Хор «Каданс» из Хакасии в премьерном выпуске вокального шоу «Ну-ка, все вместе! Хором!», вышедшем 2 февраля в эфире телеканала «Россия 1», произвёл фурор. Девушки исполнили фрагмент из оперы и песню «Прекрасное далёко». И как! Слёзы восторга у экспертов «Стены» и зрителей по ту сторону экрана. В итоге – выход в финал.
Девушки вышли на сцену босиком и показали мини-спектакль, исполнив фрагмент оперы А.С. Даргомыжского «Русалка». Набрав 96 голосов из 100 возможных, они не проходили в финал. Лидерами стали два мужских коллектива с 98 голосами. Третий ансамбль «Воскресение» из Перми набрал 97 голосов. Но лидер сотни Сергей Лазарев предложил сразу пропустить в финал коллективы с наибольшим количеством голосов и устроить батл между хором «Каданс» и ансамблем «Воскресение». Победу одержали девушки из Хакасии, трогательно исполнив песню «Прекрасное далёко».
Как призналась krsk.aif.ru создатель и бессменный руководитель хора Марина Штарк, после выхода программы (которая закончилась почти в 12 часов ночи), начались звонки. Поток благодарных откликов со всей России и из-за рубежа продолжался до утра.
В конкурсе все по-честному
Марина Алехина: Как говорится, на следующий день проснулась знаменитой. Марина Геннадьевна, каково ощущать себя звездой?
Марина Штарк: Шутите? Это не про меня. Почти сорок лет занимаюсь хором, из них два десятилетия – при хакасской филармонии. Хор у нас любительский, но коллектив успешно выступает во многих конкурсах, показывает высокие результаты. Участие в этом музыкальном шоу – это не совсем наше. Рискнула ради девчонок, которым всё интересно.
А почему не попробовать? Это тоже опыт, оценка работы. Подала заявку, не надеясь ни на что. Участвовать в конкурсе пожелали 550 коллективов со всей России. Выбрали 32, мы среди них. Другая, не менее сложная задача – найти спонсоров, за что огромная благодарность нашему министру культуры Светлане Анатольевне Окольниковой и директору Хакасской филармонии Вячеславу Геннадьевичу Инкижекову.
– Какие впечатления от общей атмосферы программы «Ну-ка, все вместе!»?
– Словно в сказке побывали. Очень доброжелательное отношение команды проекта: визажистов, музыкальных редакторов, звукорежиссёров. Ребята, познакомившись с нашим номером, призадумались, как его озвучить. На следующий день приходим, а они всю ночь не спали, пробовали разные варианты. Там трудятся высокопрофессиональные люди. Поддержка от команды нереальная. Попав в атмосферу «Мосфильма», в это постоянное движение, мы словно на несколько дней выпали из повседневного ритма жизни.
В конкурсе всё по-честному. Эксперты (многих знаю заочно, наслышана о них) заранее не прослушивали, коллективы для них звучали впервые.
«Могли не дойти до батла»
– Реплики, мнения, которыми обмениваются эксперты, были всем слышны или они только для телезрителей?
– Я находилась в зале и слышала их, но они не выбивают, наоборот, поддерживают. Тут оценивает сотня специалистов, ты открыт для них. Они имеют право на своё мнение, обиды на их высказывания нет.
– Из восьми выступивших в первый день коллективов вы единственные исполнили классику – фрагмент оперы «Русалка» Александра Даргомыжского. Многие слушатели испытали, я бы сказала, культурный шок. Эксперты замерли, и некоторое время не слышно было голосов, поддерживающих выступление хора.
– В этом и заключается специфика шоу. Кстати, много хоровых коллективов, великолепно исполняющих и классику, и эстраду. Опера «Русалка» Александра Даргомыжского – это красивая музыка и, признаюсь, моя любовь. Девчонкой в музыкальной школе услышала эту оперу и влюбилась в неё. И вот во что вылилось моё чувство…
На Днях Мариинки в Хакасии, которые проходили в Абакане в 2019 году, где собрались ведущие солисты этого театра, у нас побывала режиссёр из Санкт-Петербурга Ольга Маликова. Она услышала хор, увидела девчонок и поставила этот номер. Здесь сошлись наши возможности и творческая смелость. Исполнить так, чтобы людям, которые считают, что они далеки от классики, хотелось слушать такие произведения.
Но ведь мы могли и не дойти до батла. Тем не менее у нас был готовый номер, жемчужина советского творчества – песня «Прекрасное далёко», которую, думаю, знают все. Это же наше прекрасное детство! И когда Арина Милованцева запела, пронеслось: «А-а-а-а-а-ах!»
«От исполнения душа трепетала»
– Ангельское пение, солистка с хрустальным голосом, хор великолепно вступил и юноша – мастер жестового пения, словно дирижировал.
– У нас проходит молодёжный творческий фестиваль «Весна в Хакасии». В одном из них я участвовала как член жюри. В нём выступают в том числе и молодые люди с ограниченными возможностями. Обратила внимание на Никиту Тихонова, на его выразительное лицо, пластику рук. Так мы познакомились.
Для меня хор – идеальная модель общества. Особенные ребята не должны быть на обочине жизни. Им трудно без нас. И то, что на хор уже несколько лет ходят такие дети, для нас норма. Как мы поедем без Никиты, с которым всегда выступали с этой песней? Поэтому мы даже не раздумывали. Он впервые летел в самолёте, побывал на «Мосфильме», пережил сильные эмоции, от всего в большом восхищении.
Профессор из российского центра мимики и жеста сказал: «То, что вы делаете, дорогого стоит». Для нас это не приёмчики какие-то, это наша деятельность. Кстати, один из экспертов был в Абакане на творческой встрече с ребятами с ограниченными возможностями, он знает, что мы работаем с разных ракурсов.
Мы понимали, что встретимся с сильнейшими. Сам факт того, что прошли отборочный тур, – уже победа. Конечно, волновались, когда ждали за кулисами приглашения. И когда не хватило одного голоса, и когда разгорелась дискуссия – всё это очень волнительно…
– «Каданс» не только вышел в финал. Благодаря хору Хакасию воспринимают теперь в новом ракурсе.
– У меня много учениц, выпускниц хора, которые сегодня поют в ведущих театрах страны. Светлана Лачина – солистка Большого театра, к ней проявило интерес агентство, которое сотрудничает с «Ла Скала». Алёна Шабалина выступает в Московском государственном академическом камерном хоре, или в Хоре Минина, Любовь Штарк - актриса Александринского театра Санкт-Петербурга, также она педагог по вокалу. Перечислять могу долго.
– И звёздочка наша, Арина Милованцева, призналась, что когда начала петь «Прекрасное далёко», волнение ушло, и она исполнила песню так, как её учила Марина Геннадьевна. Слёзы появились не только у экспертов сотни, зрителей в зале, но и у телезрителей.
– Это счастье для педагога, когда воспитанницы растут в профессиональном плане. Много было отзывов о том, что «от исполнения душа трепетала». Наверное, ещё и потому, что в проведении этого конкурса не было всякого рода фальши. Всё было строго по правилам, честно, и это главное.
– Ждём финала. Планка взята очень высокая. Готовы?
– Надеюсь, мы вас не разочаруем.