В три года он впервые увидел Шостаковича. Сейчас считает его пророком в музыке и организовал фестиваль его имени. Дирижер Владимир Ланде много лет работал в США. Гастролировал по Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, Европе, Латинской Америке и Азии. Считает, что западная культура требует полного подчинения, а русская подчиняться не должна. Потому и вернулся в Россию. С 2008 года – главный приглашенный дирижёр Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. В 2015 году возглавил Красноярский академический симфонический оркестр.
Пророк с нотами
Елена Бухтоярова, krsk.aif.ru: Владимир Борисович, есть ли у вас ощущение, что фестиваль Шостаковича сегодня – это не просто фестиваль, а нечто большее?
Владимир Ланде: Вы попали в точку. Идея фестиваля родилась из того, что Шостакович – личность, которая отражала эпоху и время очень глубоко. До самих философских глубин. Кроме того, он актуален в любой момент истории.
И ещё. В Ленинградской симфонии все сконцентрированы на теме нашествия, она очень популярна. Но если бы симфонию изучали по-настоящему, то увидели бы, что там много о столкновении культур, о том, что мы сейчас наблюдаем. Неразрешимость этого вопроса очень тонко объяснена.
Знаете, в чём она? В том, что эти культуры никогда друг друга не поймут. Дополнять друг друга – это одно, понимать – другое. И тот мир, который против нас, был, есть и будет против нас. Если бы мы изучали Шостаковича, мы бы это знали.
– То есть всё происходящее он предрекал ещё тогда? Он пророк?
– Он просто философски это объяснил. А вот насчёт пророка. Как-то у моего любимого дирижёра Юрия Хатуевича Темирканова спросили: «Вы можете назвать главного композитора?» Он сказал: «Не знаю. Моцарт. Бетховен». «А мы думали, вы скажете Бах». Он говорит: «Нет. Бах не композитор, он пророк». Заимствуя это определение, скажу, что Шостакович – пророк тоже. Пророк нашего времени. Если Бах предрёк многое в развитии искусства, в развитии человека, то Шостакович предрёк, как Кассандра, все катаклизмы, которые происходят сейчас и, к сожалению, будут происходить.
Я верю в светлое будущее, но мы понимаем, что бесконфликтности не бывает. И в Симфонии № 7, и во всех симфониях Шостаковича всё хорошо объяснено тонким музыкальным языком. И та атмосфера, в которой находится сейчас мир, требует определённого искусства. И Шостакович и его музыка – это сейчас именно то, что необходимо, чтобы не потерять душу человека.
– Это функция разрядки, отдыха или дополнительная душевная спасающая работа?
– Русская музыка – это никогда не отдых. Есть позитив, триумф – всё что угодно, но нет бездумного веселья. Достоевский сказал: «Вся культура русская направлена на доказательство бессмертия души человеческой». Это признавал и Шостакович.
Отторжение
– Вернусь к столкновению культур. Это настолько неизбежно, что нельзя отойти в сторону или интегрироваться, объединиться? Мы не понимаем, но принимаем?
– Русская культура неконфликтна. Поэтому Римский-Корсаков смог написать «Шехерезаду». Персидская культура была адаптирована в русской музыке. Многие другие фольклорные течения народов Кавказа и даже латиноамериканские в русской культуре находят отклик. И русская культура прекраснейшим образом расцветает, используя эти источники.
Но западная культура гораздо более консервативна. Там могут восхищаться Прокофьевым, Шостаковичем. Знаете, что мне первое сказали, когда в 1989 году я появился в США? «Будь осторожен с исполнением Шостаковича и Прокофьева. Они пособники коммунизма». Там оценивают культуру, величие композиторов через политическую принадлежность! Но вы же понимаете, что коммунизм для них – это не столько политика, сколько отторжение чуждого. А фашизм для них родной, он вышел оттуда.
Культуры могут примириться на какое-то время, сосуществовать – и это, наверное, благотворно в принципе для развития человечества. Потому что это две стороны медали. Но эти культуры не примут друг друга. Потому что та культура требует полного подчинения. А русская подчиняться не должна.
– Но если руководствоваться законами психологии, конфликт должен влечь за собой развитие. Или здесь другие законы?
– Вот видите – вы ищете позитива. Я 35 лет прожил в США. Был одним из четырёх людей, которые помогали Биллу Клинтону организовать концерт в честь нового тысячелетия. И 28 декабря 1999 года я сижу напротив Билла и Хиллари Клинтон на обеде. Мы разговариваем. Зашёл разговор о России. И Билл мне говорит: «Слушай, а как ты думаешь, какой процент населения земного шара живёт в России?» Я отвечаю: «Точно не знаю». Он: «Два процента». Дальше: «А сколько процентов полезных ископаемых сосредоточено на территории России?» Я опять: «Ну, точно не знаю». «48 процентов!» – восклицает он. И дальше одно слово: «Несправедливо!»
Блокада оттуда
– Не могу не спросить про сериал «Седьмая симфония», который показали к 80-летию снятия блокады, где дирижёр – главный герой.
– Я не могу смотреть «Список Шиндлера» и «Седьмую симфонию». Видел только отрывки. Мне тяжело. Я родился через 17 лет после окончания войны. Жили мы в самом центре Ленинграда – я помню разрушенные дома. Знаю, сколько было тогда сирот, покалеченных людей. У меня самого часть семьи в блокаду погибла, и отца моего возили по Дороге жизни. При этом я как гобоист работал в составе именно того филармонического оркестра, который в 1942 году и был образован. Работал бок о бок с теми музыкантами, которые играли эту знаменитую премьеру. Играл её по тем самым нотам. Там было написано, что «такого-то августа 1942 года премьера». Поэтому смотреть фильм мне было бы очень тяжело.

– Седьмая симфония стала во время блокады символом борьбы, крепости народа. Не зря её вещание шло и на немцев. Музыка «говорила». У музыки больше свободы, она иносказательна?
– Когда Шостакович приехал в Нью-Йорк на гастроли, корреспондент «Нью-Йорк Таймс» спросил у него: «Дмитрий, что нужно сделать на Западе, чтобы искусство расцвело, как в Советском Союзе?» «Его нужно запретить», – был ответ. Понимаете?
Когда началась СВО, два менеджера, которые занимались моим симфоническим и оперным дирижированием, заявили, что я должен публично осудить СВО и лично президента. Я отказался. На что был ответ: «С тобой мы работать больше не будем». И это я ещё вежливо передаю смысл сказанного. Они меня просто послали и сказали, что я им отвратителен.
Сейчас настоящий геноцид России и россиян: перестали присылать детское питание, препараты, медикаменты, оборудование для больных. Невозможно купить рояль. Что им сделали музыканты? Это же страшная вещь. Это неприкрытый, абсолютный геноцид.
– А что вы тогда ответили Клинтону?
– Я ему сказал, что это абсурд. Россия – суверенное государство. В ответ он с сожалением произнёс: «Ну да…» С 2006 года я уже понимал, что дело плохо. Я много тогда работал с российским посольством и видел, насколько ему перекрывают кислород и какое хулиганство творилось в отношении русских дипломатов.
– В таком случае, когда люди не могут договориться, та же музыка может быть дипломатией?
– Музыка как абстрактное искусство способна проникать через занавес. И в какой-то мере убеждать. Это первое, что произойдёт, когда начнётся потепление между странами, а оно в любом случае произойдёт – история нас этому учит. И для имиджа России никто не сделал больше, чем русские художники, композиторы, музыканты, танцоры балета и актёры, кинематография.
Дирижер и профессор
- В 2025 году будет десять лет, как вы дирижируете Красноярским оркестром. Какие у вас ощущения, чувствуется разница, когда вы только пришли и оркестр сегодня?
- Меня часто спрашивают: «А что ты делаешь в Красноярске?» У меня же до этого было три оркестра в Америке – я был главным дирижером, был профессором восьми университетов. Был главным приглашенным дирижером в Буэнос-Айресе, часто дирижировал в Европе…
На вопрос я отвечаю так. Есть разные автолюбители. Одни хотят погонять на Феррари, Мазерати, БМВ, Мерседесе. А есть автолюбители, которые собирают свою гоночную машину. Я собираю не свою, конечно, но нашу гоночную машину. И собираю я уже скрупулезно и достаточно долго. И мне кажется, что мы продуктивно работаем. Есть, конечно, много направлений, по которым нам нужно работать ещё больше. И мы это будем делать – у меня есть понимание и видение.
В 2011-ом году на фестивале российских оркестров Красноярский оркестр был признан худшим в России. А два года назад, когда мы там были, вошел в пятерку лучших. Прогресс есть. При этом мы постоянно у Валерия Абисаловича Гергиева в гостях выступаем. И билеты продаются практически все. В недавний наш приезд узнав, что все билеты проданы, он даже отметил: «Надо же как на вас ходят!»
Это плоды нашего совместного командного руководства оркестром. У Красноярска очень много преимуществ. Во-первых, хорошая публика, которая соучаствует в концерте. Это типично российская черта. Люди не приходят отдыхать и развлекаться. Отдохнуть можно. Но при этом зрители все равно соучаствуют, сопереживают. Мы всегда чувствуем обратную энергетическую волну. В штатах очень часто я выхожу на сцену, и мы работаем. И публика встает и аплодирует, но не чувствуется этой обратной волны. А настоящее искусство возникает, когда мы посылаем энергию туда и есть обратная волна. Тогда как в серфинге на этой волне мы можем создавать интересные моменты.
– У вас музыкальная династия?
– Папа – физик, мама – пианистка. Со стороны мамы бабушка и дедушка были пианистами, со стороны папы отец – скрипач, бабушка – художник по костюмам Малого оперного театра. Так что все родственники – люди искусства. Отец физиком-то стал после долгих и упорных занятий на скрипке. Пережив блокаду, он очень сильно болел. В какой-то момент не было сил заниматься скрипкой, а потом уже и поезд ушёл.
– Что на вас как на музыканта ещё глобально повлияло?
– Я счастливый человек. Меня с детства окружали музыканты, люди искусства. Благодаря моим родителям и тому, что я вырос в Ленинграде, меня окружали великие люди. В своё время сидел на коленях у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мне было три с половиной года. Я помню его сверху, с хоров. Мы спустились вниз, мама подвела меня к нему и сказала: «Это мой сынок». Он усадил меня к себе на колени. Помню, это были железобетонные колени, мне было очень неудобно. Судя по всему, ему тоже, потому что мама говорит, что она практически тут же меня забрала.
От Belle до «Белой ночи». Группа «ViVa» - о концерте в Сирии и музыке СССР
«Когда я слушаю джаз – нервничаю». Игорь Бутман курирует десяток фестивалей джаза
Русскую музыку не отодвинуть! Хор Минина начал гастроли-2023 с Сибири
Одна флейта на двоих. Как близнецы из Сибири стали играть в одном оркестре