Учителя попали в сети. Есть ли место личному контенту у педагогов?

Большинство детей сейчас живут в виртуальном мире. © / Максим Тодорашко / Коллаж АиФ

Может ли педагог вести личную страницу в соцсетях, рассказывать о чём-то помимо учёбы? А фотографироваться в купальнике во время отпуска? А кривляться в видео? На прошлой неделе тема соцсетей и педагогов обсуждалась очень громко. Вместе с экспертами «АиФ-Красноярск» разбирался с личным и общественным в соцсетях учителей. 

   
   

Во всём виноват «тик-ток»?

«Всем здравствуйте, я Дарья Лейко, молодой педагог, и недавно про меня вышла статья в местных СМИ о том, что я снимаю ролики в «Тик-Ток». Этому, кстати, меня научили мои ученики, за что им отдельное спасибо. Когда ты не только учишь, но и учишься у молодого поколения, любая работа будет в удовольствие. Но буквально через час мне стала звонить, писать администрация школы, ссылаясь на управление образования Ачинского района, и говорить, что начали поступать жалобы на мои видео от родителей и ещё от кого-то. Даже не знаю, что они в них увидели такого, что посчитали меня, видимо, некомпетентным педагогом. В диалоге стали звучать такие слова, как «заявление», «прокуратура». Я неконфликтный человек, и чтобы избежать разговоров, приняла решение удалить аккаунт в «Тик-Ток», – так начинается видеообращение, которое появилось неделю назад на личной странице педагога из посёлка Горный Ачинского района Дарьи Лейко. 

Она объяснила, что не жалуется, просто объясняет ситуацию обеспокоенным ученикам. Те закидали её сообщениями сразу же после удаления аккаунта. Слова «прокуратура», «заявление» прозвучали, со слов директора поселковой школы, от недовольных родителей. Якобы учитель материлась в видео и незаконно использовала изображения своих учеников.

Интересно, что под видео про удалённый аккаунт десятки сообщений со словами поддержки от родителей. Дарью Лейко называют лучиком позитива в тёмном царстве и самым лучшим учителем, а ученики отмечают, что с её помощью они занимали первые места в соревнованиях по английскому языку, который она преподаёт.

«Так это же современная педагогика. Реджио-подход – учиться у детей и быть в партнёрских отношениях в изучении предмета! Увы, в маленьких городках это ещё не скоро будет актуально. Москва, Санкт-Петербург, частные школы ждут вас!» – отметила в комментариях директор частного сада Анна Кайданович.

За два месяца до случая в Сибири в Санкт-Петербурге уволили молодого учителя Дарину Сергееву за тот же «Тик-Ток», с формулировкой «обесценивает статус учителя». Два года назад вся страна обсуждала, могут ли учителя выкладывать фото из отпуска в купальниках и надо ли их за это увольнять. Вопрос, как вести личные соцсети, – это продолжение многолетней общественной дискуссии.

Стоит сказать, что после кейса с купальниками Минпросвещения упростило дресс-код для учителей в «Этическом кодексе для педагога». Но общий подход к личным соцсетям пока не выработан. Если в посёлке Горный смешные видео вызывают возмущение, то из других школ Дарье Лейко приходят приглашения на работу.

   
   

Комментарий
Педагог дополнительного образования средней школы № 150 Светлана Миронова: «Как педагог дополнительного образования, сама веду несколько страниц в соцсетях, где выкладываю различный образовательный контент. Реальность такова, что современные дети все в «Инстаграме», в «Тик-Ток», и чтобы достучаться до них, педагогам нужно развивать себя. Надо сказать, что очень удобно смотреть за детьми в соцсетях, вслух они часто что-то стесняются сказать, а в личных сообщениях могут написать, спросить. В прежней школе, где я работала, ученики вступили в группу «Подслушано в школе» и добавили туда преподавателей. И мы наблюдали за очень откровенными обсуждениями: кто из учителей что сказал, кто во что одет. Можно возмущаться, но, на мой взгляд, лучше брать информацию и делать выводы. Личную страничку я тоже веду. Интересно, что я заводила для связи с учениками аккаунт «ВКонтакте», а для родных – в «Одноклассниках», но они и в «Одноклассники» как-то просочились. Да, содержание постов приходится контролировать, слишком личное о своей жизни не выложишь, но я и сама не сторонница такого. А с другой стороны, то, что выкладывают учителя, – это их дело. Почему продавец или врач может выложить фото с вечеринки, а учитель нет? Он разве не такой же человек?»

Личного не нужно

«Я не понимаю, для чего выкладывать личную жизнь всем на обозрение? Это относится к вопросу воспитания и понимания, хочется ли жить, как в «Шоу Трумана», и готов ли ты впустить в личную жизнь весь мир. Если да, то будь готов выслушать любую реакцию. На своей личной странице в «Инстаграме» я выкладываю фото и видео занятий с учениками, полезную информацию, могу выложить, как ходила на Столбы. Страницу «ВКонтакте» использую как копилку интересных материалов. На меня подписаны и ученики, и родители, так что контент для них подходящий. А вот использовать соцсети для обучения можно и нужно», – рассказала учитель русского языка и литературы лицея № 9 «Лидер» Светлана Бантыш.

О том, что учителям нельзя выкладывать личные фото, смешные видео, говорят многие учителя. Но и желание вести соцсети есть у многих. Поэтому современные диджитал-технологии становятся не средством личного самовыражения, а частью официального образовательного процесса.

Ученики лицея № 9, например, на уроках русского языка и литературы часто получают задание написать новости из жизни школы. Они скидывают тексты в «Вайбер», где учитель их быстро проверяет. А потом школьники снимают ролики, выкладывают их на YouTube. Также дети записывают подкасты, популярность которых в России только начинается. Темы: «Технические новинки в мире», «Советуют прочитать подросткам», «Мода для подростков» и другие. Во время пандемии воспитатели нескольких детских садов по очереди дежурили в «Инстаграме», вели зарядку, уроки, а по вечерам читали сказки красноярским детям. Сотрудники частных детских садов и школ быстрее освоили этот процесс, предлагали детям марафоны, квесты и другую онлайн-активность.

По словам психолога Анны Голубковой, в последнее время появилось много качественного образовательного контента именно на популярных у детей социальных площадках: «Тик-Ток», YouTube, «Инстаграм». Можно бесконечно долго спорить о том, хорошо или нет то, что большинство детей сейчас живут в этом виртуальном мире. Такова нынешняя реальность, игнорировать её бессмысленно. Если не можешь остановить этот беспредел, возглавь его. Почему дети так залипают в «Тик-Ток»? Потому что он даёт мгновенные эмоции, выброс эндорфина. Вытащить детей в реальный мир может только взрослый, которого они уважают, который говорит с ними на одном языке. А те, кто выступает против, запрещают соцсети из чувства внутреннего страха потерять контроль над ситуацией.

Кстати
Предлагаем обсудить тему, можно ли учителям публиковать личный контент в соцсетях, в нашей группе «ВКонтакте» https://vk.com/aif_krsk.

Мнение
Психолог Анна Голубкова: «Большинство воспринимает учителя как публичную личность, и в связи с этим в головах у многих сидит определённый образ того, что позволено публичной личности, а что нет. В нашей русской ментальности пристально интересоваться чужой жизнью, высказываться и советовать там, где совета никто не просил. Система воспитания во многом построена так, что не учит уважению к личному пространству, не учит выстраивать и отстаивать свои границы. Поэтому в Сети так много агрессии по отношению к тем, кто не такой, как все, или не нравится. Градус агрессии повышает анонимность и безнаказанность высказываний. Делиться или нет в соцсетях личной жизнью, фото себя и своих детей, конечно, личное дело каждого. Но нужно помнить, что чем больше человеку приписывается публичности, тем пристальней за его жизнью следят другие. Всё, что попадает в Интернет, может стать предметом как социального одобрения, так и травли. И с этой точки зрения лучше делиться своей жизнью только с теми, кого знаешь и считаешь другом».