Примерное время чтения: 8 минут
214

«Когда я слушаю джаз – нервничаю». Игорь Бутман курирует десяток фестивалей джаза

«АиФ на Енисее» №27 (2224) 05/07/2023
В Сибири много авангардной музыки. Она здесь и зарождалась. Современная, с кажущейся хаотичностью, но очень интересная и передовая.
В Сибири много авангардной музыки. Она здесь и зарождалась. Современная, с кажущейся хаотичностью, но очень интересная и передовая. Красноярская краевая филармония

Знаменитый джазмен, руководитель Московского джазового оркестра Игорь Бутман стал художественным руководителем возрож­дённого в Красноярском крае фестиваля «Джаз над Енисеем». Музыкант патронирует более десятка российских джазовых фестивалей. Но в своём главном откровении Бутман признался: «Когда я слушаю джаз – нервничаю, когда Deep Purple, особенно громко – успокаиваюсь. У меня всё наоборот».

Слушаю и нервничаю

Елена Бухтоярова, АиФ-Красноярск: В юности вы увлекались роком. И любовь к нему, я понимаю, не остыла. Как любовь к Deep Purple, хард-року сочетается в вашем сердце с любовью к джазу?

Игорь Бутман: В Deep Purple уже были намёки на джаз, которые мне нравились. В импровизациях, например, органиста Джона Лорда. Он прямо цитирует Дюка Эллингтона с Jam Blues. Потом, это очень мощная группа со своим драйвом, напором, которые есть и в джазовых ансамблях. Похожий драйв. И, конечно, меня привлекает энергетика. У меня всё наоборот. Слушаю джаз – нервничаю, Deep Purple, особенно громко – успокаиваюсь (Смеётся).

– Есть выражение: «Джаз выжил, потому что у него нет ни начала, ни конца». История с фестивалем – это тот случай?

– Мы с оркестром впервые на фестивале «Джаз над Енисеем» выступили в 1997 году. Это был один из лучших фестивалей, в которых я участвовал. Сам город, зрители, атмосфера! И всегда это было весело, интересно. Фестиваль открывал новые таланты. Здесь происходили встречи старых друзей, приобретались новые. Поклонники джаза давно спрашивали: «И где тот знаменитый фестиваль «Джаз над Енисеем», который славился по всей России?» Так и созрело решение.

– На столетии джаза, которое отмечали здесь же, в Красноярске, в вашей компании присутствовала Лариса Долина, что было оправданно. Она признанная джаз-дива. Фестиваль «Джаз над Енисеем» открыл бывший красноярец Леван Горозия, известный как рэпер L’ONE. На финальном концерте отметился поп-певец Дмитрий Маликов. Сегодня джаз настолько раздвинул рамки?

– На самом деле, я какое-то время не был сторонником приглашать на джазовые фестивали людей смежных жанров. Но в последние годы понимаю, что время идёт вперёд, и есть музыканты – тот же Леван, тот же Дима Маликов, та же Полина Гагарина, с которой мы когда-то, много лет назад играли джаз. У нас вдруг появился друг к другу интерес. Может, джазовая музыка стала более востребована и более высокого качества.

Поэтому у наших коллег нет опасения выходить на джазовые фестивали. И у нас нет опасения, что могут увести нашего зрителя. Наоборот, в тех программах, которые мы подготовили, играют блестящие музыканты. И звучит это очень современно, свежо. С другой стороны, та молодёжь, которую мы привлекаем на фестивали, крутилась в этой музыке, как я когда-то в Deep Purple. Получилось органичное сочетание поп-музыки, джаза и классики.

Фото: Красноярская краевая филармония

– Да, сейчас достаточно популярным у музыкантов стало делать коллаборации, совместные выступления.

– Вот и мы с Юрием Абрамовичем Башметом делаем. И не только мы. Наш пианист и джазовый импровизатор Олег Аккуратов выступил с симфоническим оркестром Красноярской филармонии. Стили смешиваются, и результат очень хороший. Мы смотрим на результат. Это даёт нам новых зрителей, новые отношения. Люди смотрят: о, Леван играет на джазовом фестивале джаз. Людям интересно. И у них расширяется кругозор, и у нас.

Сибирский вкус

– В 1929 году была создана первая в Сибири джазовая группа. Осенью именно в Сибири вы концертом отпраздновали столетие джаза. Чувствуете ли особое настроение здесь, на этой земле?

– Мы чувствуем глубину музыкантов. И ощущение, и чувство времени у них значительные. В Красноярске был пианист Яков Айзенберг, один из основателей этого фестиваля. Он больше играл авангардную музыку. Новосибирцы, начиная с Сергея Беличенко, Игоря Уварова, Владимира Толкачёва, имели большую связь с Красноярском, часто приезжали сюда. В Сибири фундаментальные ребята, все подготовлены. И много здесь было авангардной музыки. Она здесь и зарождалась. Современная, с кажущейся хаотичностью, но очень интересная и передовая.

– Американский композитор и пианист Джордж Гершвин в своё время сравнил жизнь и джаз. В обоих случаях, признал он, лучше всего, когда ты импровизируешь... Но вам как руководителю наверняка важна и управляемость процессом. Направление концерта предсказуемо или хаотично?

– Всё предсказуемо. У нас есть прописанные эпизоды. Есть партитура, где каждый инструмент имеет свою партию. Как и в классической музыке. А вот соло в нашей партитуре отданы на откуп солистам. В оркестре музыканты не всегда знают, кто будет солировать, но все готовы. Если кто-то не в форме, его придерживаешь. Кто-то наоборот в ударе – выставляешь. При этом форма и понимание, что за какой вещью пойдёт, у нас есть.

За три дня на фестивале в разных городах края побывали более 10 тыс. зрителей.
За три дня на фестивале в разных городах края побывали более 10 тыс. зрителей. Фото: Красноярская краевая филармония

С джазом не отдохнёшь

– Фестиваль подарил людям несколько дней приятного отдыха. А для вас джаз – работа или отдых?

– Всё что угодно, только не отдых! Удовольствие от работы, от творческого процесса с музыкантами, с самим собой – это да! В джазе постоянно борешься, всё время ищешь. Вроде доволен собой, но не на сто процентов. А эти пять процентов недовольства перечёркивают девяносто пять. Поэтому ты всё время в процессе – смотришь, где добавить, где не додержал, где сыграл не туда. А здесь надо было сыграть, а ты замолчал. Это процесс, который не заканчивается никогда. Поэтому джаз не может быть отдыхом – ты должен приложить усилия, чтобы надеть саксофон, а потом в него дуть.

– Тогда как же обстоят дела с отдыхом? Не так давно приезжавший в Сибирь любитель джаза и ваш друг Юрий Башмет сказал, что отдыхать не любит. А вы?

– Отдыхать очень люблю. Но для того чтобы жить в мире с самим собой, приходится работать. С джазом не отдохнёшь. А так люблю ездить на море, на экскурсии.

Гость фестиваля музыкант и певец Дмитрий Маликов.
Гость фестиваля музыкант и певец Дмитрий Маликов. Фото: Красноярская краевая филармония

– В этом году президент Владимир Путин вручил вам орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Билл Клинтон, услышав вас несколько лет назад, назвал вас лучшим. В начале творческого пути вы думали о таких высоких оценках?

– Конечно, хотелось стоять на сцене и играть для огромного количества людей. Мне это всегда нравилось. Нравилось смотреть на музыкантов, как им аплодируют, как они доставляют людям удовольствие и сами его получают. Но чтобы добиться этого удовольствия, нужно много трудиться – музыкально, творчески и даже физически, занимаясь, изучая…

Досье
Игорь БУТМАН. Родился в 1961 году в Ленинграде. Окончил музыкальную школу и музыкальное училище им. Мусоргского. В училище увлёкся саксофоном. Из студентов училища собрал свой первый квартет. Играл в джазовом ансамбле Давида Голощёкина, в оркестре Олега Лундстрема. Народный артист РФ, Чеченской Республики. Художественный руководитель Московского джазового оркестра. Президент Авторского Совета Российского Авторского Общества, продюсер 11 международных фестивалей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах