Примерное время чтения: 14 минут
612

«Положила душу за пазуху». Цензор спасла писателя Черкасова и полюбила его

«АиФ на Енисее» №22 (2323) 28/05/2025 Сюжет Читающая страна
Семья Черкасовых. / Из личного архива

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения известного писателя Алексея Черкасова – настоящего мастера слова с сибирскими корнями и невероятно сложной судьбой, пережившего три ареста, тридцать тюрем и психбольницу. В середине мая в Красноярске состоялся премьерный показ документального фильма режиссёра Андрея Гришакова «По следам Алексея Черкасова».

Картина рассказывает о жизни и творчестве автора трилогии «Сказания о людях тайги»: «Хмель», «Конь Рыжий», «Чёрный тополь». Это попытка возродить интерес к писателю, чьё имя, по словам режиссёра, оказалось в наше время незаслуженно забыто.

В молодые годы Черкасов был очень несдержан на язык, и первый его арест случился из-за того, что он огрызнулся, когда его попросили указать происхождение. «Какое это имеет значение, может быть, я генеральский сын?» Второй раз его арестовали за стихи и фразу: «Какой же чёрт угораздил меня родиться в этом проклятом сталинском режиме». В итоге Черкасов провёл три года изнурительных работ на строительстве канала Москва – Волга.

«Москва. Горькому»

Алексей Черкасов родился 2 июня (по старому стилю 20 мая) 1915 года в деревне Потапово Даурской волости. Сегодня эта деревня затоплена и находится на дне Красноярского водохранилища. Своего отца он практически не помнил. Тот прошёл Первую мировую войну, был ранен, вернулся и вскоре ушёл в другую семью, оставив жену с тремя детьми.

Воспитанием Алексея занимался дедушка. Именно он привил внуку любовь к книгам. В 1926 году мама была вынуж­дена отвезти детей: Алексея, Анну и Николая – в Курагинскую коммуну «Серп и молот». Это было подобие интерната. В коммуне Черкасов впервые стал сочинять. А в 1929 году поступил в Красноярский агропедагогический институт.

Ещё студентом Черкасов начал писать «Ледяной покров» – роман о жизни купечества в предреволюционной Сибири. К работе относился очень серьёзно, перелопатил кипы документов в архивах, встречался со старожилами. А закончив, отправил рукопись в Москву Максиму Горькому, подписав конверт кратко: «Москва. Горькому».

Роман дошёл! Из редакции пришло сообщение, что рукопись заинтересовала издательство, но её нужно доработать. К этому времени у Черкасова уже был готов новый вариант, он сел на коня и двинулся из Курагино на железнодорожную станцию в Абакан. Прямо на станции привязал животное, оставил записку «Вернуть по указанному адресу», а сам сел в поезд и отправился в Москву.

В столице у Черкасова никого не было, и пока он искал издательство, вынужден был спать в Бауманском саду на скамейке. Однажды, когда он случайно проходил мимо дома Горького, ему разрешила войти кухарка, накормила его и оставила ночевать в полуподвальном помещении.

Горький в то время жил в Крыму. Черкасов оставался в его доме до января 1935 года и всё-таки встретился с писателем. Горький одобрил рукопись и дал советы по её доработке.

После Черкасов работал агрономом в Сибири и в Северном Казахстане, но писательство не бросал. Завершил роман «Ледяной покров» и начал новый – «Мир как он есть». 30 декабря 1937 года в Северном Казахстане его арестовали и изъяли оба романа, которые позже бесследно исчезли. Родные Черкасова тоже подверг­лись террору: отца Тимофея Зиновьевича расстреляли в 1937 году, а младший брат Николай погиб в лагере в 1941 году. 

Деревня Таяты Каратузского района, где жили староверы, ставшие прототипами героев Черкасова.
Деревня Таяты Каратузского района, где жили староверы, ставшие прототипами героев Черкасова. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

Крутой поворот

После освобождения Черкасов вновь оказался в Москве. В этот раз его поддержали писатели Александр Фадеев и Константин Симонов. Фадеев выдал ему писательское удостоверение и отправил в Красноярск, чтобы он помог в создании там писательской организации.

В Красноярске на Черкасова посыпались доносы и придирки, что никакой он не писатель. Его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в психбольницу. Именно там произошёл крутой поворот в его судьбе. Он познакомился со своей будущей женой Полиной Москвитиной, своим ангелом-хранителем.

Черкасов в молодости.
Алексей Черкасов перед поездкой в Москву. Фото: Из личного архива семьи Черкасовых.

Полина Дмитриевна работала цензором на Красноярском главпочтамте и по долгу службы читала письма Алексея Черкасова к матери. Они показались ей очень пронзительными и трогательными. Из них она узнала о его тяжёлой судьбе, о том, что его назвали шизофреником и выгнали из редакции газеты «Советская Хакасия», а после и вовсе упрятали в психбольницу.

Молоденькая девушка решила сходить к нему на свидание. И очень удивилась, увидев вполне здорового, красивого молодого человека. Они полюбили друг друга, она стала добиваться его освобождения. И ей это удалось. В 1943 году Черкасов и Москвитина поженились. У них родилось двое детей: Алексей и Наталья. Алексей Тимофеевич очень дорожил своей семьёй. Называл жену и дочку прекрасными лебедями и «своими девочками».

Из письма детям, Новосибирск, 30 марта 1957 года: «Милые мои детки, Наточка и Алёша! Хоть вы и не успели соскучиться, а я уже скучаю. Голова моя здесь, а душа осталась в груди вашей мамы. Наверное, когда на вокзале мы ждали поезда и дул сердитый ветер, в этот момент наша мама потихоньку вытащила мою душу и положила себе за пазуху отогреть. Вот так скверно бывает с человеком, когда он второпях оставляет дома самое главное – душу».

Фото: Черкасов - Москвитина/ Из архива семьи Черкасовых

Полина Москвитина стала не только женой, другом, но и соавтором писателя. Они совместно работали над его трилогией «Сказания о людях тайги». В 1949 году в Москве вышла первая книга Черкасова «В стороне сибирской». Затем появились повести «День начинается на Востоке», «Синь-тайга», «Лика», «Ласточка» и многие другие.

Но имя и мировую славу писателю принесёт именно трилогия, состоящая из трёх романов – «Хмель», «Конь Рыжий» и «Чёрный тополь». При жизни Черкасова вышло пять изданий общим тиражом более 3 млн экземпляров. Книги издавались в Германии, Бразилии, Югославии. Они стали настоящей классикой советской литературы.

Трилогия охватывает большой период – с 1830 по 1955 год. В первом романе, «Хмель», воссоздаётся история Сибири от восстания декабристов до начала XX века.

Следующие книги повествуют о событиях Гражданской и Великой Отечественной войны. Это настоящая сага о старо­обрядческой общине, куда попадает сбежавший участник восстания декабристов, написанная удивительным языком. Стоит открыть эту книгу, и оторваться от неё становится невозможно, настолько в ней живые персонажи и интересный сюжет.

Спасение любимого дорого обошлось Полине Москвитиной. Её выгнали с работы, и всю дальнейшую жизнь она могла устроиться разве что поломойкой. В 1969 году семья Черкасовых переехала в Симферополь. У Алексея Тимофеевича были очень слабые лёгкие, и доктора рекомендовали ему сменить сибирский климат на более мягкий, крымский. Но на юге он прожил недолго. Черкасов умер 13 апреля 1973 года от сердечного приступа и был похоронен на Симферопольском кладбище.

Прототипы жили в Каратузском районе

Многими прототипами героев «Сказания о людях тайги» стали жители Каратузского районаКрасноярского края, считает исследователь творчества Черкасова из Каратузского Людмила Алавердян. Он жил в селе два года, с 1932-го до 1934-го; дом, в котором он остановился, стоит до сих пор. В тексте ярко представлены живописные каратузские места.

Именно здесь он встречался со староверами и бывал в Нижних и Верхних Курятах и Таятах. Очень точно описал даже въезд в эти деревни. Людмила Алавердян на экскурсиях показывает его дом и рассказывает, что во время своих приездов в Каратузское он всегда встречался с людьми, которых хорошо знал.

Алексей Тимофеевич с родственниками с селе Каратузское.
Алексей Тимофеевич с родственниками с селе Каратузское. Фото: Черкасов - Москвитина/ Из архива семьи Черкасовых

«При всей его фантазийности у него была большая любовь к материальному, – рассказывает Алавердян. – Как вспоминал его племянник, живший здесь, однажды они встретились в Москве, тот служил там в армии. Черкасов нашёл его в части и потащил в шикарный ресторан. Племянник признавался, что ужасно стеснялся тогда: его дядю все знают, подходят, просят автограф. Он уже был известным писателем. «Передо мной, молодым солдатом, выставили такие яства, каких я в казарме, конечно, не видел. А он: «Ты ешь, не стесняйся». С одной стороны, он любил компании, но с другой – старался их избегать. Тюрьмы, психбольница наложили свой отпечаток».

И добавляет: «Однажды в Каратузское вместе с Черкасовым приехали московские кинооператоры и снимали его дом. Так он заметил все изменения, которые произошли за время его отсутствия в саду, что новое посажено. Настолько был по-житейски мудрым человеком».

Многие каратузские дома вошли в книги Черкасова. Он сам признавался, что знает здесь каждый дом, его историю, потому что история дома всегда тесно связана с историей человека. В его книгах собирательные образы района. Например, «Синь-тайга» – это подтаёжные места, Куряты и Таяты.

«Он был очень образованным человеком: всё, что у него спрятано за символами, имеет глубочайший смысл. Например, хмель. Если прочитать об этом растении, что оно собой представляет, что из него можно сделать? И опьянеть, и как на дрожжах подняться. Рыжий конь – это конь войны. Чёрный тополь – смысловое значение корней, гибели», – поясняет Алавердян.

Незаслуженно забыт

Режиссёр Андрей Гришаков снимал фильм о жизни и творчестве Черкасова в течение двух лет. Съёмки проходили в Красноярском крае: Минусинске и Каратузском, в Хакасии и в Крыму. Авторы фильма пытаются выяснить, как закалялся характер Черкасова, что это за места, где он родился и прожил первую половину жизни, где ковался его талант, что влияло на его творчество и что такого находили на страницах его романов читатели.

«Мы прошли по следам, где он родился, где жил. Думаю, любой эпизод жизни Черкасова достоин внимания. Нашли место, где находилась коммуна, куда его с сестрой и братом отвезла мама. Считалось, что это было в самом посёлке Курагино, но оказалось, в 10 км от него, в посёлке Рощинском. Местный библиотекарь Людмила Тручанова рассказала нам об этом. И о том, что первые его стихи как раз появились в этом посёлке», – говорит Андрей Гришаков. 

Фото: АиФ/ Светлана Хустик

Режиссёр был удивлен, как трепетно именно в Каратузском относятся к творчеству Черкасова. Читают, знают, гордятся, сохраняют каждую публикацию. Память о нём там жива до сих пор.

Съёмочная группа побывала в Таятах, на месте старообрядческого скита, о котором идёт речь в романах. Но, по словам Андрея Гришакова, самое серд­це фильма – Крым и общение с дочерью Черкасова Натальей.

Отвечая на вопросы, Наталья словно заново открывала для себя отца. Они разговаривали о том, каким человеком был Алексей Тимофеевич. Режиссёр признаётся, что был поражён тем фактом, что Алексей Черкасов и Полина Москвитина похоронены в одной могиле. Любовь до гроба в прямом смысле слова.

Памятник Черкасову в Таятах, на берегу Казыра.
Памятник Черкасову в Таятах, на берегу Казыра. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

«Я с детства помню толстенные книги, которые стояли у мамы на полке. Всё думал, кто же их читает. Это были романы Черкасова. Позже, уже во взрос­лом возрасте, появился огромный интерес к тому, кто такой писатель Алексей Черкасов. В интернете информации минимум: автор трилогии – на этом всё. В школьной программе его тоже нет.

Хотя в советское время он был рекордсменом по тиражам, общий тираж литературного наследия Черкасова – около 15 млн экземпляров! В семидесятых годах макулатуру надо было сдать, чтобы получить талончик на покупку книг «Хмель», «Конь Рыжий», «Чёрный тополь». Поэтому и родилась мысль сделать фильм», – поясняет Андрей Гришаков.

Документальный фильм «По следам Алексея Черкасова» в ближайшее время будет показан в Минусинске. Затем он поедет по городам Сибири и лишь после этого выйдет в прокат.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах