Красноярск, 17 июня — «АиФ на Енисее». В настоящее время разработана и обсуждается рабочая версия новой сети профессионального образования. Как только она будет окончательно согласована и утверждена в 2013 - 2014 гг., будет создана система среднего профобразования, в составе которой сохранятся программы подготовки рабочих кадров.
Кадры решают всё
- Ольга Николаевна, расскажите, каковы сейчас главные проблемы в сфере профессионального образования? Как они решаются на региональном уровне?
- На мой взгляд, главный вопрос, который сейчас надо решать - это обеспечение работодателей специалистами среднего звена и высококвалифицированными рабочими. Выпускники школ по-прежнему ориентированы на высшие учебные заведения. При этом количество бюджетных мест в вузах не сокращается. Мы реально понимаем, что значительное число ребят смогут поступить в вузы - у них есть возможность пройти с не очень высокими баллами.
Досьё: | |
---|---|
Ольга НИКИТИНА родилась в 1953 году в селе Ярцево Енисейского района. Окончила Красноярский государственный педагогический институт. Начинала свой путь с комсомольской работы, была секретарём Ленинского районного комитета КПСС. 15 лет возглавляла педагогический колледж № 1. C 2005 года работает в правительстве края. Кандидат социологических наук. |
А набор во многие лицеи и техникумы идёт по принципу: не поступил в вуз - пойду сюда учиться. Но на рынке труда 2/3 всех вакансий - это рабочие и среднетехнические специальности. Нам нужно обеспечить наши приоритеты в экономике - горно-металлургический комплекс, лесную, нефтегазовую, строительную, агропромышленные отрасли, а это требует подготовки кадров.
- То есть вы сейчас прежде всего ориентируетесь на работодателей?
- Мы уже шесть лет создаём центры по высокотехнологическим отраслям экономики - это когда на базе учебного заведения объединяются работодатели, бизнес и муниципалитет. Например, первый центр нефти и газа мы создали в Ачинске. Сейчас там конкурс 2-3 человека на место, выпускники успешно работают на Ванкоре, в Братске. Очень удачный центр сварки на базе 54-го лицея. В него пригласили бизнесменов, которые занимаются продажей сварочного оборудования из Санкт-Петербурга. Благодаря вложениям краевых, федеральных средств отремонтировали здание, закупили новое оборудование и подготовили кадры. Кроме этого лицей установил тесные связи с НАКСом - национальным агентством контроля сварки - их сертификат высоко котируется на международном уровне. Создали в центре выставочный комплекс, и стали приезжать бизнесмены со всего СФО - они видят конкретное оборудование в работе, а не по прайсам. В итоге учащихся уже на третьем курсе разбирают по предприятиям. В Кодинске, например, когда Богучанскую ГЭС запускали, потребовались лесообрабатывающие специальности. Там есть работодатели, у них дорогостоящее оборудование, и совместно с ними открыт центр по подготовке и переподготовке кадров для лесного комплекса. Сейчас вот с министерством сельского хозяйства заканчиваем создание четырёх центров. Так, в Уяре всю технологическую цепочку выдержали: там студенты осваивают посадку кормов, своё стадо коров на 150 голов есть. И поставили модуль по переработке молока.
Учиться с комфортом
- Как устроен быт учащихся: есть ли общежития, налажена ли общественная жизнь?
- В 90-е годы ПТУ лишились практически всех общежитий. Время тогда было тяжёлое, зарплаты платили плохо, и дабы привлечь преподавателей, им выделяли комнаты в студенческих общагах. Те их потом приватизировали… Сейчас к нам в систему пришли федеральные техникумы, а они все с общежитиями. Так что теперь можем обеспечить всех койко-местом.
Что касается общественной жизни, то наши ребята ездят, например, на Бирюсу в молодёжный лагерь. Там они первое время, конечно, немного стесняются. Но когда дело доходит до конкурсов профмастерства, равных им нет.
- Выпускники школ ориентированы на успех. И многие из них, вероятно, не верят, что его можно добиться, имея рабочую специальность. Вы отслеживаете, насколько успешны выпускники профессиональных учебных заведений?
- Мы провели исследование: каких компетенций ждут работодатели. Получилась интересная вещь - профессиональные навыки стали вторыми. На первое место вышли базовые компетенции: ответственность, точность, умение работать в группе, общечеловеческие качества. Мы анализировали, почему это происходит: потому что дорогостоящее оборудование, которое вытесняет живую рабочую силу, требует как раз ответственности и умения ставить задачи, выполнять их. Даже от рабочих требуется не исполнительность, а умение решать проблему.
КСТАТИ
- более 31 тыс человек получили дипломы:
- 19 тыс о высшем образовании
- 12,5 тыс о среднетехническом и среднепрофессиональном образовании
- 30 тыс человек прошли курсы переподготовки и повышения квалификации
- 2/3 вакансий - рабочие специальности
Смотрите также:
- Эксперимент по внедрению дуального образования в Красноярье идет успешно →
- В КрасГМУ прошла Ярмарка вакансий для выпускников 2015 года →
- В Красноярске состоялась ярмарка вакансий →