Krsk.aif.ru- Марина, как оторвать современного ребёнка от компьютера и заставить полюбить книгу, причём ненасильственно?
Марина Аромштам - Могу рассказать, как я действовала в разных случаях. Как человек, убеждённый, что чтение - это элитарное занятие (равно как посещение художественных галерей или прослушивание классической музыки), и как педагог, желающий видеть учеников, безусловно, приобщёнными к нему, я завела традицию: перед началом учебного дня беседовать с ними, о чём они только что или недавно прочли. Первый урок так и назывался - «Время для свободного чтения». Детям можно было заходить в класс за 20 минут до начала, но они не могли заниматься в классе ничем другим, кроме как читать. Потом у нас был обмен информацией. Они рассказывали, почему выбрали именно эту книгу, пересказывали значимый эпизод. И я приходила с книгой, тоже делилась с ними.
Krsk.aif.ru - А своим детям вы как прививали привычку к чтению?
М.А.:- Я и не прививала, а просто читала. Причём иногда это был чистой воды паразитизм - было не понять, кому я читаю, им или себе. К тому времени, когда у меня появились дети, было много новой литературы. Я её жизнерадостно читала вместе с детьми. Помню, как мы были счастливы, когда появилась «Бесконечная книга» Михаэля Энде. Я не могла дождаться, когда кончатся уроки и мы с сыном прибежим домой, чтобы я прочла ему главу. Нам обоим это очень нравилось. Поначалу самым главным стимулом приобщения к книжке является то, что он делает это с мамой. Это самое главное, что может быть для маленького ребёнка.
Krsk.aif.ru - А во сколько лет ребёнку надо уже начинать читать?
М.А.:- Нижней границы нет. Подходящее время - когда он начинает понимать, что у каждого предмета есть назначение: ложку надо поднести ко рту, шапку надеть на голову. Он уже осознаёт, что книга - особенный предмет, который открывают и перелистывают в нем странички. И там картинки. А первые книжки, как правило, мы не читаем, мы над ними камлаем. Говорим: «Машенька, ты посмотри, что здесь нарисовано. Какой мальчик! Смотри, какая киска! А как киска делает? «Мяу-Мяу!»» Маленьким детям очень нравится, как мамы импровизируют. В этот момент что видишь, то и пой.
Опасная привычка
Krsk.aif.ru - С каких книг лучше начинать?
М.А.:- Совершенно неважно. Пусть мама выбирает для себя, над чем ей лучше камлать. Понятно, что мы стараемся покупать толстый картон, чтобы ребёнок видел действие - открывается обложка, переворачиваются страницы. Малышу это чрезвычайно нравится! А когда дети начинают говорить предложениями, тогда для них становится важно, что им читают.
Krsk.aif.ru - А если дети уже умеют читать самостоятельно, имеет смысл устраивать семейные чтения?
М.А.:- Я настаиваю: если ваш ребёнок научился читать, не бросайте читать ему вслух. Это как с умением ходить. Если он делает первые шаги, вы не лишаете его возможности побыть у вас на руках, не перестаёте пользоваться коляской. То, чему ребёнок научился в 5 лет в плане чтения - совсем не то, что делаете вы вместе. Вы же не будете ему читать «Вот мяч, Маша, на…». Вы ему уже начали читать в 5 лет сказочные повести, Астрид Линдгрен, толстые книжки со сложным сюжетом, с чередой событий, сложными переживаниями. А во фразе «Вот мяч, Маша, на…» - никаких сложных переживаний. Если вы бросаете читать вместе с ребёнком в это время, то откидываете его до уровня осмысления полуторагодовалого возраста.
Krsk.aif.ru - Сейчас, к сожалению, многим молодым родителям гораздо проще усадить ребёнка за просмотр мультфильма, чем прочесть ему книгу. Чем опасна такая привычка?
М.А.:- Чтение - это сложное интеллектуальное усилие. Но поначалу оно является незаметным, так как осуществляется с помощью мамы. Если же вы считаете, что вам его нужно «нейтрализовать», усадив за компьютер смотреть мультфильм, тогда важно, чтобы одно другое не перевешивало. Иначе будете иметь дело с тем, что сами в ребёнка и заложили. Нет привычки к чтению с раннего детства - дальше можете топать ногами сколько угодно.
Я прочитала у психолога Вячеслава Иванова о печальном опыте, когда ребёнок находился при постоянно включённом телевизоре и взрослые с ним совсем не говорили. Визуальное мелькание, картинки обладают мощной силой, приковывают внимание. При этом ничего не дают для развития речи. А техническая речь, голос из телевизора, из компьютера или даже из аудиокниг до определённого момента ребёнком не считывается. Им нужна речь человека, личностно обращённая к нему. Ведь когда мы читаем ребёнку, то транслируем им высокий уровень организации речи. Книжная, художественная речь организована с помощью грамматических структур. В разговоре они редуцированы, компенсируются мимикой, жестами.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.