Детей войны обрекли на нищенскую старость

Фото из архива Красноярского краеведческого музея.

Красноярск, 8 мая – «АиФ на Енисее». 10-летние подростки работали вместо ушедших на фронт отцов, садились за рычаги тракторов, вставали к станку, валили лес...

   
   

- Это была война, и всё, что делалось тогда, не подлежит осуждению. Мы все хотели одного - жить в свободной стране, и все свои силы отдали за победу и на восстановление страны. Но сегодня поколению, которое на бумаге нарекли «детьми войны», не смогли обеспечить достойной старости, - рассказывает Надежда СЕМЁНОВА, председатель Красноярской региональной общественной организации по защите законных прав старшего поколения «Дети войны».

Привычка выживать

Надежда Семёнова: - Я родилась и выросла в семье, где воспитывалось десять девочек. Отец вернулся с фронта без руки и прожил недолго, а мама после смерти отца и старшей дочери была прикована к постели. Мы все работали наравне с мужчинами, которых после войны осталось очень мало. Брались за любую работу, лишь бы выжить. Сами сажали картошку, сдавали тряпки и макулатуру, но постоянно были голодными. Я до сих пор всё время есть хочу.

Но после войны нам силы придавало понимание того, что мы строили новое, мощное государство. Какое-то время была иллюзия стабильности. И вот реформы - к власти пришли люди, которым наплевать на старшее поколение, а дети войны и вовсе выброшены из жизни. Мы выросли в бедности, а многим и умирать приходится в нищете.



В 1942 году в Канск вывезли воспитанников дома ребёнка из блокадного Ленинграда. Дети с потухшими глазами всё время хотели есть... Фото из архива Красноярского краеведческого музея.

Обидно, когда страна, взрастившая фашизм, но осознавшая свои ошибки, может обеспечить стариков достойной пенсией - 40 тыс. руб. в пересчёте на наши деньги. А Россия, страна-победительница - в пять раз меньше. Половину из этой пенсии съедают коммунальные услуги, которые с каждым годом всё дороже. Оставшееся приходится тратить на лекарства, многим кроме молока и хлеба нечего есть. У меня сердце сжимается, когда ко мне на приём приходят пожилые люди и плачут. Один мужчина как-то сказал, что «эта пенсия мне дана, чтобы я сдох медленной и мучительной смертью». Ведь лекарства на эти деньги не купить, а те, что дают по льготе, не помогают, стоимость на услуги ЖКХ и цены на продукты в магазинах растут быстрее, чем сама пенсия.

Статус без льготы

«АиФ на Енисее»: - Ваша организация обращалась в правительство с просьбой предоставить детям войны дополнительные меры государственной поддержки. Так до сих пор этот вопрос и не решён?

ДОСЬЕ
Надежда СЕМЁНОВА родилась в 1945 году в г. Уяр Красноярского края. Образование высшее педагогическое. Возглавляет краевую общественную организацию «Дети войны» с 2010 года, председатель регионального отделения «Всероссийского женского союза «Надежда России». Вдова, двое детей, внук.

Н.С.: - Наше правление неоднократно писало и Кузнецову, и в правительство края, и Путину, и Медведеву с просьбой дать людям статус «дети войны» и наделить их соответствующими льготами. Пока дальше разговоров дело не пошло. В феврале этого года в Красноярске на заседании комитета по образованию и здравоохранению коммунистами был предложен законопроект, где дети войны ежемесячно получали бы прибавку к пенсии - 400 руб. Но даже эта сумма оказалась «тяжёлой» для регионального бюджета. Ответ был таков, что многие дети войны уже имеют другие льготы как ветераны труда, труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, узники концлагерей. Фактически это поколение существует, а вот юридически оно отсутствует. В нашем крае 233 тыс. человек, родившихся в этот период, из них 26 тыс. ни к одной категории не относятся и льгот не имеют. Только в нашей организации состоят более 50 тыс. детей войны, они поверили нам, что мы добьёмся доплаты. Мы обращались везде, проводили пикеты, но власть глуха. В Новосибирской, Кемеровской, Омской и других областях смогли предоставить дополнительные меры поддержки детям войны, в Красноярском крае ждут команды сверху. А сколько можно ждать? Этим людям больше 68 лет, многие из них больны и измучены тяжёлой жизнью. Мне очень жаль их и стыдно за наше руководство. Тысячи пожилых людей влачат нищенское существование, и это в стране, богатой природными ресурсами… Неужели сейчас пришли к власти бессовестные люди, которые не найдут копейки, чтобы добавить старикам на хлеб, чтобы те не голодали? На прошедшем комитете меня спрашивают: «Надежда Петровна, а как вы считаете, сколько нужно денег для того, чтобы удовлетворить потребности детей войны?..» Обидно, что теперь всё оценивается конкретной суммой… Государство и так перед этими людьми в неоплаченном долгу…

   
   



Фото из личного архива Надежды Семёновой

«АиФ на Енисее»: - Накануне Дня Победы всё внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. А детей войны поздравляют с праздником?

Н.С.: - Нас обошли в этом вопросе: ни единовременной выплаты ко Дню Победы, ни открытки от региональной или федеральной власти не получаем. А ведь дети тоже всё делали для фронта и Победы: стояли под открытым небом - в жару и мороз, в снег и дождь, днём и ночью, наравне со взрослыми делали военную технику. А сколько детей сидело в окопах - многие убегали на фронт, становились детьми полка, подрывали склады и обозы с фашистскими боеприпасами, пускали под откос немецкие поезда. На их хрупких детских плечиках лежала половина тыловых забот. Им принадлежит весомая часть Великой Победы, но они не видят даже той скромной части благодарности за загубленное детство, преждевременную седину и утраченное здоровье, как участники Великой Отечественной войны. Их отцы, отдавая свою жизнь за Родину, считали, что государство позаботится об их семьях. Но Родину порушили, а государство, возникшее на её обломках, забыло о них.

Безответная любовь к Родине

«АиФ на Енисее»: - Несмотря на все трудности, нищенскую пенсию, старшее поколение продолжает помогать детям и внукам…

Н.С.: - Всё делалось ради будущего поколения - сражения на поле боя и в тылу. И в послевоенное время заводы и фабрики строили для будущих поколений. Когда поднимали страну, нам платили 30 копеек с заработанного рубля, а 70 копеек шло на перевооружение производства, на соцкульбыт (пионерские лагеря, больницы, детские сады). Мы терпели и надеялись, что строим могущественную страну и будем счастливо жить, но эти деньги в один прекрасный момент кто-то прикарманил, и нашим детям и внукам ничего не досталось. Закрыты заводы, порушены колхозы. Молодёжь отвыкла работать физически.

«АиФ на Енисее»: - Как вы думаете, современное поколение, окажись в подобных условиях, смогло бы так объединиться и одержать победу?

Н.С.: - Трудно сказать. Те, что были воспитаны на подвигах дедов и прадедов, в любви к родине, думаю, смогли бы. Но таких единицы. Посмотрите, как Родина сейчас заботится о своём народе. Большинство наших детей и внуков не могут заработать на жильё честным трудом. И как бы они ни любили своих родителей, ждут, когда те умрут и оставят в наследство свои квадратные метры. Наша организация регулярно проводит встречи со школьниками и рассказывает о подвигах их сверстников в годы войны. Молодёжь ведь по сути своей неплохая, но она растёт в такое время, когда невозможно любить Родину безответной любовью. Она не учит любить свою страну, друг друга, помогать бескорыстно, просто по велению души… В итоге растёт поколение, которому важно, как сейчас модно выражаться, «срубить побольше бабла».