Красноярск, 5 июля — «АиФ на Енисее». - Зацикленность на Второй мировой войне, на памяти о Холокосте, Сталине, Гитлере мешает людям внимательно посмотреть на сиюминутные проблемы. Например, на то, что Америка со страшной систематичностью превращает в руины одну страну за другой, - считает профессор Борис ГАСПАРОВ, который выступил перед красноярскими студентами со спецкурсом «Сталинизм как культурная парадигма: культурное сознание, эстетические категории, художественное творчество».
На волне террора
«АиФ на Енисее»: - Борис Михайлович, отчего сегодня разговоры о Сталине стали вновь актуальны?
Борис Гаспаров: - Мне кажется, что страна пытается осмыслить свою новую идентичность. Людям моего поколения она в советское время представлялась бескомпромиссно: Россия будет такой же страной, как Франция, Германия. Если удастся. Мы об этом мечтали. Но потом выяснилось, что и Запад не так прост, каким рисовался из-за стены, и Россия не так проста. Сейчас Россия становится одной из стран мирового сообщества и открывается как по горизонтали - выстраивает отношения с другими странами, так и по вертикали - у жителей пробуждается интерес к своей истории. Идёт болезненное вырабатывание навыков жизни в открытом мире.
«АиФ на Енисее»: - Сегодня немало людей, особенно старшего поколения, которые готовы простить Сталину геноцид народов, массовые репрессии. И среди них - даже те, чьи семьи попали под каток сталинской машины. Утверждают, что, если бы не было чистки, Россию уничтожили бы враги… Люди пребывают в наивных заблуждениях, или даёт о себе знать мощная идеологическая прокачка сознания, которой они подверглись в годы своей юности и молодости?
Многие могилы забыты. Фото: russianlook.ru |
Б. Г.: - Для меня это явление - загадка. Наша семья была антисоветской. И в 30-е, и в 40-е годы у нас всегда были совершенно откровенные разговоры за столом. И никто никогда не боялся, что я по детской глупости где-то что-то скажу. Я с очень раннего возраста жил с ощущением величайшего внутреннего отторжения всего советского. Может быть, поэтому мне сейчас легче встать на эту объективную точку зрения - я не испытываю никакого разочарования. Скажем, говорят о Сталине как о великом полководце, руководителе страны. Но ведь именно он ввязал страну в эту войну. Гитлер ему посулил куски Польши, Бессарабию. Как собаке из-под стола эту кость бросил. А в результате началась Вторая мировая война, в которой Советский Союз стал жертвой. Сталин глазом не моргнул, заплатил за эту свою глупость миллионами жизней и вообще всем, что произошло.
«АиФ на Енисее»: - А до войны столько лет продолжался геноцид внутри страны - и это коснулось ведь не только России, но и многих союзных республик.
Б. Г.: - А сейчас пытаются в этих новых странах придать геноциду национальную окраску. Доказать, что имел место национальный геноцид, - притеснение украинцев, грузин и так далее. Это было интернациональное явление. Русский народ был точно такой же жертвой, как и украинский, и грузинский. Сталин как руководитель мог быть эффективным только в ситуации сплошного террора. В нормальной обстановке он не мог бы руководить страной. Так же, как Гитлер не мог бы руководить страной без войны, - ему нужно было одно завоевание за другим. Новый счастливый мир, который он посулил людям, а они с восторгом откликнулись, мог существовать только на этом напряжении: «А вот сейчас мы победим, тогда всё будет хорошо». За одной победой следует ещё одна, за ней - вторая, и так далее. Так же и Сталин. Только на волне террора он мог руководить.
Отрицание прошлого
«АиФ на Енисее»: - Уместно ли сравнение Сталина с Гитлером? Во всём мире в среде цивилизованного культурного сообщества пришли к осознанию, что Гитлер - отрицательный исторический персонаж. В Германии принято стыдиться его деяний. А относительно Сталина в нашей стране нет однозначной оценки. У вас есть объяснение этого феномена?
Б. Г.: - Нет. Можем попробовать разобраться. Если судить исторически, Германия проиграла войну. У немцев не было выбора - происходила принудительная денацификация. Немецкие дети были воспитаны в абсолютном отрицании прошлого. Это был большой государственный проект под эгидой, конечно, оккупирующих сил. Сильнейшая целенаправленная воспитательная, эстетическая политика. Сейчас, по моим наблюдениям - а я общаюсь с представителями разных поколений, - старшее поколение гораздо больше готово к тому, чтобы взвешенно говорить о прошлом, чем молодое.
«АиФ на Енисее»: - Выходит, в России такая ситуация, когда возможны положительные оценки деяний Сталина, сложилась оттого, что страна победила в войне?
Б. Г.: - Во-первых, она победила. Во-вторых, не было массивного давления в одну сторону. И сейчас Россия не хочет себя поставить в положение страны, побеждённой в «холодной войне», и вести себя так, как вели немцы после 1945 года. «Вы нас победили, вы наши учителя». Россия отказывается это делать. Обратная сторона этой медали - искусственный культ Сталина. Но, мне кажется, идея ввести запретительно-осудительный режим, какой был введён в Германии в своё время по отношению к Гитлеру, не рациональна. Она не может привести к цели. Сознание людей сопротивляется тому, чтобы так же, как немцы, себя обличать - мы, русские, не проиграли войну.
«АиФ на Енисее»: - Тогда какой метод был бы действенным?
Б. Г.: - Это очень опасная тема. Как мы в нашей неустойчивой ситуации в обществе подойдём к культу Сталина. Мне кажется, что самое драгоценное - это свобода. Если часть сообщества хочет говорить о Сталине комплиментарно - пусть делает это. Но нам надо искать аргументы, если хотим переубедить, а не взывать к гражданской совести или к властям, чтобы они это запретили.
Вы знаете, мне вообще кажется, что наша зацикленность на Второй мировой войне мешает людям более внимательно и более сочувственно посмотреть на сиюминутные проблемы. Кто сейчас страдает, какие ужасные вещи происходят. То, что Америка со страшной систематичностью превращает одну страну за другой в руины. Целые поколения живут в нефункциональном, разрушенном обществе - в Сирии, Ираке, Пакистане, Ливии. Это ужасно. А мы все: память о Второй мировой войне, Холокост, Сталин, Гитлер. Нас это беспокоит, а не то, что происходит у нас под носом. Я скептически отношусь к такой памяти. Считаю, что усиление Китая и России, которое сейчас наблюдается (в России больше политическое, чем экономическое), - это полезное, здоровое явление. Если у нас выстроится многополярный мир, то конфликты и напряжение между крупными игроками всё равно не имеют шансов достигнуть таких катастрофических размеров. Я имею в виду просто силу средств уничтожения, которые находятся в руках у всех.
Смотрите также:
- Александр Многогрешнов: «Стране нужна сила, которая поможет возродиться» →
- Красноярцам нужна не толерантность, а дружба →
- Кто народ и где элита? →