Вольный человек на вольной земле. Историк - об освоении Сибири

Осваивали Сибирь вольные люди. © / Википедия

С тех пор как дружина Ермака в 1581 году выступила в свой поход, в научной среде не умолкают споры. Что же произошло в Сибири в следующие 200 лет? Завоевание или колонизация? Как за столь краткий исторический период малочисленные отряды русских вышли к проливу, разделяющему Евразию и Америку? И почему другие татарские ханства десятилетиями и веками могли противостоять всей мощи русской державы, а Сибирское было разрушено при жизни одного поколения?

   
   

Что там, за окоёмом?

Большинство историков сходятся в мысли, что движение русских «встреч солнцу» было направлено за новыми землями и сказочными доходами. Ещё в XIX веке Василий Ключевский говорил: «История России - это история страны, которая колонизуется». То есть процесс освоения Сибири ещё не был завершён. Да можем ли мы сейчас, в XXI веке, сказать, что освоили эту гигантскую территорию? Нет!

«Русский человек приходил на новое место, обустраивался там, налаживал жизнь, - рассказывает крае­вед Юрий Гревцов. - Чаще всего в этот момент его настигала власть - в виде налогового бремени или обязательных повинностей. Вольному человеку этого было не надобно. И как только власть пыталась его прижать, он тут же шёл дальше».

Можно сказать, что русский землепроходец «снимал первые пенки» и шёл дальше, движимый одной мыслью: что там, за окоёмом? Московский историк Сергей Соловьёв говорил о Сибири: «То была обширная, девственная страна, ожидавшая населения, ожидавшая истории». Вольный человек на вольной земле - вот идеал нашего вечного похода. Вспомните Лыковых, которые вполне себе удачно жили безо всякой власти 50 лет. В 60-х годах XX века в Красноярском крае была обнаружена целая староверческая деревня. Случайно. Женщина не могла разродиться, и её супруг вынужден был идти искать доктора в цивилизации. Так их срочно пришлось оформлять в охотничью артель. Хорошо работали, план выполняли, только власть советскую так и не приняли.

Мягкое золото Сибири

Одного любопытства мало, чтобы постоянно покидать насиженное место. Нужен интерес. И у Сибири был при себе такой козырь - мех, пушнина, мягкое золото. Или, как непоэтично его называли в то время, «мягкая рухлядь». Соболь лёгкий и дорогой. Сколько их войдёт в один мешок, любой сибиряк знает с детства - 40. Отсюда и мера богатства сибиряка - «сорок сороков». А добыть его можно в землях, где зверь непуганый (помните: «страна, ожидавшая населения»?). Потому и шёл русский человек северным путём. Это был его первый и главный маршрут в Сибирь. И уже в середине XVI века русские появились в Енисейской губе. И позже через Кеть, Кемь, Турухан вышли снова на Енисей, но южнее.

Второй момент - осваивали этот путь вольные люди, поморы. Ведь архангельская земля крепостнического рабства не знала, что бы ни писали потом в учебниках. Шли хозяева, поморы-промысловики. Те, что ходили и на Грумант, и на Восток. Здесь родились знаменитые поморские кочи, которые благодаря своим обводам уже в XV веке смогли осилить Северный морской путь. Через 200 лет экспедиции Петра I гибли, раздавленные во льдах, а кочи благодаря выверенным обводам выталкивало на лёд без повреж­дений.

Поход Ермака в Сибирь. Фото: Красноярский краевой краеведческий музей

«В Сибири калачи и на берёзах растут»

Позже к вольным переселенцам присоединились и крепостные, которые прослышали про богатую землю. Но масштабным это явление стало уже в XVII веке, «бунташном», когда Россия много воевала, возвращала «отчину и дедину» - Украину, Крым. Потому и роль государства в освоении Сибири изначально была минимальна. Некому было управлять таким масштабным процессом. Правительственных кадров было мало, считает краевед. Шло вольно-народное освоение. А вот следом двигались правительственные отряды, ставили остроги, расширяли территорию России. На юге роль государственного освоения постепенно росла, там, где переселенцам оказывали сопротивление кочевые племена. На севере его значение падало.

   
   

Но в любом случае, даже формируя казачьи отряды, правительство набирало туда только добровольцев. В первый красноярский гарнизон набирали желающих со всей Руси. При этом государство сразу думало впрок, и вызывали на ярмарках по всей России семейных, крепких - не только же каторжными и ссыльными заселять Сибирь! Потому что довольно скоро хлебное жалованье на местах заменяли разрешением распахивать любые земли, и сколько угодно. Норма была 15 десятин на душу. Вспахал больше? Плати отсыпной хлеб.

Казаки были универсалами высшей пробы. Воины, первопроходцы, землепашцы, торговцы, ремес­ленники, строители, плотники - умели всё. Колонизация была хозяйственным освоением. А коренное население? Сколько нужно земли одному кочевнику? 50 квадратных километров, чтобы содержать минимум 12 голов разного скота. Сколько нужно земли промысловику-охотнику? 12 километров, чтобы не выбить всего зверя за раз. Сколько земли нужно крестьянину? 8 десятин. Плюс 7 десятин в запас, на рост семьи. Получался у нормальной крестьянской семьи (4 мужика) надел 60 десятин. Вполне подъёмная пашня.

Не обижали и местное население. Захватывать земли инородцев было категорически запрещено. Распахивать земли в охотничьих угодьях запрещено. Казакам торговать с местными вне острога запрещено. За нарушение установленных правил чаще всего наказывали битьём, куда страшнее было изгнание. Одному в тайге - смерть. И смерть, страшная своим одиночеством.

И уже тогда в Сибири установился порядок, при котором лишь 1/7 часть пашни была учтена, и значит, облагалась налогом. Остальные земли были «утаёнными» - 6/7! Это трудно назвать «серой» зарплатой, но одним из её прообразов можно. На этих излишках и выросло знаменитое хозяйство сибиряков.

«Любой учёный вам скажет, что до столыпинских переселенцев Сибирь лаптей не знала, - продолжает Юрий Гревцов. - Богата была земля, но и труда с сибиряка спрашивала по-богатому. В Сибири всегда страда, круглый год. Кончается пахота - наступает охота, сбор дикоросов и так далее. И круглый год рыбалка. Рыба в рационе сибиряка занимала до 80%. Чем прекрасна обильная реками Сибирь в любое время года - есть путина на какую-либо породу рыбы. Недаром налима называли сибирским вторым хлебом. Рыбная гарантированная сытость! Охота на лося и оленя перекрывала потребность в мясе, и коров в Сибири держали только для молока и масла. Потому на Руси все знали: «в Сибири калачи и на берёзах растут».

«А кто плывёт, а кто плывёт?»

И до сих пор пароход, идущий по Енисею, привлекает внимание местных, и торговля с борта идёт постоянно, на каждом станке.

А в окрестностях Красноярска почти 200 лет сохранялся обычай. В темноте, если на Енисее угадывался караван из плотов или лодок, с берега нараспев спрашивали: «А кто плывёт, а кто плывёт, а кто под берегом плывёт»? Если был у каравана опытный проводник, то он также нараспев отвечал: «Добрые люди», - и перечислял наиболее известные имена. Если же такого ответа не было, красноярцы спускали на воду свои лодки и отправлялись «пощупать проезжих» на предмет товара. Естественно, платить за него никто не собирался.

Учитывая малую населённость и неразвитость системы торговли, естественное варначество было в Сибири всегда. Известен случай середины XIX века, когда банду варнаков возглавлял священник! Особенно бандитизм был развит в притрактовой полосе. К примеру, от Иланска до Канска везли китайский чай в «цыбиках», весом от 40 до 80 фунтов. Телячья кожа, внутри обшитая шёлком, была увязана в виде куба, да так, чтобы не замокла внутренность, ни в коем случае. Ехать-то до Москвы, стало быть, год в пути.

Везли караваны, в которых один возчик был на три-четыре воза. Каждый воз размером с добрый корабль. Отсюда и слово-глагол образовалось - «коробчить». Представьте себе: перед спуском возчик забирается на передний воз. Поглядывает назад и видит, как из кустов к последнему возу подбегает мужик и срезает 1-2 цыбика чая, коробчит, грабит! Остановиться на спуске нельзя, приходится мириться с потерями. Были целые деревни, которые жили таким грабежом. И при СССР был посёлок Коробчино. Понятно, чем предки его жителей занимались?