Русист-фольклорист Элизабет Уорнер - о жизни в русской глубинке

Фото: фонда Михаила Прохорова

   
   

Элизабет Энн УОРНЕР родилась в Лондоне в 1940 году. В 1962 году окончила Эдинбургский университет. 1962-1963 годы - аспирантура на кафедре фольклора в Московском государственном университете. Много лет заведовала кафедрой русского языка в Даремском университете. В 1994 году ей присвоено звание почётного профессора Красноярского государственного университета. Автор шести книг о русском фольклоре и многочисленных статей.

Впервые она приехала в Советский Союз в 1962 году. Аспирантура МГУ, докторская диссертация о русском народном театре, и вот уже двадцать лет - многочисленные фольклорно-этно­графические экспедиции в деревни Архангельской и Вологодской областей. В Красноярск одна из самых известных в Великобритании русистов-фольклористов приезжала для участия в VI Красноярской ярмарке книжной культуры, организованной Фондом Михаила Прохорова. Её фотовыставка «Российская деревня: британский взгляд» вызвала большой интерес.

 

Далеки от цивилизации

Krsk.aif.ru - Что вы, как человек, принадлежащий другой ментальности, находите важным и интересным в российской деревне?
 Элизабет Уорнер - К русской деревне у меня двойное отношение. Как специалиста-этнографа, меня интересуют похоронный обряд, порча, колдовство. Но, конечно, как вы сказали, я принадлежу к другой ментальности, английские деревни сильно отличаются от русских.
Krsk.aif.ru - В чем отличия наиболее заметны?
Э.У.: - У нас уже лет двести-триста не существует такой деревни, как у вас. В Англии промышленная революция началась рано, и утечка из деревни в город идёт с ХVIII века. При этом нет таких огромных пространств, как в России, особенно на Севере, где деревушки столетиями существуют обособленно. Насколько я поняла, до советского времени люди не покидали деревень. В современной английской деревне - смешанное население. Я, например, тоже живу в деревне, в пяти милях от ближайшего города. Больше половины населения у нас ездят на работу в город. Чтобы люди уехали из Архангельска жить в деревню… Англичан, наоборот, привлекает свежий воздух и многое другое. Но деревня в Англии отличается от деревни в России прежде всего материальными условиями. У нас все удобства, как в городе, - Интернет, дороги, вода, канализация. Чего нет на русском Севере.
Krsk.aif.ru - Вероятно, и менталитеты российского и английского деревенского жителя различаются?
- Верования в нечистую силу, местных духов, колдовство, порчу до сих пор живы в российских деревнях. Как этнографу, мне это безумно интересно. Как западному интеллектуалу - страшновато. И ещё в российских деревнях люди в простом ежедневном обращении чрезвычайно открытые. Гораздо более открытые, чем на Западе.
Krsk.aif.ru - Что ещё вас поразило в русской глубинке?
Э.У.: - На меня всегда производила впечатление оторванность российской деревни от города. Люди живут своим сообществом, со своими взглядами, особенной культурой, социальной структурой. Такую дистанцию между образами жизни, мировоззрениями жителей деревни и города я нигде не встречала. Ни в Южной Америке, ни в Китае, ни в Индии, ни в Европе. Кажется, что и городские жители в России смотрят на деревенских жителей особо.

Просто люди… бедные

Krsk.aif.ru - На презентации своей фотовыставки вы сказали, что стараетесь в снимках передать дух времени и места. Как бы вы его охарактеризовали?
Э.У.: - Я фотографирую в такое время, когда в России много перемен. Они сказываются и в деревне. Люди уезжают с периферии, где мы бываем в экспедициях. Закрылись совхозы. Очень мало работает ферм. Для мужиков нет работы. Молодые - те, кто хотел, - все уехали. В некоторых деревнях наблюдали интересные явления: живёт старушка-пенсионерка с сыном, который не работает и пропивает пенсию мамы. Не один раз мы такое видели. Пьют страшно. Много болезней. В общем, тяжёлая жизнь.
Krsk.aif.ru - На ваших снимках между тем не так уж много пьяных - алкоголизм не показался вам вопиющим в российской деревне?
Э.У.: - На фотовыставке есть два снимка - с пьяным мужчиной и пьяными женщинами. Но я их фотографировала потому, что мужчина прекрасно играл на аккордеоне, а женщины так радостно плясали… У меня на самом деле нет фотографий, где бродяги, несчастные пьяницы в лужах валяются. Для меня это просто люди, которые бедно и трудно жили, но, тем не менее, у которых за душой что-то есть.
Krsk.aif.ru - Вы ещё подметили особую жизненную силу российских деревенских жителей…
Э.У.: - Когда вот эти люди начинают рассказывать про свою жизнь, у меня слёзы на глаза набегают - как они пережили такое! Некоторые старушки ещё помнят коллективизацию. С горечью рассказывали, как отбирали у них корову и мельницу папы. А потом - война страшная, голод, как они работали с малых лет… Тем не менее, была хозяйка, которая мне сказала «Не стою того», когда я подарила мыло. Это такая скромность… Знаете, с одной стороны, это позитив - такое терпение. А с другой - плохо, слишком долго терпеть нельзя. Я думаю, если бы не терпели, может быть, давно стали лучше жить. Англичане нетерпеливы. Бастуют сразу.

Болезнь нации

Krsk.aif.ru - Вы затронули тему русского пьянства. В прошлом году я несколько месяцев провела в Великобритании и с удивлением в английской прессе обнаружила заметки об алкоголизме британцев. Действительно эта проблема остро стоит и у вас?
Э.У.: - У нас это очень большая проблема! И наркомания тоже. Алкоголизм - не только среди молодёжи, но и у старшего поколения. Сейчас начинают писать об этом. И меня возмущают высказывания, что ничего страшного нет в том, если выпить три бокала красного вина за ужином. Каждый вечер - страшно. А молодёжь водку пьёт.
Krsk.aif.ru - Как в Великобритании решают эту больную проблему?
Э.У.: - Идёт разговор о том, чтобы заставить супермаркеты повысить цены на алкоголь. Предыдущее правительство совершило большую глупость, разрешив клубам, трактирам, пабам работать практически круглосуточно. Премьер-министр Блэр считал - какой-то бред! - если клубы и пабы всё время открыты, то английская молодёжь будет выпивать полбокала пива и уходить домой, как это делают французы. Но это была фантазия, и сейчас молодые пьют так, что потом, кроме пьяной молодёжи, ночью на улицах больших городов никого нет. И это большая беда нации.

Смотрите также: