«Сердюковщина», взятки, клановость. Громкие коррупционные дела Красноярска

Чиновники нередко оказываются в центре коррупционных скандалов. © / Shutterstock.com

В стране кризис, во многих сферах сокращают сотрудников, урезают бюджеты. При этом регулярно достоянием общественности становится информация о казнокрадах, которые набивают свой карман. Как остановить безу­держное расхищение бюджета? Кто из чиновников привык купаться в роскоши и даже в кризис не желает отказывать себе ни в чём? Почему у бизнеса есть только одна дорога к успеху - через взятки? Об этом за круг­лым столом говорили эксперты «АиФ-Красноярск» накануне Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря.

   
   

Депутатов подвела память

Количество преступлений, связанных с коррупцией в Красноярском крае, за год увеличилось на 4%. Почти в два раза больше оперативники выявили случаев хищений в крупном и особо крупном размере. Средний размер взятки за год вырос в пять раз (!) и сейчас составляет 444 тысячи рублей.

Уходящий 2016 год был непростым для тех органов, которые борются с извечной русской бедой - коррупцией. Возбуждены значимые уголовные дела, многие чиновники достаточно высокого уровня привлечены к уголовной ответственности, некоторые из слуг народа уволены. Депутатский корпус и вовсе как будто был застигнут врасплох декларационной кампанией. Многие законотворцы либо забыли, либо намеренно не стали декларировать свои доходы и расходы. 20 депутатов красноярского горсовета могут лишиться мандатов из-за такой «забывчивости».

В текущем году прокурорами края изучено более 24 тысяч нормативно-правовых актов. В 1082 из них выявлены и устранены те самые лазейки, которые давали возможность воровать. Результативные проверки проведены в министерствах природных ресурсов, экологии края, транспорта, здравоохранения, финансов, социальной политики и в управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю. Выявлена масса нарушений. За некоторыми из них последовали увольнения чиновников. Сам собою напрашивается вопрос, почему, несмотря на все усилия правоохранительных органов, коррупционных преступлений меньше не становится.

«Потому что во власти работает огромное число некомпетентных людей, - считает Анатолий САМКОВ, депутат Заксобрания края. - Взять то же дело Маршалкиной (экс-замминистра экономического развития края). А кто её рекомендовал? Как она попала в правительство? Кто-то должен за это ответить. У нас в крае слово «клановость» подменяют словом «команда». К сожалению, есть и неприкасаемые, особенно на федеральном уровне. Даже слово такое появилось - сердюковщина. Это самое страшное дело», - уверен депутат.
Инфографика - Максим Тодорашко. Фото: АиФ

Чиновник должен быть нищим, но умным

Ещё одна причина, порождающая злоупотребление служебным положением, по мнению всех участников круглого стола, - это отсутствие чётких регламентированных правил, что же положено чиновнику.

«Чем скромнее, тем лучше - такова политика власти, - пояснил Андрей ПОПОВ, заместитель начальника управления губернатора края по безопасности, профилактике коррупционных и иных правонарушений. - В связи с дефицитом бюджета всем сотрудникам администрации рекомендовано снизить расходы, ограничить количество командировок за рубеж. Автопарк у министерств и без того очень старенький. А телефоны, лично в нашем управлении, древние, кнопочные. И вообще считается, что сотрудник нашего управления должен быть нищим, но умным».    
   

Правда, Михаил САВЧИН, прокурор Красноярского края, привёл несколько другие данные. «К сожалению, проверки, проведённые в 2016 году, показывают, что не очень-то стремятся урезать свои аппетиты чиновники. Выявлены вопиющие факты. Например, сотрудники администрации Красноярска летали в зарубежные командировки с очень сомнительными полутуристическими целями, селились в пятизвездочные отели. И убедительных доказательств, что это было нужно городу, мы так и не получили.

Чиновники муниципального уровня позволяют себе регулярное обслуживание в вип-залах аэропортов. Для их дотационных бюджетов это очень затратно. Министры, чиновники правительства края с какими-то сомнительными целями летали в длительные заграничные командировки. Если меня вызывают в командировку в Москву, чётко указывается, что прокуратура мне оплатит за сутки проживания в гостинице не более 2,5 тысячи рублей. Хочу я поселиться в гостинице побогаче - всё остальное за мой счёт. Если бы такие чёткие критерии были прописаны на всех уровнях, всё было бы понятно и проверяемо. Но таких критериев не существует, министерства и ведомства не торопятся их принять именно потому, что в мутной воде легче летать за границу», - заключил прокурор.

2,7 млн рублей - на банкет

У нас часто говорят, что власть зажимает бизнес. Но почему-то забывают о тех случаях, когда чиновники закрывают глаза на произвол некоторых предприимчивых дельцов. Почему власть бездействует? На бездеятельность чиновников жалуются и многие жители районов края. В редакцию  такие обращения поступают регулярно. В поисках справедливости люди пишут во все инстанции: от сельских советов до президента.

Несколько таких обращений процитировал во время круг­лого стола депутат ЗС Анатолий Самков. «Жители поселка Роща Уярского района обратились с просьбой принять меры к гражданам Китая, которые в окрестностях посёлка строят завод по производству древесного угля. В ответ на депутатский запрос администрация Уярского района заявляет, что данный участок никому в пользование не предоставлялся. Проектная документация не согласовывалась. Что же получается: огромные ямы, обложенные кирпичом, не заметить невозможно. Сотни жителей об этом говорят, дым стоит над всем районом. Почему никто не вмешивается?»

Ещё один пример Анатолий Самков привёл не только как депутат, но и как представитель всероссийского общественного движения. «На последнем съезде Народного фронта говорили, что благодаря деятельности общественников по всей стране отменены сомнительные госзакупки примерно на 680 млрд рублей. У нас цифры поскромнее. Мы за три года отменили закупки на 300 млн рублей. И эта работа продолжается. Недавно обнаружили госзакупку от одного крупного банка. Новогодний банкет для руководства хотели закатить стоимостью в
2 млн 700 тысяч рублей. Вообще-то в банке государственный пакет акций. А значит, частично эта вечеринка была бы оплачена за счёт бюджета.
Я считаю, что на такие факты должна быть адекватная резкая реакция контролирующих органов».

Кто мешает бизнесу?

Продолжил тему взаимодействия бизнеса и власти Сергей РУССКИХ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае. «У нас часто так бывает: всё по закону, но не по-человечески. Только после драки, кадры которой выложили в Интернет, в Красноярске началась борьба с незаконными стоянками. А мы что, не знали, что эти стоянки существуют на территории каждого района города? У владельцев нет ни договоров, никаких других документов. Они ведут незаконную предпринимательскую деятельность. Впрочем, и самих владельцев найти не могут. Абсурд! Могу предположить, что собственники несут мзду тем, кто их не может найти.

А вот другой вопиющий пример. В детские сады края завозят сливочное масло по 200 руб. за килограмм. Мы что, не понимаем, что нет такой цены на масло? А орган, который проводит торги, разве не понимает: если поставщик снижает цену с 800 до 200 рублей за килограмм, это значит, что он предлагает нам совершенно другой продукт? Мы все становимся соучастниками этого сговора. Потому что все вроде бы правильно, всё по закону. Только наши дети едят не масло, а солидол.

Чтобы бизнес развивался, нужны не только карательные меры, но и помощь. Фото: АиФ/ Фото Александра Фирсова

Компания МРСК в 2016 году была оштрафована на 38 млн рублей за одно и то же нарушение: за то, что не выдают техусловия на присоединение к электросетям. Компания платит штрафы, но дальше действий никаких не происходит. Ни одно министерство или ведомство не занимается этой работой. А предприниматель три года не может получить подключение к электропитанию.

Это только несколько примеров того, как дыры в законе дают возможность кому-то наживаться. И чиновники не предпринимают никаких усилий, чтобы эти дыры залатать».

Самые громкие коррупционные дела

- Хищение 2 млрд рублей со счетов крупнейшей управляющей компании. В настоящий момент дело зашло в тупик. Пока никто не может выяснить, куда же были израсходованы средства, которые копили на капитальный ремонт домов жители Красноярска.

- Депутат Владимир Седов осуждён по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Известный борец с коррупцией, сам неоднократно критикующий чиновников, был уличён в получении взятки более 1 млн рублей. Ближайшие 3,5 года бывший народный избранник проведёт в колонии.

- В ноябре прошлого года за взятку в 17 млн рублей арестовали заместителя министра экономического развития края Надежду Маршалкину. Позже экс-чиновнице был предъявлен ещё ряд обвинений, и, по последним данным, теперь речь идёт уже о сумме в 72 млн. Следствие продолжается.

- Глава Минусинского района Александр Шахов ушёл в отставку после прокурорской проверки. Вопреки требованиям закона глава района напрямую участвовал в деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, не предоставлял сведения о доходах несовершеннолетней дочери и длительно не принимал меры к урегулированию конфликта интересов с подчинённым работником.

Мнение

Эдуард ХАВАБУ, и. о. начальника полиции ГУ МВД России по Красноярскому краю: «Одним из инструментов помощи государству в период кризиса я считаю грамотную работу по предотвращению хищений денежных средств из бюджета. Каждый неукраденный рубль - это наш вклад. Именно поэтому в 2016 году мы перестроили свою работу, сделали акцент на выявлении преступлений в бюджетной сфере. Внимательно следим за расходной частью казны края - это 207 млрд рублей, за тем, как расходуются средства на целевые программы - 3,5 млрд. Мы, безусловно, внимательно следим за освоением денежных средств, предназначенных для строительства объектов Универсиады. Знаем, сколько запланировано потратить на каждый из 34 объектов. Всего в этом году должно быть освоено чуть более 2 млрд рублей. На данный момент освоены 1 млрд 800 млн. И пока у нас нет информации о хищении хотя бы рубля из этой суммы».

Позиция

Геннадий Храмов, член Совета Гражданской ассамб­леи края, член общественного совета при ГУВД края: «Всё чаще прихожу к выводу, что наше законодательство умышленно искажено так, чтобы коррупция процветала. Выявляются громкие дела, когда чиновники миллиарды воруют, при этом государство не имеет право конфисковать то, что человек наворовал. В нормальном государстве этого не может быть. В крае больше 50 органов, которые контролируют качество продуктов, медицинских услуг, препаратов и т. д. Но они работают неэффективно. Столько создано законов, комиссий, но коррупции меньше не становится. Потому что нет чёткого распределения, что можно, а что нельзя. В Чувашской республике человека посадили на два года за то, что он не заплатил по решению суда 565 рублей. Там же человек украл 54 млн. Ему дали полгода условно. Разве это адекватное решение суда? Каждый чиновник должен знать: если нарушил закон, обязательно придёт наказание».