Всенародно любимый актёр, лауреат ленинской и государственной премий, знаменитый князь Мышкин и Юрий Деточкин свои первые шаги на театральной сцене сделал в Красноярске. О том, что знаменитый актёр жил и работал в нашем городе, знают многие. Но о том, что у него остались не очень приятные воспоминания о Красноярске, - лишь некоторые. В театре им. Пушкина до сих пор ходят легенды, почему великий актёр не любил вспоминать свою красноярскую биографию.
«Минус 39»
Иннокентий Михайлович родился в деревне Татьяновка Томской губернии. Позже семья: мама, папа и шестеро детей - сбежала от раскулачивания в Красноярск. Кеша, второй ребёнок, пошёл в школу № 14 в Покровке. В 1942 году будущий актёр работал в Красноярске в госпитале и параллельно поступил статистом в театр им. Пушкина. Через год Смоктуновский был направлен в Киевское пехотное училище, которое находилось в Ачинске. А после его окончания - на фронт. Прошёл плен, побег, получил «минус 39» - запрет на проживание в 39 крупнейших городах страны. В1945 году демобилизовался, вернулся в Красноярск и поступил на службу опять же в «Пушку». В жизни актёра было много театров и ролей, но свои первые шаги на сцене он сделал именно в Красноярске.
- Людей в первую очередь привлекают легенды, а не истина, - говорит Лариса Лейченко, заведующая литературным отделом театра им. Пушкина. - Если я вам расскажу истину, вы вряд ли захотите её слышать. Складывались легенды и вокруг имени Смоктуновского.
До сегодняшнего дня все знали, что Иннокентий Михайлович каким-то образом связан с нашим театром. Ходили какие-то рассказы. Чаще всего их автором был сокурсник Смоктуновского Александр Приходько, прошедший в нашем театре путь от актёра до заведующего режиссёрским управлением. В 1946-1947 годах, чтобы привлечь молодёжь, режиссёр театра Або Яковлевич Волгин основал при нём школу-студию. Кстати, Красноярское училище искусств обязано своим появлением именно этой студии. Школа-студия при театре даёт возможность студентам постигать профессию на практике, будущие актёры начинают играть в массовках, самые талантливые получают первые два-три слова на сцене. Вот в эту студию и пришли молодые Смоктуновский и Приходько.
Я лично спрашивала Александра Андреевича, видел ли он уже тогда, что Смоктуновский - великий актёр. Он уверял, что да, конечно. «У него такое лицо, такая стать»! Хотя я подозреваю, это одна из театральных легенд - что все сразу заметили талант Смоктуновского. Однако доля правды вней была. Смоктуновский - один из немногих, кого приняли не только в студию. Через восемь месяцев он был зачислен во вспомогательный состав труппы с окладом 200 рублей. И уже мог рассчитывать на небольшие роли, а не только на массовку. Значит, чем-то он отличался уже тогда.
Уволился после драки
Красноярцы с гордостью присвоили себе Смоктуновского, хотя он сыграл всего девять ролей и уволился, не дождавшись окончания театрального сезона. На это было несколько причин. Тот же Приходько вспоминал, что Смоктуновский был необязательным человеком, часто просыпал, хотя жил в общежитии рядом с театром.
В архивах «Пушки» до сих пор хранятся выговоры, которые выносили актёру за опоздания, за неявку на работу (обычно после приёма). Возможно, накопившееся раздражение от того, что его, прошедшего войну и плен, всё время школят и наказывают, послужило поводом для ухода.
Есть и ещё одна версия. Смоктуновский с товарищами гулеванил в общаге, и кто-то начал приставать к девушке. Он вступился, завязалась драка, актёр получил фингал и на следующее утро не пришёл на репетицию. Режиссёр Волгин на него накричал, он не выдержал - юношеский максимализм - и подал заявление. После Красноярска Смоктуновский отправился в Норильск, где проработал дольше и ролей сыграл значительно больше. Потом был Волгоград (тогда Сталинград), где он был уже совершенно другим актёром, а затем Москва.
Не сталевар и не партработник
- У меня такое ощущение, что у Иннокентия Михайловича с нашим театром были связаны не очень приятные воспоминания, - считает Лариса Николаевна. - Он несколько раз приезжал в Красноярск к родным, на Троицком кладбище похоронена его мать Анна Акимовна, которая умерла в1985 году, был здесь и на гастролях, но ни разу не зашёл в театр. Скорее всего, не хотел вспоминать, что оказался здесь не у дел.
Смоктуновский - человек глубокой внутренней интеллигентности и потрясающей породы; всё это накладывало огромный отпечаток на его актёрскую натуру. Но что с ней было делать?
Вспомните репертуар пятидесятых годов, что ставилось современной драматургией? Сталевары, председатели колхоза, партработники. И дело не во внешности, сталевар может быть красивым мужиком, но он должен говорить низко, а у Смоктуновского был нежнейший перелив, он же был птицей волшебной, а не социальным героем. Он не схватит за попу, он скорее поцелует ручку.
Его индивидуальность была такой, какая в те годы была не нужна. Поэтому и не было у него стоящих ролей. А амбиции были, он ощущал, что другой, и поэтому метался. Это потом Смоктуновский станет первой ласточкой, которая обозначит новое интеллектуальное лицо в театре и кино - рабочий интеллигент. У него же мысль была в глазах, он мог играть и физика Куликова, и Гамлета. Именно поэтому, думаю, ему было у нас не комфортно.