Анатолий Арефьев изучает археологию, служит научным сотрудником в Ачинском краеведческом музее. Делится знаниями со студентами как преподаватель на кафедре IT-технологий в креативных и культурных индустриях ГИ СФУ. И с детства пишет стихи. Казалось бы, поэзия далека от истории. Но именно она принесла славу молодому учёному.
В 2024 году Анатолий решил побороться за звание «короля поэтов», вступил в битву и выиграл. О чём он пишет, какие книги повлияли на его сюжеты и в чём ценность литературы для юного поколения? Об этом – в беседе с учёным и поэтом.
Ощущение «хорошести» текста
Наталия Тихомирова, корреспондент krsk.aif.ru: Анатолий, поделитесь, что в далёком прошлом было в Ачинском районе?

Анатолий Арефьев: Мне кажется, Ачинский район выпал из поля зрения исследователей на долгое время. Если в XX веке какие-то работы и проводились, причём не специалистами-археологами, а краеведами при поддержке научных учреждений, то сегодня он менее популярен, чем южные районы края. Здесь много разновременных памятников археологии, у каждого из них свой контекст возникновения и существования: от ачинской палеолитической стоянки возрастом около 18 тыс. лет до средневековых поселенческих памятников и оборонительных укреплений времён освоения Сибири.
– Как начали писать? Многие пробуют сочинять в детстве, но потом этот навык утрачивается, приходят другие интересы.
– Моё увлечение началось в 11−12 лет, годам к шестнадцати мне стало понятней, как устроена поэзия. Сначала невольно кого-то копируешь. Но всё, что прочитано, пытаешься переосмыслить, сказать о своём. Чем больше круг чтения, тем крепче ощущение «хорошести» текста. Мне хотелось делиться своим видением.
Главное – найти нужного человека, которому ты сумел бы доверить своё самое сокровенное, решился бы показать свои тексты. У меня такие люди нашлись. И в моей жизни появился коллектив близких по духу людей – клуб авторской песни «Гитарный круг» города Назарово.
– О чём может писать юный парень?
– «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не старясь угодить». Очень важные слова из песни Булата Окуджавы. Важно не растерять собственное чутьё и писать о том, что тебя беспокоит. О людях, городе, доме, о светлом времени детства – о том, что понятно каждому. У читателя возникает эффект «знакомости». Если ты начал писать, то ты уже не можешь не писать − темы находятся сами собой.
– Что вдохновляет?
– Реальная жизнь. Наблюдения, «подмечание». Интересно упаковывать картинку в очень ёмкую форму. Стихотворение – это не проза, должен быть концентрированный образ. Вдохновляют люди и общение, единение душ.
Привычка к чтению
– Можно ли не отбить у юного человека желание сочинять, читать? Каков рецепт?
– Очень важны детские впечатления, личный пример родителей, круг чтения в семье. У меня и мама, и бабушки − все постоянно читали. А потом возникло желание читать самому. И когда такое культурное общество возникает внутри семьи, это очень важно, всё идёт оттуда. Если у родителей нет привычки к чтению, или, наоборот, взрослые заставляют своих детей читать через силу, ничего хорошего из этого не выйдет, любые зачатки любознательности могут со временем пропасть. У меня такого, к счастью, не было.
– Что культивировалось?
– Литература, фильмы, классика, поэзия, хорошее чувство юмора. Я помню, что очень поздно научился читать, в первом классе. Все в классе умели читать, а я не умел, и было немного неловко. В один прекрасный момент научился. И дальше уже пошли бесконечные потоки книг, которые до сегодняшнего дня не прекращаются.
Среди главных авторов для подростков я бы назвал Юрия Коваля. У него есть очень жизнеутверждающие книги: «Самая лёгкая лодка в мире» и «Недопёсок». Ещё один важный автор – Валентин Берестов, который мне близок ещё и потому, что он археолог. Корней Чуковский, как и Пушкин, раскрывается для читателя в определённый период времени. В студенческом возрасте стали открытием его «Дневники», которые он вёл более шестидесяти лет, в них отобразилась эпоха.
Пока есть о чём писать…
– Как вы оказались «королём поэтов»?
– «Король поэтов» − конкурс, который изначально задумывался как шуточный, некая дуэль. В Красноярске он проводится уже много лет. Несколько раз меня звали в нём поучаствовать, я как-то не решался и отказывался. А в этот раз согласился.
Этот конкурс становится публичной площадкой для чтения и слушания. Участвуют разные поэты, самого разного уровня, возраста. И состязание нас объединяет. Для меня важно было не только самому выступить, но и послушать, как поэтическое сообщество живёт, чем дышит, какие тексты читает. Победителя каждого тура определяют зрители. Было много сильных, хороших участников.

– Как считаете, в чём ваша главная черта? Что людей подкупило в вашей поэзии?
– Наверное, узнавание и мест, и образов. Мне кажется так. Радостно, что мои стишки показались зрителям интересными и близкими.
– Почему сказали «стишки»?
– Это не преуменьшение или несерьёзное отношение, просто для меня это звучит приятнее. Радостно ещё, что благодаря конкурсу вышел первый самостоятельный сборничек стихов «Чёрным по белому». Тираж небольшой, но он уже разъезжается по стране: отправил в Иваново, Вологду, Калининград, Санкт-Петербург.
– Вы ощутили себя поэтом? Не историком, а именно поэтом? В какой момент себе сказали это?
– Не знаю даже такого человека, который мог бы про себя уверенно сказать: «Я − поэт!». Слишком громко и пафосно. Знаю, что у меня получается писать неплохие стихи. Если это кому-нибудь нравится и тексты душевно откликаются, то я радуюсь. А если нет, то чего грустить? Дело-то маленькое − высказаться, облегчить мысли свои, законсервировав их в текст.
Сегодня много талантливых людей, понимающих, как устроена литература и зачем она существует. И русский язык, как и всё живое, не стоит на месте. Он развивается. Сегодняшняя поэзия − это далеко не поэзия XX и тем более XIX века. В современных текстах отражаются современные реалии. Пока есть о чём писать и кому писать, литература и поэзия будут продолжаться.
– Сейчас у молодёжи клиповое мышление, много короткого, засоряющего память и внимание медиаконтента. Как всё-таки вернуть молодых людей, детей к книге?
– На самом деле это очень трудно. Повторю, очень важен момент просвещения, наставления, культуртрегерства. Каждому, кому такой человек встретился на пути, повезло. Неважно, кто он: известная личность или близкий человек, который однажды посоветовал ребёнку интересную книгу, к примеру «Остров сокровищ» или «Два капитана». И эта книга оказалась в нужное время в нужном месте. Может быть, тогда зародился бы интерес.
Всё ведь зависит от человека, от среды, где он растёт, живёт, развивается. Я очень рад, что моя среда была благоприятной и очень дружеской, читающей. Мне было с кем поговорить, что обсудить, чем поделиться. И, конечно, важно то, как преподаётся литература в школе.
Существует множество форматов, делающих чтение доступным. Я, например, долгое время не слушал аудиокниги. И начал их для себя открывать, потому что слишком убыстрилась жизнь, изменился темп, не хватает времени. Аудиокниги хорошо слушаются в дороге, красота текста не утрачивается.