Секретный рейс. В горах найден Ан-2, разбившийся 68 лет назад

Трагический финал затянувшегося полёта. © / скриншот youtube

21 апреля 1951 года погода была плохой, а прогноз - ещё хуже. И всё же диспетчер выпустил машину в рейс. Через час её попытались вернуть, но было уже поздно. Рация Ан-2 молчала. В пункт назначения самолёт не прибыл. В 70-е годы появились слухи, что он найден. Родственники ходили в управление гражданской авиации. Им показали личные дела, сказали, что нашли место катастрофы, обещали помочь. Но так ничего и не сделали. Дорого...Подробности удивительной истории рассказывает «АиФ-Красноярск».

   
   

«Вернусь - добелим»

Дочери командира корабля Сергея Пузырёва было чуть больше года, когда отец не вернулся из рейса. Её младшему брату - три месяца. Жили в страшной бедности.

«В тот день отец не должен был лететь, - вспоминает Галина Сергеевна. - Мы жили с бабушкой по папиной линии. И отец с мамой делали ремонт, белили потолки. Но в экипаже, который должен был везти груз пушнины, кто-то заболел, и было принято решение поменять его целиком. Мама рассказывала, что, уходя, отец сказал: «Вернусь - добелим», - но больше мы его не видели. 21 апреля весна ещё была неустойчивой. Самолёт был обледенелым, в небе настоящий шторм. Но их выпустили в небо».

Пилоты Ан-2. Фото: скриншот youtube

По тогдашним законам, пенсию по потере кормильца им дали только через три года после исчезновения отца. Денежное пособие оказалось мизерным. Матери пришлось устроиться на три работы, чтобы прокормить детей. Они с детства знали, что отец погиб и никогда не вернётся.

«Обычно про «папу-пилота» детям рассказывают, когда не знают имени отца, но мы знали точно: папа был пилотом и остался в небе навсегда, - рассказывает Галина. - Мама так больше и не вышла замуж. Тянулась, пытаясь вырастить нас с братом. И постоянно вспоминала отца. Папа любил пирожки с рисом и мясом, а мама регулярно их пекла: так мы его поминали. Жили очень трудно. Когда маме дали квартиру на улице Парижской Коммуны, за водой приходилось ходить к речному вокзалу. Лестница - 22 ступеньки, а мы, дети, несём ведра. Дом старый, купеческий, высокие потолки, печкой комнату не протопишь. Ужас».

Перевал авиаторов

Как показало самое краткое расследование, слухи о находке пропавшего самолёта не были пустыми. И, похоже, находили его не раз. Но Ан-2 так бы и остался лежать на склоне, если бы в историю случайно не вмешался пилот Алексей Канцедалов.

   
   

«Я готовился к рейсу в Ергаки. В руках оказалась карта-схема, на которой был обозначен Перевал авиаторов, - говорит Алексей Юрьевич. - Название меня заинтересовало. Начал рыться в Интернете. Оказалось, какие-то туристы-альпинисты видели обломки самолёта. Похоже, они и дали название. Стал сводить факты вместе: 1951 год, самолёт. Проверил катастрофы. В описании машины было упоминание, что винт деревянный. Значит, точно Ан-2. Так и попал на этот самолёт, пропавший без вести. Потом выпал рейс, и я смог побывать на месте падения. Нашли!»

На сохранившихся фрагментах самолёта пилот нашёл и серийный, и бортовой номера. Вернувшись в Красноярск, обратился в архив и полицию и вскоре получил на руки подтверждение: он нашёл пропавший 68 лет назад самолёт. Запрос в миграционную службу принёс неожиданно богатый результат. Родственники экипажа нашлись в Сосновоборске и Красноярске, всего 5 человек. Не обошлось и без анекдота. Руководитель адресно-справочного бюро Наталья Ашлапова обнаружила племянницу бортмеханика Хмельницкого в соседнем подъезде своего дома. Все родственники в один голос благодарят Алексея Канцедалова за чуткое отношение - у него же сердце уже болит за другое.

Обломки самолёта. Фото: ГУ МВД по Красноярскому краю

«Считаю, что главное в этой истории - судьба двух ребят: командира и второго пилота. Двух фронтовиков, прошедших войну и погибших уже в мирное время. Капитан корабля воевал с 1943 года, второй пилот всю войну прошёл, без единой царапины отлетал. Это как неизвестные солдаты. Ведь 1951 год - самое начало эксплуатации самолёта Ан-2, его выпускать-то начали в 1949 году. Научить и подсказать, рассказать об особенностях машины некому было. Экипаж по маршруту не летал, поэтому им дали штурмана, который здесь работал. По-моему, сейчас важно разыскать останки и захоронить по-человечески, всё-таки 4 человека погибли».

Вот только опять всё упрётся в деньги. Гражданской авиации сейчас нет. Погибшие герои ничьи. Значит, и заступиться за них будет некому?

Справка
Самолёт - Ан-2; бортовой номер - А2597; маршрут - Красноярск - Абакан - Кызыл; экипаж: командир корабля Пузырёв С. С., второй пилот Васильев Л. Ф., штурман Медведев В. И. и бортмеханик Хмельницкий Ю. Л.