Среди гор и зелёной тайги. В хакасском селе Матур испокон веков живут шорцы

В следующем году село отметит 200-летие, хотя обживать эти места начали гораздо раньше. © / Равиль Дзязько / АиФ

Матур на хакасском языке звучит как Мадыр. Название село получило от реки. В следующем году оно отметит 200-летие, хотя обживать эти места начали гораздо раньше. Первые письменные упоминания о людях, кочующих по берегам реки, относятся к 1616–1617 гг. Жители Матура знают его историю. И даже ведут летопись.

   
   

Дотронуться до облаков…

Хотите в тишину, покой, на природу, чтобы воздух пьянил и душа рвалась ввысь? Тогда в Хакасию, в таёжное село Матур.

Из Абакана часа три езды, это 200 км по асфальту и гравийке. Зато перед вами всё ландшафтное многообразие древней земли: горы, степи и тайга. Можно даже увидеть, как облака спус­каются к подножью гор: дотянуться бы до них и погладить воздушный бок.

Из Красноярска путь будет в три раза дольше. Тогда ехать надо на несколько дней, чтобы побродить по тайге, которая за окраиной села, и, если повезёт, набрать даров - грибов и ягод, которых здесь вдоволь.

Сегодня в Матуре проживают 1205 человек, из них 127 – шорцы. В селе 92 личных подсобных хозяйства. С марта нынешнего года радует аккуратненький, хоть и стандартный, ФАП. Простые анализы можно сдать в местной лаборатории, как и сделать кардиограмму, более сложные – в Таштыпской районной больнице, куда ездит санитарная машина, в том числе доставляя тяжёлых больных в район, а уже оттуда – в Абакан. К примеру, рожениц в перинатальный центр. Современная школа рассчитана на 240 учеников. Есть детский сад.

Евгения Иванова, библиотекарь, а по призванию краевед, историю своего села знает досконально. Регулярно обновляет информацию о Матуре на сайте районной библиотеки. Влюблённая в родной край, Евгения Александровна может рассказывать о нём часами.

«Матур назвали в честь реки. Первые письменные упоминания о людях, кочующих по её берегам, относятся к 1616–1617 гг. Русский посол Василий Тюменец докладывал алтын-хану: "Кочевники из Табанского аймака Алтырского улуса живут по лесам меж гор, переходят, где кому место полюбится. Шубы носят оленьи и козьи, кормятся зверем"».

   
   

С того времени в пейзаже мало что изменилось. Вокруг деревни горы, покрытые густым лесом, в котором немало зверья. Шубы, правда, заменили на мутоновые и норковые.

«Годом основания села официально считается 1825-й. Но, согласно переписи 1897 года, здесь находился шорский аал Тазлашев, где было 39 хозяйств, – продолжает Евгения Александ­ровна. – Жили охотой, рыбалкой, собирали ягоды и кед­ровые орехи. Держали крупный рогатый скот, лошадей».

И сегодня жители Матура занимаются почти тем же. Как и много веков назад, собирают и засаливают папоротник, из него делают невероятно вкусные и полезные блюда. На подходе сбор брусники, черники, кедровых шишек. Экология в чистом виде.

На заработки со всей страны

В 1925 году в Матуре началась лесозаготовка. В 1928-м появился лесозаготовительный пункт. Сюда на заработки стали приезжать со всей страны. Многие ехали семьями.

Расцвет села пришёлся на послевоенные годы. Леспромхоз, кроме заготовки древесины, занимался добычей живицы, из которой заводы вырабатывали скипидар, канифоль и другие химические продукты, заготавливали пихтовое масло. В 1977–1983 гг. в селе проживало более 4 тыс. человек. Строились дома, работали участковая больница со стацио­наром на 30 коек, столовая, кондитерский цех, пекарня, было овощехранилище.

В годы перестройки, оставшись без государственных дотаций, леспромхоз перешёл на хозрасчёт и самофинансирование. Продавали комель – на дрова, вершинник – в Аскиз на переработку, делали садовые домики. В 1996 году в акционерном обществе «Матурский леспромхоз» из 800 осталось 160 человек. А к концу девяностых – лишь долги по зарплате, густые заросли крапивы и груды ржавого металлолома.

Сегодня в селе нет производства, наблюдается отток жителей. И если всё останется на нынешнем уровне, через несколько лет Матур приобретёт статус малого села.

Фото: АиФ/ Равиль Дзязько

По словам главы сельсовета Натальи Ивановой, пока жизнь селу дают и новый ДК, и замечательная деревянная церковь, куда батюшка из Таштыпа приезжает по субботам, и почта, и шесть магазинов. Работает в меру возможностей матурское отделение Таштыпского лесхоза – в его ведении посадки, отведение делян. А ещё здесь заложили парк, выиграв грант на его создание.

Наталья Сергеевна родилась здесь же, в Матуре. Окончила Красноярский аграрный университет, работала специалистом по землеустройству, а в 2022 году её выбрали главой поселения. В завтрашний день смотрит без оптимизма.

«Если честно, скорее всего, будущего у нашего села нет. Возрождение прежних предприятий или создание новых не планируется: нет инвесторов. Чтобы реанимировать, к примеру, лесоперерабатывающий завод, надо вложиться по-крупному, найти человека, болеющего сердцем за Матур».

И спляшем, и споём

В Матуре четыре шорские общины. Мы подружились с «Чыл­тыс» (Звезда), руководит которой Наталья Шулбаева. Лёгкие на подъём, доброжелательные и гостеприимные женщины юны душой и готовы участвовать в разных мероприятиях.

«Мы занимаемся возрождением шорских традиций, культуры. И спляшем, и споём, костюмы шьём сами. Участвуем в общественной жизни: у кого какие проблемы – подскажем, поможем. В Матурском сельсовете проживают 127 шорцев. По факту больше, но национальность надо подтвердить документами, которые можно найти в архивах, церковных книгах. Раньше из Матура пешком ходили в Таш­тагол, что в Кемеровской области, место компактного проживания шорцев. У меня там 16 двоюродных братьев и сестёр».

В Матуре четыре шорские общины. Фото: Хакасский краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова

В Хакасии, по данным республиканского Миннацполитики, проживают 1445 шорцев. По закону им как малочисленным коренным народам положены льготы.

Шорцы могут уйти на пенсию раньше: женщины в 50, мужчины – в 55 лет. В целях ведения хозяйственной деятельности безвозмездно пользуются земельными участками для выпаса домашних животных, охотничьими и сенокосными угодьями, орехово-промыс­ловыми лесными участками. Имеют право бесплатно заготавливать древесину для собственных нужд, но исходя из установленных в республике нормативов.

Кстати, шорцы о своих правах и льготах знают мало. Например, о том, что могут возводить на выделенном участке временные строения и сооружения, которые нужны для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочис­ленных народов.

Наталья Алексеевна Шулбаева верит, что Матур возродится.

«Места у нас красивые. Можно и турбазы построить для желающих отдохнуть от городской суеты, попробовать блюда национальной кухни».

Рукастые – работящие

Красиво здесь, в Матуре. Дышится легко, душа отдыхает. Казалось бы, почему не пожить в прекрасном таёжном селе? При въезде в него как не обратить внимание на замечательный дом на пригорке, с террасы которого открывается изумительный вид на Матур и синеющие по вечерам горы! Дом личного подворья семьи Федоскиных.

Фото: АиФ/ Равиль Дзязько

«Мы с мужем только глянули – и ахнули: всё, берём участки под усадьбу здесь!» - говорит хозяйка поместья Оксана Федоскина.

Во дворе затейливой резьбы баня, тенистые беседки в том же стиле, аккуратные хозяйственные постройки. Причём если каркас этих строений возводили муж Антон и сын Николай, то всю столярную, дизайнерскую работу делала Оксана. Дерево послушно её рукам: хозяйка в своё время окончила политехнический колледж Абакана, получив специальность технолога деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Так что на территории усадьбы имеется столярная мастерская со всеми необходимыми инструментами и станками. Здесь запах стружки и досок. Оксана показывает только что выточенную фигурную ножку к будущей кровати для первого внука Богдана.

На сказочном дворе затей не перечесть: пруд с кувшинками, скульптура аиста из бетона, море цветов...

В хозяйстве Федоскиных всё идёт в дело: осталось от строительства дома много монтажной пены – пожалуйста: хоть и недолговечные, но интересные поделки украсили усадьбу.

Кстати, Оксана училась и на преподавателя прикладного искусства, но бросила: «Рисовать не умею!» Похоже, это единственное, чего не умеет энергичная хозяйка – здесь, в домашней сказке, разве что картин маслом нет. Но некоторое разделение на мужские и женские занятия всё же имеет место быть. «Я по дереву, по оформлению пространства, а муж Антон – по железу: технике, сварке, ремонту».

И коня на скаку остановит…

Корни у Оксаны по материнской линии чисто казачьи.

«Нам удалось проследить свою родословную аж с екатерининских времён, когда казаки пришли из Центральной России в Омскую область. Получилась целая книга – с датами, фамилиями, насколько это было возможно. Есть кое-что и по родне мужа. Теперь попробуй разберись, где какая кровь. Внука мы называем русским шорцем, ведь невестка Оля – шорка.

Оксана Федоскина не может сидеть сложа руки, такой у неё характер.  Фото: АиФ/ Равиль Дзязько

А с будущим мужем познакомилась на автовокзале Абакана. Девочка, с которой мы вместе жили в общежитии колледжа, пригласила меня съездить в красивое таёжное село Матур, откуда она родом. Здесь, на автовокзале, к нам подошёл её одноклассник Антон Федоскин. Так и случился «первый взгляд»... Вскоре Антон ушёл в армию, а когда вернулся, мы поженились. Сразу стали жить самостоятельно, заработали на наш первый маленький дом в Матуре: тогда жильё здесь было относительно дёшево. Первые годы муж был официально устроен охотником, с осени уходил в тайгу».

Об Оксане Федоскиной так и хочется сказать: есть женщины в русских (шорских) селеньях! У неё права водителя категорий А, В, С, трактора, квадроцикла, снегохода, лодки. Но с последней лучше управляется Антон: «Всё-таки катер тяжёлый». Это воспринимаешь с улыбкой, ведь Оксана, случись такая оказия, и коня на скаку остановит. Тем более кони под рукой. И не только они, но и коровы, поросята, кролики, гуси, индюки, куры и одна коза. «Для души она», – смеётся Оксана.

Управляемся сами

Одно время хозяйство Федоскиных было в статусе крестьянско-фермерского. Потом супруги сократили поголовье, и оно стало личным подсобным.

«Мы не привыкли, что нам кто-то что-то даст. Всё сами, – уверена Оксана. – Когда в самом начале мы считались индивидуальными предпринимателями, даже детских пособий не получали: не положено. Да у нас, в принципе, всё уже есть: два трактора (сын на одном, муж на другом), два набора косилок и прочая необходимая техника. Управляемся сами. И дом этот построили быстро, буквально за год...

Кстати, есть нынче в народе такая тенденция: обыватели только берут, но ничего не дают – мол, «мне должны»... Я ездила в детстве к родне в Омскую область, видела, как мои казачки, бабушки-прабабушки, живут. Бабушка Мария Нестеровна, строгая, но справедливая, говорила: «В доме должно быть всё, и чтобы ни один кусочек не пропадал». Вот и я так: заготовок (включая мясные консервы) делаю ровно столько, сколько домашние съедят... Горожанами мы себя не видим – ни Антон, ни я: в селе сами себе хозяева. Кроме животных, огород, две теплицы – выше крыши нам! Привыкли к этому».

