Воспитать патриотов. Законодатели СФО обсудил вопросы молодёжной политики

Красноярск посетили представители законодательной власти сибирских регионов. © / Законодательное Собрание Красноярского края

Воспитание молодёжи – одно из приоритетных направлений для будущего нашей страны. От того, какой молодое поколение видит Россию и своё будущее в ней, как определяет гражданскую позицию, зависит устойчивость государства и в целом его развитие.

   
   

Для обсуждения опыта и поиска идей патриотического воспитания школьников и молодёжи на заседании в рамках Красноярского экономического форума собрались председатели законодательных органов субъек­тов Сибирского федерального округа. Участники обсудили опыт регионов, проблемы и пути их решения.

Формирование гражданской позиции

Воспитание патриотизма, почтения и любви к своей стране, вклад в развитие государства, который должен постараться внести каждый гражданин, – всё это особенно актуально в связи со сложными событиями, в цент­ре которых оказалась Россия.

Без чёткой и устойчивой воспитательной программы, без объяснения молодым людям тех причин, по которым страна включилась в события исторического масштаба, сложно сформировать определённые ориентиры будущего. С начала спецоперации идеология страны существенно начала меняться, обострилась необходимость обновления школьной и вузовской программы с гуманитарным уклоном и воспитанием граж­данственности и патриотизма.

«Изучение мнений регионов, знакомство с лучшими практиками поможет понять, что нам нужно сделать для совершенствования нормативно-правовой базы на региональном и федеральном уровнях», – отметила основной докладчик, председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская.

В сфере воспитания молодёжи реализуются различные региональные и федеральные программы. У каждого региона есть свои уникальные наработки в этой сфере. При этом нормативно-правовая база в сфере воспитания в регионах ещё не до конца сформирована.

«Из-за специфики каждого региона целевая аудитория воспитательных инициатив неоднородна. Поэтому требуется использование различных подходов и форм воспитания. Цель воспитательных мероприятий – формирование гражданской позиции у детей и молодёжи с учётом современной ситуации и региональных особенностей», – добавила Оксана Козловская.

   
   

Разговоры о важном

В регионах реализуются несколько федеральных программ и проектов. В школах и колледжах проводятся «Разговоры о важном», создаётся всероссийское движение детей и молодёжи «Движение первых». Развивается поисковое, волонтёрское движение, работают военно-патриотические клубы и центры.

В регионах СФО работают проекты, связанные с патриотическим воспитанием. Среди лучших региональных практик стоит отметить участие молодёжного парламента в системе воспитания в Республике Алтай, включение в воспитательную систему этнокультурного компонента в Туве, работу по подготовке кадров для воспитания молодёжи в Хакасии. Во всех регионах СФО много разных интересных практик.

Среди основных проблем в системе воспитания школьников и молодых людей эксперты отмечают недостаток кадров. Не каждый педагог готов стать воспитателем. Особенно не хватает таких среди молодых педагогов до 30 лет.

Слабо развита работа с институтом семьи и влиянием на воспитательный процесс информационной среды. Специалисты отмечают слабую координацию при межведомственном взаимодействии между участниками системы воспитания.

Молодёжная политика

В Красноярском крае много подходов к патриотическому воспитанию. Они основываются на государственных аспектах воспитательной и молодёжной политики и на поддержке инициатив молодёжи. Опытом Красноярского края в развитии инициатив по патриотическому воспитанию молодёжи поделился председатель Заксобрания края Алексей Додатко.

В крае выделяется пять приоритетных направлений: профессиональное развитие (Молодёжный парламент, Молодёжное правительство, студ­отряды и др.), развитие волонтёрства (волонтёры-медики, «Красволонтёр» и др.), патриотическое воспитание (Юнармия и др.), формирование здорового образа жизни («Спортэкс», Киберспорт, Федерация ЗОЖ и др.), поддержка и развитие талантов (КВН, арт-резиденция «Каменка»).

С 2007 года проводится молодёжный образовательный форум – Территория инициативной молодёжи «Бирюса». В 2019 году площадка форума получила статус всероссийской. За эти годы через неё прошли более 53 тыс. человек. На поддержку молодёжных социальных проектов «Бирюсы» можно получить до 1,5 млн рублей.

С 2015 года для поддержки НКО разного профиля действует грантовая программа «Партнёрство», выделяющая ежегодно около 40 млн рублей. За годы существования программы общий объём финансирования превысил 455 млн рублей. В Красноярском крае действует 71 молодёжный центр, работают 138 общественных объединений и клубов патриотической направленности.

«Вопросы воспитания всегда актуальны, но сегодня они имеют особенную окрас­ку, и очень важно подели­ться опытом, наработанным в наших регионах, – считает председатель Заксобрания Кемеровской области Алексей Зеленин. – На Кузбассе реализуется проект «Вершина воинской славы». В Кузнецком Алатау много безымянных вершин. Ведётся работа по присвоению им имён Героев Советского Союза, Героев России. Этих вершин уже более десяти. Также занимаемся поисковой, воспитательной, краеведческой работой, совершаются восхождения с группами учащихся».

Кадеты и юнармия

Уникальный воспитательный опыт предлагает крупнейшая в России сеть учебных заведений кадетского типа.

В крае действуют 11 кадетских образовательных учреждений, включая две Мариинские женские гимназии. В Красноярском крае впервые был принят закон о кадетских корпусах и Мариинских гимназиях, определён порядок начисления зарплаты офицерам-воспитателям, разработана методическая база, введены льготы при поступлении для детей военнослужащих, детей, находящихся в социально опасном положении, а также для детей участников СВО. В кадетских учреждениях воспитываются около 5 тыс. человек. В 2023 году на это заложено более 1,5 млрд рублей.

В Красноярском крае одно из самых больших отделений «Юнармии» – более 23 тыс. юношей и девушек. В столице региона открыт дом «Юнармии» – уникальное пространство для обмена опытом, а также базовый штаб. В «Юнармии» заложено возрождение традиции несения почётной караульной службы. Эта традиция уже шагнула за пределы края. В разных районах края благодаря субсидированию постепенно возрождаются места памяти, Вечный огонь, традиция несения почётного караула школьниками и студентами. Активно действует региональный центр патриотического воспитания, развитию которого помогает Министерство обороны.

Музейная педагогика и школьный туризм

Стоит отметить уникальный опыт музейной педагогики в школах Красноярского края. Многие школьные музеи стали площадкой поискового движения. Поисковики регулярно выезжают в места, где шли бои, и формируют музейные экспозиции. Всего в 60 муниципалитетах края действуют 385 школьных музеев.

Успешной инициативой, запущенной в июне 2022 года, стал школьный туризм. За год 7839 ребят благодаря программе ознакомились с природой, культурой и историей региона. В крае было сформировано 28 маршрутов. На это из бюджета направили 75 млн рублей. В 2023 году программа продолжит действовать.

«Во многих регионах Сибири с точки зрения молодёжной политики ставка делается на пат­риотическое воспитание. Время показало, что такой подход максимально оправдан. Для нас важно, что край стал площадкой обмена опытом для регионов Сибири. Фактически сейчас в рамках КЭФ сформирован собственный содержательный трек, который мы ведём вместе с коллегами», – отметил Алексей Додатко, предложив тиражировать опыт края в других регионах.

В свою очередь участники Совета законодателей от Томской, Кемеровской, Иркутской областей, Алтайского края, республик Алтай, Тыва, Хакасия поддержали коллегу, рассказав о своих проектах и опыте.

«В Алтайском крае ведётся активная работа с молодёжью, в том числе в образовательных учреждениях, – отметил председатель алтайского краевого Заксобрания Александр Романенко. – С подрастающим поколением встречаются депутаты, лидеры общественного мнения, ветераны боевых действий. Молодёжь – это будущее наших регионов и страны в целом, и от того, какие нравственные ориентиры будут сформированы, зависит многое».