В доходах всё стабильно…Чем богаты депутаты Заксобрания Красноярского края?

Народные избранники раскрыли свои декларации. © / Максим Киммерлинг / Коллаж АиФ

Уже который год декларации депутатов не вызывают особого интереса общественности. Сформировалась устойчивая тройка лидеров, каждый из которых показывает стабильно высокий доход. Ни богатых жён, ни интриг, ни в одночасье ставших богатыми народных избранников. Но так ли благополучно это затишье, выяснял «АиФ-Красноярск»?

   
   

Тройка лидеров

Тройку самых состоятельных депутатов возглавил канский бизнесмен Артур Мкртчян с годовым доходом в 56,3 млн рублей. Ему принадлежат многие торговые предприятия Канска, впрочем, не только торговые. В собственности 13 земельных участков, жилой дом 367 кв. м, более 50 нежилых помещений. Приличный у депутата и автопарк. В нём и легковые автомобили, и грузовые, водный транспорт, мотоцикл, снегоболотоходы, прицепы, погрузчики и экскаватор. Ещё три легковых авто принадлежат супруге. Кстати, и доход у неё тоже немаленький – 20,3 млн рублей.

Вторую позицию по годовому заработку занимает бизнесмен Роман Гольдман с задекларированным доходом в 51,1 млн рублей. Его благосостояние растёт с каждым годом. По сравнению с прошлым рост в 2,5 раза, с 2017-го – больше чем в 10 раз. Он владеет 334 земельными участками общей площадью более 5 млн кв. м – позавидовали бы многие бизнесмены европейских стран. Кроме того, у него три квартиры и три автомобиля: Mercedes-Benz S500, Ford Ranger, Тоyоtа Hilux. В этот раз из отчётов почему-то пропали доходы супруги, в прошлом году она, правда, ничего не заработала, и в собственности только два земельных участка и доли в двух квартирах.

Стабильный доход у экс-начальника КрасЖД, депутата Владимира Рейнгарда, занимающего третье место в этом рейтинге. Как и годом ранее, он задекларировал 33 млн рублей. В общей собственности с супругой (она заработала за год 3 млн рублей) два земельных участка, два дома и три квартиры. Плюс ещё одна небольшая квартира у жены. Семье принадлежат автомобили Тоyоtа Land Cruiser, Volkswagen Touareg и УАЗ-3303, трактор, снегоход, моторная лодка и два гаража. 

Есть над чем задуматься?

Самым бедным из краевых парламентариев оказался врач Игарской больницы Дмитрий Жулев, задекларировавший 32 тыс. рублей. У него однокомнатная квартира и земельный участок в 14 соток. Около 1,5 млн рублей каждый заработали депутаты Юрий Ефимов и Валерий Исаев. У них также есть недвижимость. У Исаева – квартира свыше 100 кв. м, ещё одна у супруги – 69 кв. м и общий на семью земельный участок. У Ефимова, который трудится депутатом на постоянной основе, две квартиры общей площадью почти 100 кв. м, три дома в 1,5 тыс. кв. м и пять земельных участков. Почти в пять раз вырос доход у депутата Евгения Козина: в прошлом году он задекларировал около 
1,6 млн рублей, в этом – 7,8 млн. Правда, ни у него, ни у жены в собственности по-прежнему нет ни квартиры, ни машины. 

Председатель Заксобрания края Дмитрий Свиридов указал в декларации доход в размере 3,44 млн рублей. Супруга заработала больше – 5,25 млн, на неё записаны две машины, земельный участок, жилой дом и несколько нежилых помещений.

Доход заместителей спикера краевого парламента выше. У Сергея Попова – 8,5 млн рублей (в прошлом году был больше – 14,5 млн рублей), но квартир стало две. Больше, чем в прошлом году, заработал и Алексей Кулеш – 4,14 млн рублей (в 2017-м – 2,9 млн). На семью у них участок земли 9 соток с домом, квартира и два автомобиля. 

   
   

Посмотрим ещё доходы депутатов, чьи имена на слуху. Известный на весь край юрист и депутат Александр Глисков задекларировал годовой доход в 2,3 млн рублей, причём ни у него, ни у его жены нет в собственности жилья, даже машины своей нет. Телеведущий Илья Зайцев заработал 3,1 млн рублей, на семью депутата две машины, доли в двух квартирах и гараж. Успел отчитаться и отбывающий наказание за взятку депутат Сергей Титов – 1,5 млн рублей, вместе с супругой в собственности земельный участок с домом и два автомобиля.

Мнение эксперта
Политолог Сергей Комарицын: «На первых порах, когда чиновники и депутаты стали отчитываться о доходах, со стороны общественности к этому было большое внимание. Во-первых, потому что это было новым явлением и всем было интересно, сколько зарабатывают слуги народа и те, кто живёт на наши налоги. Во-вторых, отчитывающиеся ещё не имели опыта и порой заполняли декларации неправильно: кто-то забывал, кто-то путал, а кто-то пытался скрыть. Всё зависит от каждого конкретного человека. В прошлом созыве, особенно этим грешили депутаты Госдумы, вдруг оказалось много разведённых парламентариев, жёны которых неплохо зарабатывают: не надо быть большим аналитиком, чтобы понять, почему это происходило. Сейчас интерес к декларациям немного поутих, потому что в последние годы там всё стабильно. У нас в регионе среди депутатов давно образовалась группа лидеров по доходу – это парламентарии, которые работают на освобождённой основе и параллельно ведут свой бизнес. Закон не запрещает быть одновременно и руководителем крупной фирмы, и слугой народа. Другой вопрос, использует ли он своё служебное положение в ведении бизнеса или нет, и не мешает ли бизнес отстаивать интересы избирателей?»