«В беде не оставим». Из-за пожаров без крова остались свыше 1200 человек

Из-за пожаров без крова остались больше 1200 человек. © / Татьяна Бахтигозина / АиФ

В Красноярском крае остаётся сложной обстановка с ландшафтными пожарами. С начала мая горит почти в каждом районе региона. Сотни семей лишились домов, есть погибшие. При этом в то время, как одни сутками борются с огнём и им помогают добровольцы и местные жители, другие продолжают палить траву, жарить шашлыки и разводить костры.

   
   

Как помогут погорельцам? Кто виноват в массовых пожарах и что грозит поджигателям?

Разгул стихии

7 мая 2022 года войдёт в историю края как день, когда из-за пожаров лишились крова больше 1200 человек. Ветер, который разносил пламя, достигал 40 м/с. Позже спасатели скажут, что в таких экстремальных условиях им не приходилось работать ни разу. Огонь уничтожил и повредил больше 500 жилых домов, свыше 300 строений, 61 автомобиль, восемь человек погибли, ещё двадцать получили сильные ожоги и отравление дымом.

Самый массовый пожар был в Уяре. Там выгорели три центральные улицы, где преимущественно располагался частный сектор. Также большое количество пострадавших от стихии в Дзержинском, Рыбинском и Большемуртинском районах. В регионе был введён режим ЧС.

К вечеру стихия успокоилась, но пожары продолжаются по сей день. Основными факторами называют малоснежную зиму, сухую и раннюю весну. Следователи разбираются в причинах пожаров. Но уже ясно: почти везде имел место человеческий фактор. И если в СК рассматривают версию, что возгорания 7 мая могли возникнуть из-за падения ЛЭП и перекручивания электропроводов, то в большинстве других случаев это пал травы, которую намеренно поджигал человек.

Всем миром

«У нас был большой дом, отличная баня. Бассейн вот с пацанами в этом году доделывали, там даже подогрев установили… Всё сгорело. Единственное, что уцелело, – деревянный туалет, один на всю округу теперь. По­этому мы рады любой помощи от властей и людей», – рассказывает житель Уяра Роман Никулин. Он вместе с сыновьями собирает обгоревший металл на участке, чтобы сдать в пункт приёма и хоть что-то за него выручить.

   
   

В правительстве края уже заявили, что ни одного погорельца не оставят без помощи. Принято решение и по восстановлению жилья. И это притом, что в крае нет законодательной нормы оказания такой помощи.

«В условиях чрезвычайной ситуации, когда сотни наших земляков в результате разгула стихии остались без крова, мы не можем оставить их с этой проблемой один на один, люди просто не справятся. По нашей оценке, на восстановление жилья потребуется от 2,5 млрд до 4 млрд рублей. У края достаточно ресурсов, чтобы справиться, но мы не откажемся от спонсорской поддержки или помощи федерального центра.

Кто-то просит построить жильё, кто-то – отремонтировать. Некоторые пожилые люди хотят многоквартирный благоустроенный дом вместо нескольких индивидуальных. Часть пострадавших рассчитывает на сертификат, планируя купить жильё или переехать в другое место. Наша задача – максимально сделать так, чтоб люди были довольны, а деньги потрачены эффективно. До зимы сделаем если не всё, то многое», – пообещал губернатор Александр Усс.

При этом для оказания помощи пострадавшим от ЧС стандартные возможности края уже задействованы. Согласно регио­нальному законодательству, из резервного фонда правительства края в случае гибели человека его семья получает 1 млн рублей; до 500 тыс. рублей выплачивается в случае причинения вреда здоровью; 20 тыс. или 50 тыс. рублей получает семья при частичной или полной потере имущества.

Кроме того, каждый человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, оперативно получает 15 тыс. рублей на первоочередные нужды (эту сумму уже получили более 1700 погорельцев).

В стороне не остаются и жители края.  Через органы соцзащиты и волонтёрские организации собраны тонны гуманитарной помощи. Погорельцы признаются, что всё необходимое им выдают. Оперативно были организованы пункты временного размещения. Но большинство тех, кто потерял дом, сейчас размещены у родственников и друзей. При этом совершенно незнакомые люди дают объявления в местных паб­ликах, что готовы предоставить пострадавшим своё жильё.

Сельхозпроизводители края выделят погорельцам семенной картофель для посадки. Сейчас в министерстве сельского хозяйства и торговли края идёт оценка потребности каждой территории. Граждане, которые в этом году не смогут вырастить овощи и картофель в связи с чрезвычайными обстоятельствами, будут обеспечены «борщевым набором», в который входят картофель, капуста, свёкла, лук и морковь. Объёма должно хватить людям до следующего полевого сезона.

Разбирать завалы помогают добровольцы. Так, в минувшие выходные 35 человек из регионального отделения «Российские студенческие отряды» помогали устранять последствия крупных пожаров в Уяре. Молодые люди группами по три-четыре человека разбирали завалы сгоревших домов: вытаскивали с пепелища обгоревшие балки, кирпичи, кровельный материал. Младшие добровольцы работали в центре гуманитарной помощи погорельцам, расположенном в Уярском Доме культуры: носили коробки и разгружали машины с одеждой и продуктами для пострадавших от пожаров.

Одни тушат, другие жгут

Масштабы трагедии могли быть другими. Как рассказали в МЧС, под угрозой уничтожения огнём только 7 мая было 8 тыс. домов. Слаженные действия всех служб, а также помощь добровольцев и жителей населённых пунктов, к которым подбиралось пламя, помогли отстоять большую часть территорий.

«Надо понимать, что противостоять такой стихии, какая бушевала в эти дни, практически невозможно. В крае был объявлен режим ЧС, поскольку ситуация достигла критического уровня. Спасти тысячи жилых домов удалось благодаря общим грамотным и слаженным действиям.

Круглосуточно работал краевой оперативный штаб, в борьбу с огнём включились все, кто мог – полиция, военные, местные администрации, предприятия. И огромное число неравнодушных, смелых и отчаянных людей, взрослых и детей. Огромное им спасибо за инициативу и героизм», – отметил Александр Усс.

Например, в Большой Мурте главный редактор районной газеты разместила в соцсети информацию о том, что загорелся детский сад. Тут же с соседних улиц собрались около 200 человек и отстояли здание, не дали огню перекинуться на соседнюю больницу и МФЦ. Жители Уяра отмечают начальника полиции Сергея Гостюхина. Рассказывают, что пока мать с детьми была на улице и уносила их подальше от огня, полицейский несколько раз заходил в горящий дом, чтобы вынести детские вещи.

В селе Анцирь Канского района водитель фронтального погрузчика Максим Куропаткин тушил на своей машине горящее поле. Чтобы спасти деревню, бесстрашно загнал технику прямо в огонь и перепахивал горящую траву.

В селе Гляден Емельяновского района  жители,150 человек, два дня отбивали огонь: лопатами, баграми, вилами, вёдрами тушили пожар, не подпуская его к домам. Так же дружно отстаивали Малый Кемчуг, Борлок, Талое, Кубеково, Куваршино, Погорелку, Суханово, жилмассив Шамони. И подобных примеров много.

«У меня в служебной машине, как и у многих сейчас, лежат две лопаты, чтобы в любой момент помочь в тушении. Без слёз невозможно смотреть, как не только взрослые, но также старики и дети встают на защиту своих домов перед стеной огня.

Огненная стихия – это очень страшно. Низкий поклон всем, кто поднялся на защиту наших сёл и деревень. И откровенно невозможно понять, что в головах у тех, кто, зная об опасности и несмотря на предостережения, продолжает поджигать траву и мусор, жечь костры, нарушать противопожарные запреты», – рассказала и. о. главы Емельяновского района Ирина Белунова.

Правоохранители уже поймали сотни тех, кто устраивал пал травы. Кто-то это объяснял сезонными полевыми работами – мол, сухостой каждый год сжигаем, чтобы не увозить. Кто-то и вовсе заявлял, что «хотел помочь природе, чтобы свежая трава быстрее росла». Все виновные в поджогах выплатят не только штрафы, но и ущерб, который нанесён природе. А те, кто будет сообщать в правоохранительные органы достоверную информацию о поджигателях, получат вознаграждение в размере 10 тыс. рублей. Такое решение приняли в правительстве региона.

Напомним, на территории края продолжает действовать особый противопожарный режим. Нельзя жечь траву, разводить костры и даже жарить шашлыки. За нарушение предусмотрено наказание – от штрафов до уголовной ответственности.