Но надо расставить акценты: Оксана Федоскина считает, что жить надо не для того, чтобы работать, а работать для того, чтобы жить. В частности, не добывать деньги ради денег.

«Мы с семьёй очень любим путешествовать, открывать для себя и нашу страну, и мир. Вам все страны перечислить, или как? – задорно смеётся Оксана. – Несколько раз ездили во Вьетнам, Таиланд, Турцию, Китай, Израиль, на Бали... Море, солнце, воздух... Но каждый раз с радостью возвращаемся домой, в этот, созданный своими руками, родной уголок среди зелёной тайги».

Фото: АиФ/ Равиль Дзязько

Священник и первый учитель

Культурное развитие и просвещение села Матур связано с именем Иоанна Штыгашева (1861–1915) – священника-просветителя и первого учителя.

Родился Иоанн в улусе Матур в 1861 году. В 16 лет ушёл учиться в ближайшую (300 км) миссио­нерскую школу Кузедеева, а затем в училище Алтайской духовной миссии. Приехав на каникулы, организовал в Матуре строительство часовни. В 1880 году она была построена и освящена протоиереем В. И. Вербицким.

Фото: Википедия

После училища продолжил обучение в Казанской учительской семинарии. Вернувшись на родину, возглавил строительство первой в Матуре школы, средства на которую выделил таштыпский купец Д. И. Иванов.

Школа была одноклассная и предусматривала трёх- или четырёхгодичное обучение со строгой системой экзаменов. Преподавание велось на русском и родном (шорском) языках.

Впоследствии выпускники Матурской церковно-приходской школы Пётр Штыгашев и Ананий Казанаков вошли в число первых авторов учебников для национальных школ советской Хакасии. Пётр Штыгашев стал одним из основателей национальной поэзии Хакасии и Горной Шории.

В 1888 году стараниями Иоанна Штыгашева был построен первый небольшой храм во имя Дмитрия Солоунского. В июне 1909 года возведён новый, больший по размеру храм, но в октябре он сгорел из-за неисправности печной трубы.

Петербургский купец Михаил Дмитриевич Усов, прочитав в «Православном Благовестнике» о сгоревшей церкви и болезни священника, восстановил сгоревший храм в Матуре. В 1912 году он был освящён во имя Святой Живоначальной Троицы, службы в нём продолжались до 1935 года.

Из воспоминаний старожила Таисии Савельевны Федоскиной: «Когда стали разрушать церковь, не могли найти желающих сбросить купола с крестами. Нашёлся молодой парень Пётр. После разрушения храма, на следующий день, он заболел. Через три дня умер в районной больнице».

Колокола с разрушенного храма было решено переплавить в Абазе. Малые колокола отправили по таштыпской дороге. А большой колокол решили сплавить по реке. Но в устье реки Матур колокол попал в воронку и затонул. Находящееся на территории церк­ви место захоронения Иоанна Штыгашева сравняли с землёй, предав забвению. А в здании храма какое-то время был клуб.

Владимир Штыгашев, председатель Верховного Совета Республики Хакасия с 1992 по 2023 год, прямой потомок священника, в течение многих лет мечтал восстановить церковь в память о своём предке. Но только в 2019 году на пожерт­вования удалось возвести церковь. Её освящение состоялось при участии архиепископа Абаканского и Хакасского Ионафана, представителей властей и меценатов, жителей села.

***

В годы Великой Отечественной войны с территории Матурского сельсовета призвано более 240 человек Погибли и пропали без вести 187 человек. Орденами Отечественной войны и Красной Звезды награждены 44 фронтовика. Звания Героя Советского Союза 21 февраля 1945 года удостоен Георгий Трофимович Зорин. С командой разведчиков он форсировал реку Вислу, закрепился на господствующей высоте, чем оказал неоценимую помощь основной группе наших войск. После войны в селе проживало более сотни вернувшихся с войны солдат Победы.

 В годы Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести 187 жителей села.Фото: АиФ/ Равиль Дзязько