aif.ru counter
459

Анатолий Серен - о власти, страхе и репрессиях

Страх сидит в генах людей со времён репрессий, считает Анатолий

Фото Ксении Якубовской

Красноярск, 1 апреля – «АиФ на Енисее». В начале 80-х Анатолий СЕРЕН стал самым молодым министром культуры Советского Союза, где в лидерах и руководстве страны в основном преобладали престарелые чиновники. А судьба его родителей может стать основой для любого сценария.

Отец - первый секретарь обкома комсомола, мать - учащаяся сельхозтехникума и учительница, дочь бывшего бая. Когда до руководства региона дошла эта информация, комсомольского вожака сняли с должности, а байскую дочку исключили из комсомола и отстранили от учёбы и преподавания. Кое-кому и этого показалось мало, вынуждали официально развестись. Но жить вместе, любить и растить детей никто не мог запретить. К счастью, все эти пре­вратности судьбы не отразятся на карьере сына Анатолия.

Национальный вопрос

«АиФ на Енисее»: - Анатолий Сергеевич, вы прошли серьёзный путь по карьерной лестнице, и проблемы респуб­лики вам хорошо известны. Как думаете, сегодня Республика Тыва переживает взлёт или падение?

Анатолий Серен: - Если слушать нашего руководителя, то у нас взлёт. А на самом деле… Национальная республика - сложное явление. Пришёл я на спектакль-антрепризу Натальи Варлей в театр и оказался единственным тувинцем, остальные зрители - русские. Через два дня проходит хуреш - национальная борьба. И на стадионе всего трое русских - спортивный обозреватель и два милиционера.

«АиФ на Енисее»: - Что за этим скрывается: неприятие другой культуры?

А.С.: - Раньше в Кызыле русских всегда было больше, тувинцы в большинстве своём жили в сельской местности. А сейчас русских в республиканской столице мало, а в районах практически нет. Когда была Тувинская Народная Республика, все русские очень хорошо говорили по-тувински. А сейчас они не знают и не хотят учить язык.

«АиФ на Енисее»: - Но были же события 90-х, когда русские из республики массово уезжали, потому что их выживали… Корни межнационального конфликта откуда?

А.С.: - Тувинцы были угнетаемы в течение всей человеческой цивилизации: уйгурами, кыргызами, чингизидами, во времена правления Цинской династии, затем в годы протектората Тувы Россией. А революционные события 1917 года сказались на выборе дальнейшего пути развития Тану-Тувы. В 30-е годы народ пережил репрессии против духовенства, скотоводов, причисленных к классу феодалов. А в 40-е годы, когда открыли границу после вступления Тувы в состав Советского Союза и стали прибывать незажиточные русские, за слова «аштаан орус» (голодный русак) давали 25 лет. Всё это копилось и привело к событиям 90-х годов… И тувинцы стали вести себя так, как они хотели. Без перегибов не обошлось: сказался недостаток культуры поведения и общения. Сегодня таких перегибов уже нет.

«АиФ на Енисее»: - Раньше в Туве занимались скотоводством. Сегодня, похоже, экономика республики держится на федеральных дотациях?

А.С.: - К сожалению, у нас нет прежнего сельского хозяйства и промышленности. Республика действительно дотационная. И это тоже сыграло плохую службу. Теперь в основном ждут, когда центр даст денег. Людей отучивают работать.

«АиФ на Енисее»: - Издержки советского периода?

А.С.: - Развал произошёл во времена так называемых «демократических преобразований» 90-х годов. Маленькая республика - всего 300 тысяч населения. И самое мешающее в жизни населения, интеллигенции - развитость землячества и клановости. И на всё это смотрят сверху сквозь пальцы.

Показуха вчера и сегодня

«АиФ на Енисее»: - Тем не менее вы же тоже были в той системе…

А.С.: - Так получилось, что почти всю сознательную жизнь я был руководителем. Меня, совсем молодого, ещё при Брежневе, в 1981 году назначили минист­ром культуры. Поэтому все положительные и отрицательные явления в правительстве на протяжении тридцати лет происходили на моих глазах. Были, конечно, на меня нападки. Но наше министерство культуры считалось одним из лучших в РСФСР, и Ю. Мелентьев, тогдашний министр российской культуры, в обиду не дал бы. И когда я рассуждаю о взаимоотношениях тувинцев и русских, мне легче, потому что у меня интернациональная семья, и сам я получил европейское образование, думаю и говорю, учу студентов по-русски и по-тувински. Я был сценаристом, главным режиссёром, ведущим основных общественно-политических и театрализованных мероприятий в Туве, включая приезды Далай-Ламы XIV и Ельцина.

«АиФ на Енисее»: - Говорят, чтобы показать Ельцину, что в республике занимаются животноводством, пригнали всю деревенскую живность…

А.С.: - Показушность, согласитесь, была и при советской власти, и при Ельцине, да и сейчас есть. А тогда, в 1994-м, действительно бывший президент республики приказал согнать тувинский скот со многих районов к озеру Чагытай - верблюдов, лошадей, свиней, сарлыков, чтобы продемонстрировать обилие живности. А потом глава государства пьяный пришёл на встречу с рабочими овчинно-шубной фабрики. Но, что удивительно, через 40 минут на встрече с творческой интеллигенцией респуб­лики он был абсолютно трезв. Один из министров России признался, что Ельцину под лопатку ставят какой-то укол, и он сразу трезвеет. Какое надо было иметь здоровье! Но, видимо, даже он не выдержал такой нагрузки.

«АиФ на Енисее»: - У вас в республике ещё одна большая проблема - гектары конопли… Несколько лет назад Нарусова, будучи сенатором от Тувы, предлагала легализовать её производство.

А.С.: - Да, конопли много. Ребятня голышом бегает там, а взрослые потом с них пыльцу собирают. Борьбой с этим злом должны заниматься специальные структуры. А государство - обеспечить людям нормальный уровень жизни и прежде всего дать им работу.

Меня волнует сегодняшняя культура. Не могу молчать, когда сносят исторические памятники. Например, здание краеведческого музея. Его надо было реставрировать, а вместо этого построили новый двух­этажный дом, якобы похожий на тот, что разрушили. Это то же самое, что взяли бы полотно Сурикова, порвали и по-новому его «нарисовали». Или вот в Кызыле огромную божескую статую устанавливают. Неужели больше проблем у нас нет?

«АиФ на Енисее»: - Считаете, это показушная демонстрация веры?

А.С.: - Нет, это болезнь. Вы знаете, человек может в огне не сгореть, в воде не утонуть, но всё равно он попадёт под медные трубы. Но самая страшная болезнь - власть. Когда последнего президента Тувы освобождали от должности, он до самого последнего цеплялся за кресло и не верил, что его отправят в отставку. В религии что-то подобное происходит. Но людей понять можно, они были вообще от веры отлучены. Ведь когда рушили храмы, в Бурятии, Хакасии, на Алтае кое-что осталось, а в Туве - ничего. И даже моя покойная мама, когда разговаривала со мной о вере, говорила шёпотом. Этот страх сидит в генах людей ещё со времён исторического угнетения и массовых репрессий. Надо не одно поколение вырастить, чтобы он исчез.

«АиФ на Енисее»: - А чем гордятся тувинцы?

А.С.: - Горловым пением - это уникальное искусство, у нас каждый четвёртый умеет петь. Ещё мы гордимся резьбой по агальматолиту, борьбой хуреш, своим Мунзуком, сыгравшим роль Дерсу Узалы, артистом цирка Оскал-оолом, объездившим со своей группой весь мир… Ведь тувинцы - сами по себе яркий народ, открытый и гостеприимный.

«АиФ на Енисее»: - Какое-то время вы жили и работали в Москве, например в «Ленкоме» у известного режиссёра Марка Захарова. Но всё-таки вернулись на родину. Почему?

А.С.: - Я счастливый человек - столько интересных людей меня по жизни окружало. С Захаровым я был рядом, когда он ставил спектакль-фантазию «Плач палача» с Александром Абдуловым в главной роли. С известным московским режиссёром Владимиром Дёминым подготовил массовое театрализованное представление «Победа первая», посвящённое 60-летию битвы под Москвой. Был постановщиком первого духовного праздника в Подмосковье «Москва златоглавая». …

Почему вернулся? Я тувинец, это земля моих предков, а теперь и моих детей и внука. А уехал тогда, потому что ситуация в Туве была непростая, у меня не складывались отношения с бывшим президентом республики. Но скучал и искал любую возможность вернуться.

СПРАВКА: 

Анатолий СЕРЕН родился в 1948 году в г. Кызыле (Республика Тыва), окончил Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, университет марксизма-ленинизма МГК КПСС и Госкино СССР, аспирантуру ГИТИСа, институт телевидения и радиовещания, академию искусств и культуры. Режиссёр, журналист, культпросветработник, киновед, театровед, заслуженный деятель искусств Республики Тыва. Работал на государственной службе, телевидении, в театрах, преподаёт в вузах. 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. До какого числа нужно передавать показания счётчиков?
  2. Правда, что арбузные косточки и корки полезны для здоровья?
  3. Кому выгодно поджигать сибирскую тайгу?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Депутаты Госдумы предлагают ввести четырехдневную рабочую неделю. Что вы думаете?