Международный этнический фестиваль «МиР Сибири» уже давно вышел за рамки музыкального праздника. Каждый год в поселок Шушенское на юге Красноярья стекаются сотни ремесленников, музыкантов, фольклористов и просто необычных людей. Испытать на себе древние обряды, поучаствовать в вечёрках и перенять мастерство гончаров попыталась и корреспондент «АиФ на Енисее» Анна Наумова.
Коси, коса!
Девять утра. Хмуро, мокро, сонно. Во главе с шестью косарями, тремя десятками заводных музыкантов с балалайками, народных певцов и просто любопытных людей мы идём в чистое поле. Косить траву!
Под улюлюканье и свист в дело пускаются профессионалы - для мужчин из Шушенского косить траву - привычный труд. У каждого свой дом и хозяйство, они заготавливают на зиму корм для скота, поэтому ловко орудуют литовкой. «Наша семья коров держит, - рассказывает шушенец Андрей АНПИЛОГОВ. - Эта литовка ещё моему деду принадлежала. Многие сейчас косят триммерами, но я верен старому инструменту - трава получается сочная».
За разговором Андрей учит меня держать косу. Делаю это в первый раз. Лёгкая, но коварная, коса далась не сразу. «Увереннее держи, ближе к земле! Да не маши ты так, убьёшь кого-нибудь!» - командовал Андрей. Всё это напоминало увлекательный танец. Нужно было чётко держать размах, следить, чтобы лезвие не задело землю и в то же время срезало траву около корешка. «Получается неплохо, - через некоторое время резюмировал учитель. - Такими темпами и для моей коровки скоро накосим!» Но уже через пять минут я уступила своё место следующим ученикам, которых в очереди стояло немало.
Мокрые от росы
Раньше девушки росой умывались, чтобы молодость сохранить. На росе настаивали травы, её пили как целебный напиток. Собирали обычно на рассвете, в 4 утра. Мы же, городские, выползти из своих кроватей смогли только к 8 часам. «Разбираем ленточки, девчонки! Синяя принесёт благополучие, зелёная - деньги, а красная - любовь!» - кричит организатор и тут же остаётся без красных лент.
Парни запели песню и остались в стороне, а мы с девчонками, разувшись, босые пошли в поле. Свою ленточку (кстати, красную!) так и сяк валяла по траве. Через несколько минут она промокла. «А теперь выплетите имя жениха травой», - скомандовали знатоки. Этого у меня не получалось, зато узелок (даже два на всякий случай) я завязала. Чтобы разлучницы не появилось! Теперь ленточку нужно спрятать от посторонних глаз и ждать счастье.
«Селезень утку загонял, молодой серу загонял!» - запели парни, и мы закружились в хороводе. Один из ребят выбрал себе «уточку»: та стала убегать, пробиваясь то в хоровод, то из него, а «селезень» догонять. Сдалась быстро. И понятно почему: догнав, парень целовал девушку. «Из Москвы пришёл приказ целоваться десять раз!» - кричит один из ведущих, и все дружно считают поцелуи молодых.
Запузатить глину
В этом году на фестивале впервые ввели мастеровую премию «Мира». Берестянщики, вышивальщицы, керамисты, резчики… В отборочном этапе участвовали 120 мастеров со всей России, в итоге выбрали лишь 12. Наш регион представляли Николай Киргизов из Дудинки, занимающийся художественной обработкой кости, и Ирина Ковач из Овсянки, специализирующаяся на мезенской росписи по дереву, ткачеству и вышивке. Обладателем премии стал Николай Киргизов.
Десятки умельцев предлагали поучаствовать в мастер-классе. Сплести из бересты солонку или куколку, свить из послушной лозы корзинку, сделать венок или повязку из трав и цветов, сшить подушку или игольницу из лоскутков … Я выбрала гончарный станок.
Юрий КУЧЕНОВ, сотрудник историко-этнографического музея «Шушенское», сразу обнадёжил: научиться ремеслу может любой. Главное - иметь терпение и трудолюбие. Нацепив на себя фартук и закатав рукава, принялась за дело. Комок глины, вода, постоянно крутящийся станок и пара-тройка незамысловатых инструментов: губки, леска, шило. Дело пошло, глина закружилась в своём танце. В круговом движении комок превращается в стакан. Тёплый и гладкий материал приятно ложится в руку. Зажала глину между пальцев - получилось горлышко, надавила изнутри - стакан запузатился и приобрёл объём.
«А теперь закатаем губу!» - с озорством говорит Юрий. Губозакатывательная машинка нам не понадобилась - двумя пальцами ловко выгнули горлышко. Добавляем белой глины для рисунка и шилом выдавливаем орнамент. Готово. В целом на работу ушло минут 15. Сохнуть моя вазочка будет ещё 3 дня. «Спросом сейчас пользуется глиняная посуда, - рассказывает мастер. - Крыночки, горшочки, кувшины, тарелки… На кухне лично у меня, кроме ложек и вилок, все глиняное. Знаете, вкус у еды совершенно другой, если она приготовлена в такой посуде».
В общем, ушла я из мастерской не только со своим творением, но и с двумя вазами, большим горшком для запекания и крынкой для молока. За все это отдала 900 рублей. Дёшево и с душой.
Этнография даёт рост не только начинающим художникам, но и профессионалам. Сегодня на нашем рынке много «шелупони», даже среди ручной работы. Китайцы перебивают наш рынок своей ценой, перекрывают дорогу народникам и профессионалам. Сегодня ручная работа продаётся, однако не в таком масштабе, как хотелось бы. Но радует уже то, что её не становится меньше. Многие спрашивают, как определить, авторская работа или нет. Советовать сложно, нужно почувствовать вещь душой. Если ваш взгляд остановился на ней, приглянулась вещица, не спешите покупать. Походите, присмотритесь, оглядитесь, поговорите с автором. Настоящего мастера видно по разговору, элемент общения очень важен, и ремесленникам он нравится. Иногда мастер может что-то даже отдать вам даром!
Фольклор мне нравился с детства, впитывала всё от бабушки и дедушки. Потом поняла, что образование в наших музыкальных школах - это не наша, а западная классическая культура, заниматься которой должны единицы. А народной культурой - все. В советское время мы потеряли живое общение, в культуре было много выдуманного, неживого. Сможем ли вернуть утраченное? Сегодня лишь энтузиасты занимаются фольклором и пытаются нести его в массы. Чтобы понимать его, нужно обладать огромными знаниями. Ведь это не просто песни или игры, это глубокие традиции, которыми нужно жить. Приучать к ним детей ещё с детского сада и школы. У нас этого не делается. Я 25 лет работаю в фольклорном классе. И если 20 лет назад могла поручить записать детям колыбельные и песни от бабушек и дедушек, то сегодня этот источник пересох.