aif.ru counter
190

Воздух реальности. Что провоцирует на творчество драматурга Елену Гремину?

«АиФ на Енисее» №21 (1802) 20/05/2015

«В течение часа и восемнадцати минут Сергей Магнитский умирал, лёжа на тюремном полу, намеренно лишённый медицинской помощи. Пока мы собирали материал, для нас был важным вопрос: лишается ли человеческих качеств человек, надевающий мундир, белый халат или мантию судьи?» О своей работе над откровенным российским документальным спектаклем последних лет рассказала драматург Елена Гремина.

Она приезжала в Красноярск на премьеру документального фильма о писателе Антоне Чехове «Братья Ч.», снятом по её сценарию, и рассказала в интервью «АиФ на Енисее», что по-настоящему сильные литературные сюжеты рождаются из реальных историй.

Высокий градус

- Елена Анатольевна, вы не впервые в Красноярске. Есть ощущение, что город провинциальный?

- Нисколько! Впервые я побывала здесь в 2014 году на Красноярской ярмарке книжной культуры - праздник высочайшего уровня. Слежу за событиями фестиваля «Драма. Новый код» в театре им. А. Пушкина, где каждый раз устраиваются читки только что написанных значимых российских пьес. Премьера фильма о семье Антона Чехова проходила в Музейном центре «Площадь мира». Потрясающее место! Здесь мне показали и молодой театр «Вспышка», работающий с современными пьесами. Важно, что у вас столь высокий градус интеллектуальной жизни. Дай Бог, чтобы всё это происходило. В Москву недавно привозили «Снежную королеву» красноярского ТЮЗа - современный спектакль, выполнен на хорошем уровне.

- На ваш взгляд, искусству может быть дело до злобы дня?

- Искусство должно питаться воздухом реальности. Во второй половине XIX века Островский отражал жизнь российского общества, тем же занимался Чехов в начале XX века. И «Преступление и наказание» Достоевского, и «Красное и чёрное» Стендаля написаны по газетным статьям. У нас есть проект «Реальность в поисках автора». «Свидетельствуй обо мне. Слабо тебе?» - этого жизнь требует сейчас от драматурга.

Суд над судьёй

- В 2010 году меня впечатлил ваш спектакль о смерти Сергея Магнитского «Час восемнадцать». В нём вы отказались от нейтральной позиции драматурга к материалу. Что заставило?

- История потрясла. Человека, и не думавшего противостоять огромным силам, - юриста в корпорации, - следствие вынуждало к сотрудничеству. Это значило бы предать честь. Он на это не пошёл. На наших глазах вырос в героя. На него давят - он не сгибается. Переводят в одиночную камеру - всего-навсего пишет жалобы. Потом он погиб. В пьесе появляются те, кто виновен в смерти Сергея Магнитского: следователи, судьи, тюремщики, врачи, - мы каждому из них дали по монологу. Мы назвали их настоящие имена и фамилии. Они могли прийти в театр и посмотреть на себя. Они устраивают суды над людьми, а мы над ними.

- Это созвучно истории об охотоведе из Тувы Юрие Никитине, которую мы недавно публиковали. 34 года он охранял природу, а в 2014-м его избили люди, которых он раньше привлекал к ответственности, потом они же его обвинили в угрозе убийством, и против него было возбуждено уголовное дело. Только его систематические обращения в администрацию президента России, вмешательство региональных и федеральных СМИ привели к прекращению уголовного преследования.

- Напишите об этом пьесу. Я могу быть куратором. Мы сделаем читку в Театре.doc. Серьёзно! Обычный человек против зла. Каждый может быть таким героем. Это привлечёт внимание к ужасному отношению к природе в нашей стране. Вырубаются леса. Расстреливают животных. Охотятся на охотоведов. Будто лесные богатства нам даны навсегда.

Остались чужими

- Какие события сегодня просятся на сцену документального театра? Сейчас идёт волна инициатив по установке памятника Сталину, ответственному за миллионы расстрелянных и замученных сограждан. Уроки истории ничему ни учат?

- Вопрос болезненный, да, и требует осмысления. Но меня в данный момент остро волнует тема насилия в семье. Как и немыслимая статистика сиротства в России. В планах постановка пьесы, написанной соцработником о женщине, взявшей девочку из детдома. Она пыталась этим излечить свою душевную боль. Потом поведение ребёнка перестало устраивать приёмную маму, она захотела её «разудочерить». Мрачный текст: они остались чужими. Нужно после показа обсудить со зрителями, как избежать повторения этого. И что вообще делать с невероятным количеством детей в детских домах. Только что мы выпустили спектакль «Простить измену». Вечная тема: почему наши сердца разбивают до сих пор, как и 2 тысячи лет назад.

Нужны живые эмоции

- Есть опасность, что в наши дни взрывного интереса к соцсетям и виртуальной реальности люди перестанут ходить в театр и читать книги?

- Думаю, нет. Человек хочет испытывать живые эмоции. И это никуда не уйдёт. У Театра.doc, а работаем мы уже 12 лет, есть зрители, которые ходят все эти годы. Пустых залов не бывает. Может быть, секрет в том, что у нас пространство свободы. Нет диктата одного художественного мнения - разные творческие группы делают постановки. Затем, у нас всегда есть новые люди: с фестиваля современной драматургии «Любимовка» и конкурса документальных проектов. Каждую минуту нам приходит новая заявка.

- А с книгами как быть?

- Мы недавно участвовали в эксперименте, выиграв грант департаментов культуры и образования Москвы. Цель - показать школьникам, что литература - это захватывающе. Я поразилась результатам конкурса: какое произведение в итоге детей наиболее заинтересовало - стихотворение «Перчатка» Шиллера! Их увлекло, как красавица испытала смелость рыцаря Делоржа: бросила перчатку львам. Он выручил изящную вещицу, но, отдавая её хозяйке, воскликнул: «Не требую награды!» Подростки слушали зачарованно. Это точно такие же ребята с чуткими душами, какими были дети всегда. К июню готовим методические указания, чтобы идею запустили по России.

- В последнее время часы на уроки литературы постоянно сокращают. Как думаете, в таких обстоятельствах можно ли говорить о России как о стране образованных людей?

- Меня волнует другое. При массе возможностей для самообразования: онлайн-курсах, электронных библиотеках - всё больше людей, которым это просто неинтересно. Общество расслаивается на богатых и бедных. Большинству остаётся доступным лишь базовое образование. Что сверх того - дети получают за деньги. Меня расстраивает, что бедные уже лишены доступа к живой культуре. Но, думаю, выход есть. Например, вы читали Данте или Шекспира. Поделитесь впечатлениями, а может, и потрясением от их творчества с теми, кто не читал, - так вы, может быть, откроете им что-то важное.

Досье
Елена Гремина родилась в Москве. Окончила Литературный институт. Её пьесы шли в московских театрах Пушкина, Станиславского, Ермоловой, в Санкт-Петербургском театре Комиссаржевской, в театрах Омска, Новосибирска, Саратова, Красноярска. Спектакли «Час восемнадцать» и «Двое в твоём доме», поставленные по пьесам Греминой, номинировались на премию «Золотая маска». Пьеса «Час восемнадцать» поставлена в Великобритании, США, Франции.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах