Сбит из пушки? Старинный церковный колокол нашли на ипподроме в Красноярске

Колокол уже 100 лет хранится на красноярском ипподроме. © / Алексей Язев / личный архив

Уже более 100 лет красноярский ипподром хранит и использует уникальный церковный колокол. Его, по народным преданиям, могли сбить революционеры пушечным выстрелом с колокольни Троицкого собора. Сибирский кампанолог (исследователь колоколов) Алексей Талашкин и священник Алексей Язев провели первичный анализ артефакта и заявили, что он, без преувеличения, не имеет никаких аналогов из-за своих орнаментов и уникальной иконы.

   
   

Подробности в статье корреспондента krsk.aif.ru.

По народным преданиям

Стоит начать с небольшого исторического экскурса. В сложные послереволюционные 1920-е годы многие церковные реликвии изымались властями в пользу государства. Часть историков отмечают, что это было необходимо для борьбы с голодом в Поволжье и других частях СССР, а также для восстановления страны после всех кровопролитных событий. Другие же специалисты настаивают на том, что кампания также носила открытый репрессивный характер в отношении церкви и религиозных деятелей.

Если верить преданиям, то один из красноярских малых колоколов был сбит революционерами из пушки с колокольни Троицкого собора. Пострадавший колокол был сохранён. В 1924 году его повесят на красноярском ипподроме, который как раз находится в нескольких минутах ходьбы от храма.

Трещина в колоколе, которая могла остаться после попадания пушечной шрапнели. Фото: личный архив/ Алексей Язев

Отец Алексей отмечает, что исследовал большое количество источников, а также обращался за помощью к историкам, но нигде этот факт не зафиксирован. Священнослужитель предполагает, что, возможно, история об этом сохранилась исключительно в народе.

Уже 100 лет этот колокол сопровождает все скачки и заезды. Как вспоминает отец Алексей, он вместе с отцом видел и слышал его звон около 40 лет назад, когда в детстве ходил на ипподром. Долгое время священнослужитель не вспоминал о нём, но пару лет назад случайно увидел его на фотографии в соцсетях и захотел узнать о реликвии больше.

«Я смог посетить ипподром вместе со своим большим другом — Алексеем Талашкиным. Он отличный специалист по колоколам и истории Сибири. Он приехал специально из Новосибирска, чтобы провести научную атрибуцию. Он взял с собой аппаратуру для анализов, сканирования и записи колокола. Сначала нас встретили немного настороженно, мол, «попы пришли забрать наше имущество», но, честно скажу, мыслей таких совсем не было», — рассказал отец Алексей.

   
   

Таких икон раньше не видели

Алексеям разрешили «пообщаться» с артефактом. Они его взвесили — вес ровно 33 килограмма и 100 грамм. По своим характеристикам он ближе к малому колоколу (такая классификация принята у кампанолог).

«Провели 3D-сканирование колокола, сделали анализ металла, из которого он изготовлен. Предварительно он произведён в Тюмени династией купцов Гилёвых. Это уже 105-й колокол этой семьи, который попался Алексею Талашкину, — сказал священнослужитель. — семья купцов производила их тысячами. Их колокола даже есть в Иерусалиме и китайском Харбине».

Отметим, что у колокола имеется сквозное отверстие на стенке, которая составляет порядка 3–4 см, не каждым ломом или кувалдой можно сделать такое. Предположительно, это повреждение могла нанести шрапнель пушечного выстрела.

Также этот артефакт имеет ряд уникальных особенностей в орнаменте, а также есть очень маленькая интересная икона размером пять на четыре. Отметим, что на больших колоколах отливались иконы, но на малых и средних — никогда на ранее исследованных.

Колокол имеет ряд уникальных особенностей в орнаменте.Фото: личный архив/ Алексей Язев

«Здесь вместе слились два иконописных образа, почему именно так — пока непонятно. Есть предположение, что эта икона была персональным заказом того человека, для которого отливали колокол. Мы связались со специалистами по иконописи и пытаемся понять, почему именно такой подход был использован в изображении святых. Это может помочь определить, когда примерно был создан колокол», — заявил священнослужитель.

Без преувеличения, уже можно говорить, что этот колокол не имеет никаких аналогов из-за своей иконы.

Мечта о музее колоколов

К артефакту уже проявлен неподдельный интерес со стороны историков и религиозных деятелей. По словам отца Алексея, некоторые «горячие головы» предлагали ему обратиться в разные инстанции и в срочном порядке изъять артефакт, но такой подход священнослужитель не приветствует.

«Во-первых, юридически ни я, ни Церковь не имеем права на этот артефакт. Это собственность ипподрома, я не варвар, чтобы отнимать частную собственность. Ипподром — достойнейшее место, и там трудятся достойнейшие люди, которые берегли столько лет этот колокол», — отмечает отец Алексей.

Как будут развиваться дальше история этого уникального церковного предмета — пока сказать сложно. Священнослужитель хочет детально обговорить с руководством ипподрома судьбу артефакта. Отец Алексей также добавил, что у него есть мечта — организовать музей колоколов в Красноярском крае.

«У меня есть очень большая и давняя мечта создать музей колоколов у нас в Красноярском крае. Даже есть идеальное для этого место — село Барабаново в Емельяновском районе края, где сохраняется атмосфера древности и традиций. Такой музей мог бы стать идеальным пристанищем для этого артефакта, где мы бы смогли его сохранить для наших потомков», — подытожил священнослужитель.