Счастье на 18-ти «квадратах». Даже в маленьком доме есть место любви

Каждая семья счастлива по-своему. На тёплые отношения между близкими не влияют ни жилищные условия, ни финансовое положение. © / Сергей Нерозя / АиФ

В этом доме всегда рады гостям. Улыбчивая хозяйка показывает свои небольшие владения. Дети дружно помогают маме. «Вот здесь делаем уроки, а тут игровая, это наша кухня», – рассказывают ребята. И всё это на восемнадцати квадратных метрах. Наверное, это про таких, как они, говорят: «В тесноте, да не в обиде».

   
   

Отдать последнее

Вспоминая своё детство, красноярка Галина Сангинова признаётся, что его сложно назвать беззаботным. Уже в четырнадцать лет девочка стала подрабатывать, чтобы помочь маме, которая осталась одна с двумя детьми.

Фото: Фонд культурных инициатив

«Денег катастрофически не хватало. В силу возраста найти работу было затруднительно, поэтому решила мыть полы в родном подъезде. Все пять этажей убирала с усердием, ведь сама жила там. С каждой квартиры по пять рублей – вот и весь заработок. Помню, убираюсь, а сама в мечтах уже примеряю новые сапожки или сумку модную, как у девчонок. А когда получила деньги, поняла, что не смогу потратить на свои мечты: маме нужнее», – вспоминает Галина.

Что такое быть мамой, Галина поняла, лишь когда сама родила первенца. Говорит, что раньше всегда удивлялась, почему это взрослые отказываются от конфет и сладостей, а теперь сама готова отдать последнее.

Осенью Юрий должен был прийти в отпуск, но из-за ранения долгожданная встреча сорвалась. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

«У нас в семье есть правило: всем нужно делиться. К примеру, угостили тебя шоколадкой – нужно всем дать. И это правильно, не хочу, чтобы они росли эгоистами. Но бывают ситуации, когда готов отдать всё, а не можешь. Вот у меня уже полгода так. Старший сын Юра принял неожиданное решение пойти на спецоперацию. Парню всего девятнадцать лет, ни армии, ни подготовки за плечами. И тут такая новость. Говорю: «Лучше иди учиться, не поступишь – не страшно». А он ни в какую, принял решение – и всё. Недавно ранение осколочное в ногу получил, и ведь ничего толком не рассказывает. Знаю лишь, что по госпиталям возят. Надеялась, может, его по месту прописки лечиться отправят, но нет. А в сентябре в отпуск приехать должен был, но из-за ранения не смог. Вот и болит сердце за него каждую минуту», – говорит женщина. 

Кроме Юры, в семье ещё трое детей: Виктория (14 лет), Юсуф (11 лет) и Беномин (3 года). В семье младшего непоседу ласково называют Беней. За время нашего интервью малыш несколько раз прибегал за печеньем, конфетой, игрушкой. На месте усидеть не может. Мама ему почти ничего не запрещает, да и когда успеть... Только отвернёшься – он уже обои оторвал. 

«На восемнадцати «квадратах» такой ораве нелегко. Места, конечно, не хватает. Сейчас решаем вопрос с переездом. У нас земельный участок есть, но от города далеко очень, и дом для проживания не готов. А так бы на природе детям раздолье было», – рассказывает многодетная мама.

   
   

Поиск себя и страшное открытие

Пока одни члены семьи мечтают о переезде, другие находятся в поисках своего я. Наверняка каждый помнит, как сложно сделать выбор и найти своё место в жизни в подростковом возрасте. Сейчас такой период у Вики.

Старшая Вика помогает брату с уроками. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

«О будущей профессии пока и речи нет. Больше всего не нравится то, что она не сама решение принимает, а равняется на других. Вот подружки пошли, может, и мне надо? Даже в спорт следом за братом пошла. Так за компанию борьбой и занималась. Хотя признавалась, что хочет на танцы или на плавание записаться. Но здесь другая проблема: нынче секции в основном платные, иной раз средств просто не хватает. И потом, спорт – это систематические занятия. У нас же сегодня хочет, а завтра передумала. Объясняю, что такой подход – это несерьёзно». 

Кстати, борьбой увлекался и Юсуф, а ещё мальчик мечтал о футбольной карьере. Но на пути к мечте встали проблемы со здоровьем. Причём узнали в семье об этом, когда ребёнку было три года.

«Как и все мамы, делала УЗИ, стояла на учёте, посещала врача с малышом. И всё в порядке было, ровно до момента, когда пошли в детский сад. Там полную медкомиссию назначили, и вот тут-то я испытала самый настоящий шок. Оказалось, что все три года сын с одной почкой жил. Как такое можно было просмотреть – до сих пор загадка. А ведь это и отдельное питание, и ограничение по нагрузке, и постоянные обследования. В борьбу отдали, но тренера предупредили. Всё под присмотром делал. А сейчас немного вес набрал и стесняется, видимо, ходить», – вспоминает мама мальчика.

Юсуф помогает маме готовить плов. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

Глядя на Юсуфа, даже не подумаешь, что у парня могут быть какие-то проблемы. Весёлый, улыбчивый, а ещё с младшим братом с радостью играет. Он нам и велосипед свой показал, и самокат. А потом вспомнил, что в доме морковь не чищена, а по семейной традиции каждую пятницу в доме готовят плов. Тут же приступил к заготовкам. К процессу приготовления подключилась и сестра.

Без образования беда

Галина говорит, что старшие всегда помогают. Вика для младших братьев как вторая мама: нянчится, гуляет, кормит. О такой помощнице можно только мечтать.

Правда, за Юсуфом не всегда уследить получается. Мальчику запрещены чипсы и другие вредные продукты, но, как все дети, он балуется этим на стороне, признаётся многодетная мама.

«Помимо чипсов Юсуф очень любит суши. Даже сам готовить их научился! Коврик специальный купили, все необходимые для приготовления продукты. Был период, когда всерьёз о профессии повара задумывался. Готова поддержать любое их решение. Главное, чтобы образование было. Сегодня без этого никуда. Знаю по себе.

В своё время и парикмахером мечтала быть, и поваром. А потом подружка решила в училище на эколога-лаборанта поступать, и я с ней за компанию. Хотя по химии всегда тройка была. Естественно, учёба давалась с трудом. И маме помогать нужно было: восемнадцать лет исполнилось – и устроилась официально на работу. Взяли охранником на деревообрабатывающее предприятие. Помню, ночью кто-то доски ворует, а меня такой страх взял! Даже выходить из вагончика не стала: жизнь дороже.

Беня - самый младший в семье. Фото: АиФ/ Сергей Нерозя

Там же на работе познакомилась с первым мужем, вышла замуж, в двадцать лет родила. Затем развод, потом второй брак… Словом, не до образования, нужно было детей чем-то кормить. Сейчас справляться помогает супруг Джурабек и моя мама. Застать мужа дома практически невозможно. Он трудится на красноярском заводе холодильников «Бирюса». Но справляемся. Признаюсь, только об одном жалею – что в последнем декрете не воспользовалась шансом учиться, ведь сегодня есть такая возможность. На своём опыте знаю, как трудно без профессии, поэтому детям желаю лучшей жизни», – говорит женщина.

В рамках проекта «Семья. Любовь. Сибирь. Семейное счастье в литературе и искусстве» мы рассказали о десяти многодетных семьях. Каждая из них особенна по-своему. За это время смогли заглянуть в самые потаённые уголки их жизни. Узнали, чем отличается воспитание в семье, где папа – священник. Легко ли стать родителями после пятидесяти лет, каково быть мамой тройняшек и как найти подход к взрослым детям. Как найти в своём сердце место для приёмных малышей, решиться взять ребенка с особенностями здоровья и где взять силы, чтобы успевать помогать другим.

Все наши герои очень разные, но всех их объединяет одно – любовь к детям.