Златоулочка». Последняя вообще строится на выпасах Семирадского - бывшего легендарного директора Емельяновского совхоза. Да он в гробу переворачивается! Там же были самые лучшие пастбища и самые большие надои.

Конечный срок приватизации в очередной раз продлевается якобы для народа, хотя на самом деле затяжная приватизация выгодна прежде всего чиновникам. Гарантия того, что ещё три года они будут при деле и при зарплате.

Деньги под ногами

- Но ведь в садоводах должно быть заинтересовано в первую очередь министерство сельского хозяйства. Вы ведь, как и аграрии, производите продукты питания.

- В январе 2014 года руководитель Минсельхоза Леонид Шорохов на вопрос, кто нас будет курировать, сказал: «Валерий Яковлевич, избавь меня от своих проблем. Пусть вами занимается Акбулатов и главы районов». Мол, садоводы не хотят знать агротехнику, им нужны вода, дороги, свет и т. д. Но, чтобы тот же навоз привезти, нужна дорога! Садоводы выращивают 42% картофеля в крае, 61% овощей, 98% свежих ягод. А в том же Минсельхозе увольняют последних специалистов: овощеводов, садоводов и плодоводов.

Более того, мы не «попрошайки». Если бы чиновники навели порядок с документами, налог от садоводства приносил бы реальную прибыль в казну. А сегодня собираемость составляет всего 31%. Господа чиновники, деньги у вас под ногами валяются, а вы не хотите наклониться и с карандашом в руках просчитать!

- В новом законе удалось отразить все проблемные моменты?

- Главный вопрос - кто будет являться куратором СНТ. Сейчас идёт рейдерский захват управлений, садоводы жалуются на гнёт председателей.

Кроме этого я вписал ещё 86 вопросов. Часть из них требует безотлагательного решения. Планируем прописать определённые нормы по строительству садовых домов, люди давно этого ждут. Допустим, купил мусульманин участок и поставил забор 3 мет­ра - у них по Корану нельзя, чтобы женщину во дворе было видно. А соседи плачут - тень. Но, господа, если вы приехали в Россию, живите по нашим законам - штакетниковая изгородь полтора метра и не больше.

И последняя важнейшая проб­лема - Красноярская опытная плодово-ягодная станция, которая была обанкрочена пять лет назад. В результате почти весь край остался без посадочного материала. На месте станции заброшены маточники - основа всей селекции, 148 сортов, которые были выведены в Красноярске. А бывший директор станции скупает саженцы по всему миру и продаёт их под брендом Красноярской плодово-ягодной станции. Жители края покупают кота в мешке и даже не подозревают об этом. Станцию одно­значно нужно возрождать. И это дело первостепенной важности. 

Досье:
Валерий Гладчук. Родился в 1941 году в д. Малая Ивановка Ачинского района. В 1955 году получил первую золотую медаль ВСХВ (Всероссийская сельскохозяйственная выставка) из рук Н. С. Хрущёва. Окончил Красноярский сельскохозяйственный институт. С 2002 года - председатель Красноярского союза садоводов.

Смотрите также: