18 учёных края вернулись из международной научной экспедиции по изучению экосистем бассейна реки Енисей. Цель проекта - исследование роли лесов Сибири в глобальной экосистеме планеты и прогноз изменений, которые происходят под влиянием человека. Рассказывая об экспедиции, Сергей ВЕРХОВЕЦ, проректор по науке и международному сотрудничеству СФУ, затронул целый ряд экологических проблем.
Тайга очищающая
- Последний раз такая масштабная экспедиция проводилась лет 30 назад. Участники исследовали Енисей и его притоки, почву, воздух, лесные массивы. Мы надеемся, что собранные данные дадут научное обоснование углеродных квот. Это наконец заставит работать механизмы Киотского протокола и других национальных программ, касающихся изменений климата.
В теории всё просто. Государства, чья развитая промышленность активно выбрасывает углерод, тем самым загрязняя атмосферу, должны платить странам, которые это компенсируют. Сибирский лес активно поглощает СО2. Большое накопление происходит в почвах лесов, болотах и торфяниках территории Сибири и Дальнего Востока. Причём часть углерода остаётся в почве на тысячелетия. Есть данные, что Северный Ледовитый океан служит резервуаром, где накапливается много органического и неорганического углерода.
Европа и Япония готовы платить России компенсацию за подобное накопление, но, когда разговор заходит о сумме, начинаются споры. Сколько углерода поглощено и сохранено? Где доказательства? Итоги нашего проекта помогут их обосновать. По предварительным данным, 1/6 европейских выбросов поглощают сибирские экосистемы. Но многие в Евросоюзе с этим не согласны. Политики считают, что мы не учитываем вырубку лесов, выбросы наших предприятий и лесные пожары.
- В этом году сибирские леса действительно сильно горят…
- Это прогнозируемо и ожидаемо - климатическая цикличность. Если посмотреть хронологию за ХХ век, на территории Восточной Европы, Сибири, и Дальнего Востока с периодичностью в 11-12 лет постоянно случаются сильные лесные пожары. После того как «сгорела» Якутия, с вероятностью в 80% можно было предполагать, что подобное произойдёт и в Красноярском крае. Но у нас ведь так всегда: и зима неожиданно приходит, и сильные ливни, и пожары.
Лес должен гореть
- Неужели циклы виноваты в лесных пожарах?
- В 90% случаев - люди. Даже выброшенная бутылка в сухую солнечную погоду становится линзой и приводит к возгоранию. Мы рубим много леса, но очистку лесосек не делаем. А это риск возникновения катастрофических пожаров. Но есть ещё один нюанс. В Европе, Канаде и США выделяются огромные деньги на профилактику и мониторинг, и люди там более ответственны, но их леса всё равно горят. Это естественный природный процесс. Средняя периодичность возникновения пожаров в сосновых лесах - около 25 лет, лиственичных - 40. Для пихтарников и кедровников периодичность составляет 300-400 лет. Чем больше мы будем сдерживать огонь, тем сильнее потом разово всё сгорит. Огонь необходим лесу. Нужно давать лесу гореть, но в рамках природных, исторически устоявшихся процессов.
- Разве это не страшный урон экосистеме?
- Пожар - своеобразная чистка для должного существования леса, чтобы он не зарос бурьяном, не сгнил, не было вспышек фито- и энтомовредителей. Да и пожары бывают разными. Во время верхового всё полностью выгорает - это плохо. При низовом взрослые деревья и молодняк остаются нетронутыми, а бурьян и заросли уходят, позволяя появляться новым растениям. В таких местах хорошо растут рыжики и брусника. Благодаря пожарам у нас так много хороших березняков и осинников - эти породы отлично приспособились к быстрому заселению большой гари. Мы проводили подпологовые предварительные выжигания на одном участке в Большемуртинском районе у посёлка Юксеево. Сначала у нас с местным населением были споры и дискуссии. Но когда они стали собирать грибы и ягоды вёдрами, то изменили своё мнение. Задача человека - минимизировать, приспособиться и манипулировать лесными пожарами.
- Как бы наши читатели после такой информации не начали поджигать лес!
- Не надо ничего поджигать. В экосистеме Сибири должен быть правильный баланс тронутых и не тронутых огнём территорий. Этим должны заниматься только специалисты. В идеале это выглядит так: ради поддержания нормальной работы экосистемы соснового леса раз в 25 лет должен быть низовой лесной пожар. Значит, раз в год 1/25 часть территории должна сгорать. Мы позволяем стихийному огню потихоньку продвигаться, либо сами проводим подпологовое выжигание. Но обязательно направляем и контролируем его. Как только пожар достигает определённого размера, аккуратно тушим.
Хватит рубить!
- Почему в США и Европе специалисты манипулируют огнём, а в Сибири не могут справиться?
- Проблема в том, что система лесного хозяйства, созданная ещё Петром I, была разрушена после распада СССР. Чтобы управлять огнём, надо его вовремя найти. А ещё заранее расчищать лес, учитывать естественные преграды и разрывы - дороги и реки. Этим могли бы заниматься специалисты лесного хозяйства. Но сегодня у нас их не так много, чтобы заниматься управлением пожарами. В советское время на территории Сибири было гораздо больше питомников и плантаций, где растили новый лес. Сейчас по закону арендаторы лесных участков - бизнесмены - обязаны заниматься восстановлением леса. Но им проще заплатить штраф, чем расчищать лесосеки и высаживать деревья. Российский менталитет не позволяет смотреть дальше своего кармана. Люди не уверены, что будет через пять лет. Зачем им беспокоиться о том, что будет через 50-100?
- Не удивительно, что сибиряки считают глобальное потепление страшилкой из фильмов.
- Правильный термин - глобальное изменение климата. В понимании обывателя потепление на два градуса - чепуха. Сибиряки только рады. Но это может запустить ледниковый период. Увеличивается количество пожаров, влажность атмосферы, облачность, и начинается эффект ядерной зимы. Более того, изменения климата сопровождают мощные катастрофические природные явления: ливневые осадки, смерчи, ураганы, засуха, наводнения, землетрясения. Исследователи уже отмечают их возросшее количество. Жаль, что большинство жителей страны не разделяют этих опасений.
- Печальная картина…
- К сожалению, такое отношение к экологии и своим лесам в России. Во всём мире известно, что плантационное лесоводство - очень выгодное вложение для государства и бизнеса. Финны, шведы, немцы, японцы - все занимаются высадкой деревьев. Даже китайцы запретили рубить лес у себя и начали покупать древесину у нас. Однако наши предприниматели в этом не заинтересованы. Конечно, экосистемы Сибири очень устойчивы в части возобновления. Даже если кедрач вырубили (в Советском Союзе это было запрещено), он же всё равно вырастет. Но лет через 300-400. А есть уникальные реликтовые леса в Алтае, Хакасии и Бурятии, которые при сплошных рубках и пожарах исчезнут. В лучшем случае там будут луговые травы. В худшем - всё занесёт песком. Так что нам уже пора вспомнить об ответственности. Вроде бы на уровне правительства появились разговоры о возрождении лесного хозяйства. Дай Бог, иначе вскоре нам уже будет нечего рубить.
Смотрите также:
- Проблемы национальной самоидентичности народов Красноярского края →
- Строительство БоГЭС привело к историко-культурной катастрофе →
- Злая шутка огня. Эксперт: «Степной пожар остановить сложно» →