aif.ru counter
774

Режиссер в режиме 3D. Уроженка Сибири управляет оркестром в Германии

Статья из газеты: «АиФ на Енисее» №6 (1995) 06/02/2019

Женщина-дирижёр оркестра - о власти над людьми, зарубежных гастролях и музыкальной династии.

Классическая музыка даёт огромные силы.
Классическая музыка даёт огромные силы. © / Из архива Марии Бенюмовой / Из личного архива

Женщин - дирижёров оркестров можно пересчитать по пальцам. Считается, что управлять оркестром - прерогатива сильной половины человечества. Самые известные - Жанна Эврар, Надя Буланже, Вероника Дударова. Красноярский музыкальный фестиваль «Азия - Сибирь - Европа» представил нам, и уже не в первый раз, ещё одну прекрасную представительницу «мужской» профессии - Марию Бенюмову. Она приехала в Красноярск из Германии, где сегодня живёт и работает, чтобы дирижировать финальным концертом фестиваля с участием легендарной пианистки, народной артистки СССР Элисо Вирсаладзе.

С представительницей редкой профессии, женщиной-дирижером, поговорил корреспондент «АиФ-Красноярск».

Женские чары

Марина Яблонская, «АиФ-Красноярск»: Мне кажется, что дирижёрская профессия - это история про власть, силу, умение управлять людьми. Комфортно в такой роли хрупкой девушке?

Мария Бенюмова: А что такое власть? И как её получить? Это ведь можно сделать и при помощи женских чар, используя шарм, умение тонко чувствовать. Что касается силы, то женщины не менее энергичны, выносливы, чем мужчины. Но я бы не стала применять к дирижёрской профессии слово «власть». Нами в первую очередь руководит музыка. И мы ищем в себе всё то, что ей нужно: героизм, трагизм, утончённость, элегантность, страсть… Всегда всё по-разному. Классическая музыка даёт нам огромные силы, она обладает колоссальной энергетикой. Несмотря на то что она написана несколько веков назад, там всё про нас, про нашу жизнь.

Фото: Из личного архива/ Из архива Марии Бенюмовой

В бытовом отношении для женщины, которая является хранительницей домашнего очага, матерью, быть дирижёром и вообще музыкантом, конечно, намного сложнее. Эти профессии, и особенно если ты руководитель, требуют массы времени. Нужно посвятить время не только работе с музыкантами, но и изучению партитуры, вопросам дисциплины, организационным моментам. 

Когда родился ребёнок, я взяла декретный отпуск - в Европе это возможно. Год посвятила своей семье и себе в роли мамы. Подготовку к концерту в Красноярске начала задолго до события. Признаюсь, что это было непросто для меня, потому что, когда у тебя маленький ребёнок, очень трудно располагать своим временем. 

- Ваш муж - Андреас Феллнер - тоже дирижёр. Он советчик или критик? Как двум творческим личностям удаётся приходить к согласию и дома, и по рабочим вопросам?

- У меня потрясающий муж, который не только поддерживает меня в творчестве, но и прекрасно решает домашние вопросы. Он умеет делать все, причём лучше, чем женщина. В работе мы не завидуем друг другу, а помогаем, советуем. Самый строгий критик для меня - это я сама. Андреас же скорее меня хвалит, чем указывает на недочёты. 

Вообще, дирижёр очень одинок. Он один за пультом, и никто не может ему сказать, как и куда нужно вести музыкантов. Весь процесс - в твоей голове. Когда выходишь к оркестру, начинаешь работать в режиме 3D. Во-первых, ты должен донести своё представление о музыке другим. Во-вторых, сопоставить это с тем, что звучит в данный момент. В-третьих, зафиксировать, что не так, к чему необходимо вернуться и каким образом исправить ошибки. Лучше всего, если процесс происходит невербально. Ты как бы подключаешь музыкантов к себе, чтобы они почувствовали твои мысли и сделали то, что нужно.

Обожала сольфеджио и хор

- Почему выбрали не скрипку, как отец, или фортепиано, как мама, а решили стать дирижёром хора?

- В музыкальной школе я занималась на фортепиано, но не могу сказать, что мне это очень нравилось. Я обожала петь, хор, гармонию и сольфеджио. После школы поступила в Красноярский педколледж имени Горького на ул. Урицкого. Это удивительное место, очень красивое старинное здание, которое меня всегда вдохновляло. Там были очень сильные учителя. С выбором мне помогли определиться родители. Они увидели во мне способности к педагогической деятельности, решили, что преподавать музыку - это моё. В колледже, где работали прекраснейшие педагоги, полюбила хоровое дирижирование, мне нравилось руководить певцами, и моё развитие пошло именно в этом направлении.

Фото: Из личного архива/ Из архива Марии Бенюмовой

Позже, когда уехала учиться в Германию, столкнулась с тем, что хоровые сочинения немецких композиторов - это прежде всего оратории в сопровождении оркестра. В Европе мне посчастливилось дирижировать концерты не только с участием певцов, но и оркестров. И чтобы работать на хорошем уровне, я окончила отделение симфонического дирижирования в консерватории в Мюнхене. После этого получила работу как хормейстер и капельмейстер, работаю как с хорами, так и с оркестром. Но считаю, что без работы с хором, певцами невозможно стать хорошим музыкантом. Хор учит многому - например, работать с дыханием, которое очень важно не только для вокалистов, но и инструменталистов.

Это немного по-русски

- В чём заключается ваша работа в театре города Крефельда Мëнхенгладбах?

- Я работаю восьмой год. Основное - это репетиции с хором. Я должна качественно подготовить коллектив для выступлений. Режим работы, психологический климат, дисциплина в коллективе - тоже забота руководителя. Помимо этого дирижирую спектакли, выступаю в качестве ассистента дирижёра. Иногда приходится это делать без репетиций. Конечно, оркестр разучивал произведения с другим дирижёром, и музыканты знают его, но ты лично исполняешь его в первый раз. В Германии это в порядке вещей. Иногда между спектаклями бывает пауза длиной в месяц. Без репетиций никто не может сыграть сочинение без ошибок, поэтому во время исполнения есть погрешности. Причём можно устроить репетиции с певцами, хором в сопровождении фортепиано, но без оркестра. Но такова система, традиция. И, конечно, как бы ты ни пытался внедриться в то, что отрепетировал другой дирижёр, сделать это невозможно, потому что твоя сущность иная. Мне бы очень хотелось когда-нибудь попробовать себя в качестве дирижёра-постановщика.

В нашем театре присутствуют все жанры: драма, опера, балет. Для всех трёх направлений у нас есть ансамбли, артисты, которых хорошо знает публика. Зрители ходят на спектакли на своих любимых исполнителей. Это немножко по-русски. И мне это нравится. Наш театр не репертуарный. Мы каждый сезон выпускаем новые премьеры. И в этом есть своя прелесть: ты всё время в творческом тонусе, создаёшь что-то новое.

- А для детей в театре что-то есть? 

- Конечно. Причём детские концерты - самый успешный проект театра за последние годы. Программы очень разные. Есть, например, представления, где главным действующим лицом является тролль, который постоянно задаёт вопросы о классической музыке дирижёру. Концерт-занятие проходит в очень непосредственной обстановке, с юмором, без менторства и занудства. Всякий раз это очень живая, близкая нашей жизни история. Оркестранты также ходят по школам и проводят там уроки-лекции по той или иной теме.

- А что чувствуете, когда выходите на сцену с родным человеком? Ведь ваша семья музыкальная.

- Я много музицировала со своей сестрой - скрипачкой Риммой Бенюмовой. Когда рядом с тобой на сцене тот, кого ты хорошо чувствуешь и любишь, волнение усиливается. Я всегда переживаю за неё. Вообще, скрипка - мой любимый инструмент. Наверное, потому что на ней играют папа и сестра. 

Досье
Мария Бенюмова. Родилась в Красноярске в известной артистической семье. Окончила Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького, факультет хорового дирижирования Красноярской академии музыки и театра. В 2004 году продолжила учёбу в Германии: в Высшей школе музыки города Эссена и Высшей школе музыки и театра в Мюнхене, которые окончила с отличием. За успехи отмечена специальным призом DAAD. В 26 лет приглашена в театр города Крефельда Мëнхенгладбах как хоровой директор и дирижёр.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. До какого числа нужно передавать показания счётчиков?
  2. Правда, что арбузные косточки и корки полезны для здоровья?
  3. Кому выгодно поджигать сибирскую тайгу?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Как вы считаете, стоит делать прививки ребёнку?