За глоток свежего воздуха. Как сибирякам бороться с выбросами в атмосферу?

В атмосферу Красноярска выбрасывается около 600 вредных веществ, отчитываются только по двумстам. © / АиФ

Завершился Год экологии. За это время в Красноярске было создано министерство экологии, власти закупили приборы для контроля загрязнения атмосферы, общественники провели несколько митингов. Но, судя по настроению красноярцев, дышать в городе легче не стало.

   
   

О том, в каком состоянии система мониторинга воздуха в крае, кто и что выбрасывает в атмосферу и что нужно делать властям, общественникам и жителям города, чтобы улучшить экологическую обстановку в Красноярске, руководитель Ассоциации экологических расследований Сергей Михайлюта рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск».[left_article: 2399825 {title: Статья по теме}]

Не на своём месте

Вера Божкова: Сергей Владимирович, общество не один год кричит о том, что задыхается от выбросов в атмосферу. Почему проблема с экологией в крае по-прежнему так остра?

Сергей Михайлюта: Система сегодня работает по технологиям, разработанным в 60-е годы. Да, размещаются новые посты, но это лишь крупицы того, что уже могло бы быть сделано. Среди специалистов министерства экологии много тех, кто находятся на этом месте случайно, они плевать хотели на проблемы с воздухом, отработают положенные часы - и до свидания. Новый министр экологии Владимир Часовитин старается сломать сложившуюся систему, ищет новые подходы - до него вообще ничего подобного не делалось.

Но для настоящей работы нужна соответствующая команда, инфраструктура и финансирование. И в первую очередь надо идентифицировать все загрязняющие выбросы, особенно те, которые представляют наибольшую опасность для здоровья. Но у нас сейчас, во-первых, по многим веществам завышен порог предельно допустимой концентрации (ПДК). Какая ПДК для формальдегида установлена во всём мире? 0,077 мкг/м3, а в России в 286 раз больше! По некоторым веществам даже в 3 тыс. раз выше, чем уровень приемлемого риска.

Во-вторых, расклад выбросов, который отражён в официальной отчётности, к сожалению, не соответствует действительности. Всего в атмосферу выбрасывается более 600 вредных веществ – предприятия отчитываются только по 200 веществ, а на постах замеряют только около 10 - 30. Например, есть предприятия, которые фактически выбрасывают соединения марганца, ртути или стронция, но официально этого нет. Центр лабораторного анализа и технических измерений не имеет права проводить инвентаризацию этих веществ, потому что этих веществ официально нет в выбросах – такие измерения смогут стать возможными только если будет официальная жалоба или эти вещества будут вдруг обнаружены в процессе мониторинга или обследования состояния и загрязнения воздуха. Так получилось с ацетальдегидом. Сейчас оценка выбросов от автотранспорта строится только по оксиду углерода, оксидам азота, бенз(а)пирену, формальдегиду и бензину и керосину, и всё. Мы провели свои измерения на автомагистрали и обнаружили ацетальдегид, ацетон в концентрации от 5 до 40 ПДК. Начали разбираться, почему они не фигурируют в официальных отчётах, - оказалось, никто в Красноярске не может определять эти вещества, кроме Центра стандартизации метрологии и испытаний.

- Сейчас много разговоров о том, чтобы перевести автотранспорт и энергетику на газ. Это поможет улучшить состояние воздуха в городе?

   
   

- С одной стороны, уберётся пыль, а это значительная доля риска, но люди считают: если мы перейдём на газ, в воздухе после его сгорания останется только СО2 и вода. Нет, ацетальдегид, ацетол, акролеин, наоборот, увеличатся значительно. Всё это приводит к серьёзным заболеваниям, в том числе к раку.

Зимой небо чернее

- Всё-таки кто больше всего загрязняет атмосферу в Красноярске: предприятия, автомобили или печи?

- Всё зависит от времени года. Летом большой приток солнечной радиации, поверхность земли нагрета, поэтому происходят интенсивные вертикальные потоки, турбулентность. Это означает, что выбросы от любых низких источников поднимаются вверх и уносятся, а примеси от высоких источников - это трубы заводов и ТЭЦ, наоборот, попадают на приземную территорию. Поэтому летом большое влияние на качество воздуха оказывают промпредприятия. Зимой более устойчивое состояние атмосферы, начинается расслоение, перемешивание между нижними и верхними слоями ослабевает, и чаша весов склоняется в сторону низких источников - автотранспорта, труб мелких котельных и печей частного сектора. Но при определённых условиях происходит развитие слоя перемешивания, когда выбросы от верхних источников резко вбрасываются в нижние слои атмосферы, и концентрация опасных веществ может вырасти до 30 раз.

Режим черного неба все чаще стали объявлять в Красноярске. Фото: АиФ/ Влад Алексеев

- Это те дни, когда объявляют режим неблагоприятных метеоусловий, или, как его окрестили красноярцы, режим чёрного неба?

- С каждым годом растёт повторяемость неблагоприятных метеоусловий зимой, это связано с объективными метеорологическими характеристиками, но зачастую, считаю, Росгидромет намеренно не объявляет режим НМУ, чтобы не создавать плохую информационную обстановку среди населения. Но при этом и предприятия ничего не делают по снижению выбросов в эти дни. Их мероприятия по снижению в настоящее время - только декларация. Станции контроля не подтверждают эффективность этих мероприятий, а предприятия просто понапрасну штрафуют.

Вообще, «чёрное небо» - термин литературный, хотя он отражает точно всю ситуацию. В промвыбросах присутствует чёрный углерод, это сажа, частицы меньше 2,5 микрона. Люди видят, что небо реально чёрное, чувствуют, что дышать тяжело.

- Когда спрашиваешь медиков, как влияет состояние нашей экологии на здоровье человека, никто подтвердить не может - нет доказанной взаимосвязи.

- Есть международные и отечественные исследования, например доктора медицинских наук Бориса Ревича (эксперт по влиянию атмосферы на здоровье человека. - Авт.), которые доказают, что причины болезни крови, лёгких, онкологических заболеваний, поражения мозга и центральной нервной системы, которые стоят в списке основных показателей смертности в Красноярске, кроются в состоянии воздуха. Самые мелкие - взвешенные частицы, это соединения никеля, ртути, марганца, углеводородов, они оседают на лёгких, всасываются в кровь и разносятся по организму, вызывая необратимые реакции.

Язык экологии

- Прошёл Год экологии. Что реально изменилось в этой сфере?

- Размещаются новые посты, которые замеряют более мелкую пыль, активнее становятся граждане в плане защиты прав на чистое небо, власти и контролирующие органы начали понимать, что работают не по тем методам, которые нужно было бы применять, обсуждается, что нужно вводить новые нормативно-правовые документы. Работа только началась, но как только мы будем знать, что, где и кто выбрасывает, придёт понимание, какие природоохранные мероприятия нужно будет проводить в отношении источников выбросов, включая крупные предприятия, мелкие котельные и организации, автомобили и печное отопление. Сейчас это «среднее по больнице».

- Есть ли шанс, что когда-нибудь в городе станет дышать легче?

- Шансы есть, и они реальные, но для этого понадобится минимум три года плодотворной работы. При условии, что год мы измеряем все необходимые вещества, потом готовим определённые документы и реализуем мероприятия по снижению выбросов, и тогда к концу третьего года воздух может стать чище.

- Пока власти и экологи решают эту задачу, как красноярцам в этих условиях минимизировать вредное воздействие?

- Во-первых, если возможно, выбрать более чистые места для проживания. Чаще бывать за городом, избегать длительного пребывания в местах скопления газов. Если передвигаетесь в автомобиле, обязательно закрывать окна, особенно если в машине дети - на дорогах сумасшедшая концентрация формальдегида и ацетальдегида, который приводит к деградации мозга. Во-вторых, более внимательно относиться к тому, что у вас в квартире: отделка, мебель могут быть небезопасными. Хорошо бы установить системы циркуляции, чтобы очищать воздух в доме, герметичные окна, чаще убирать жильё. В-третьих, нужно пересмотреть рацион питания и минимизировать потребление вредных и опасных продуктов.

А самое главное - людям нужно начать разбираться, какую информацию нам предоставляют разные источники. Мы должны понимать, на каком языке с нами говорят чиновники и руководители предприятий, осуществляющих выбросы, где нас обманывают и где объективная информация. Когда все начнут понимать, где их права ущемляются, начнут писать коллективные жалобы, выдвигать судебные иски, многое может измениться.

Досье
Родился в 1974 году в Дудинке. Окончил Красноярский государственный университет. Кандидат технических наук, доцент кафедры теплофизики СФУ, член экспертного совета Заксобрания Красноярского края. Двое детей.