Сокровища Енисея. Экспедиция на север завершилась сенсационной находкой

По северным рекам - на парусном катамаране в поисках затонувших кораблей. © / Русское географическое общество

Енисей - одна из немногих рек, доступных для прохождения морских судов. Начиная с 19-го века сюда из Карского моря заходили английские, немецкие, скандинавские, русские корабли. Вернуться удавалось не каждому. Многие нашли последнее пристанище на дне.

   
   

Недавно путешественники, искавшие следы затонувших кораблей, возвратились из северной экспедиции длиной в месяц, совершив на парусном катамаране историческое открытие. О результатах экспедиции рассказывает корреспондент «АиФ-Красноярск». 

Как река поглотила… «Темзу»

Путешественников можно поздравить. Судя по всему, им удалось получить графическое изображение первого парового судна, зашедшего в Енисей и затонувшего в конце 19-го века. Это легендарный корабль «Темза», построенный в 1847 году в Англии и затонувший в Енисее в 1878-м. Его поисками давно занимается краевое отделение РГО.

Уже расшифрованы первые снимки останков судна в устье реки Сальная Курья, сделанные гидролокатором бокового обзора. На них предположительно видны останки английской полярной паровой шхуны.

Судя по всему, найдено легендарное судно «Темза». Фото: Из архива Сиб госуниверситета науки и технологий имени ак. М.Ф. Решетнева

«Только после окончательного дешифрирования будет окончательно установлено, что это за судно, - сообщил Александр Гончаров. - Но мы с большой степенью уверенности можем сообщить, что это графические изображения той самой «Темзы». К сожалению, состояние корабля очень плохое. В конце 1980-х годов в Сальной Курье производились дноуглубительные работы, в ходе которых судно сильно пострадало. Будем ждать окончательных результатов».

Исследовать дно будет подводный робот

Главной целью экспедиции был не поиск кораблей, а начало создания единой географической информационной системы (ГИС) реки Енисей, её притоков, а также некоторых прибрежных районов Карского моря. 

Кстати
Подъём предметов с исторических памятников без соответствующего разрешения запрещён законом. Исследователи использовали только бесконтактные методы изучения объек­тов, а именно производили съёмку гидролокатором бокового обзора. Прибор позволяет «увидеть» дно водоёма и рассмотреть, какие объекты там находятся, определить грунт и рельеф дна. Чтобы определить состояние останков, необходимо использовать специальную робототехнику или погружаться. В следующем году учёные продолжат работу. Для этих целей команда исследователей из СибГУ им. М. Ф. Решетнёва разрабатывает специального глубоководного робота.

В настоящее время дно Енисея изучено гидрографически - в основном для нужд судоходства. Проведена геологическая съёмка, дно промерено по фарватеру, но комплексных батиметрических данных нет. Создание единой ГИС позволит проследить динамику геоморфологических изменений и сделать судоходство возможным в районах, которые сейчас не используются. Это будет иметь в том числе экономический эффект. Благодаря нашим исследователям первые модели такой системы появятся уже в этом году.

   
   

«Пользователи, заходя в систему, будут видеть спутниковую и топографическую карты, лоции за разные годы, батиметрическую картинку и акустическое изображение. А для отдельных интересных мест с помощью подводного робота будет создано видео- и фотоизображение», - говорит Александр Гончаров.

Кстати, планируется создать серийного недорогого робота, доступного каждому любителю в той же степени, что и воздушные дроны. Люди смогут снимать под водой и дополнять систему своими данными.

Сокровища под водой

Уместным кажется опасение, что ГИС вызовет интерес у подводного вида «чёрных копателей», которые ринутся разграб­лять сокровища затонувших кораблей. Однако, по мнению Александра Гончарова, беспокойство излишне.

«Золота, бриллиантов, испанских галеонов у нас не было. Не отрицаю, что в 17-м веке - во время активной пушной торговли, освоения Сибири - могли быть затонувшие суда с ценным грузом, но их найти очень трудно. А те, которые тонули в Енисее в 19-20-м веках, уходили под воду медленно, поэтому всё было разграблено уже тогда. Кроме того, найденные объекты не появятся на картах до тех пор, пока мы не установим, что на них ничего ценного нет. А учёт всех объектов и внесение их в список объектов культурно-исторического наследия будет способствовать дальнейшему изучению памятников». 

Карта Туруханск - Усть-порт. Фото: Русское географическое общество

Словом, для авантюристов и любителей наживы наша река не представляет интереса. А вот для учёных, сохраняющих историческую память, Енисей припас немало ценных находок. Поэтому бескорыстным энтузиастам есть что поискать.

«Например, в районе Бреховских островов затонул русский клипербот «Северное сияние». В 1905 году ушёл под воду английский пароход «Роддам». Во время Русско-японской войны он входил в состав экспедиции Министерства путей сообщения, доставлял грузы в Сибирь, - рассказывает Александр. - Думаю, от него осталось многое - чем холоднее вода, тем лучше сохранность затонувших объектов. А также хочется найти некоторые суда, погибшие на Енисее во время войны. Поэтому мы и в дальнейшем будем работать на Енисее. Планируем изучить части рек Пясина и Обь. До этого мы проводили полевые исследования на Нижнем Енисее. В 2015 и 2016 году поисковый проект назывался «Где «Темза» встречается с Енисеем». Он был направлен главным образом на выявление объектов культурно-исторического наследия, связанных с историей освоения Северного морского пути».

Мнение эксперта

Пресс-секретарь краевого отделения РГО Владислав Власов:

- «Темза» - судно поистине историческое. Одним из первых исследователей Северного морского пути был английский мореплаватель Джозеф Виггинс. Он несколько раз пытался пройти по Карскому морю. Наконец, в 1876 году это ему удалось. В 1877 году шхуна села на мель в районе современной Игарки. «Темза» могла сняться с мели, только сбросив графит, подаренный местным купцом Михаилом Сидоровым за открытие входа в Енисей. Но и это не помогло: вода в Енисее сильно упала и судно «обсохло». Виггинс продал корабль енисейским пароходо­владельцам и отправил команду сухим путём в Англию. «Темзу» же затопило во время весеннего паводка. Именно с этой паровой шхуны начался отсчёт погибших на Енисее кораблей. Находка наших исследователей важна для сохранения исторической памяти о людях, участвовавших в освоении российского Севера.