…Почему дорожает бензин?
Официальное объяснение властей - сезонное явление, причина которому остановка на плановый ремонт крупнейших отечественных НПЗ. Владельцы АЗС кивают в сторону крупных нефтяных компаний, которые регулярно повышают оптовые цены на ГСМ. Соответственно, взвинчивать цены приходится и рознице. Предприниматели средней руки уверены, что корень проблемы - в политике нефтяных монополистов, которые гонятся за сверхприбылью. «В Италии литр ходового бензина стоит 90 рублей, можно себе представить, насколько поставщикам выгоднее перегонять топливо туда, чем сдавать его нам, - считает Роман ГОЛЬДМАН, владелец красноярской сети АЗС.
Ряд наблюдателей предполагает, что таким образом крупные компании ещё и зачищают красноярский розничный рынок для собственных сетей. Наконец, ситуацию для автовладельцев усугубляет и прошлогоднее постановление правительства РФ, согласно которому в течение трёх лет ежегодно будут повышаться ставки акциза на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла. Это также ведёт к удорожанию ГСМ. Согласно расчётам доля акциза в автомобильном бензине марки АИ-92 в 2012 году составит 22,2%, в 2013-м - 26,6%, в 2014-м - 27,8%. В денежном выражении это уже даёт гарантированный ежегодный рост стоимости
литра бензина: в 2012 году - на 1,5 рубля, 2013-м - 1,6 рубля, 2014-м - 80 копеек.
Ситуация повторяется из года в год: осенью цены начинают расти, чиновники выступают с заявлениями, что у них есть рычаги влияния на рынок, но ценники
прочно фиксируются на новой отметке. При этом стоимость ГСМ в крае - всегда одна из самых высоких по СФО. «Наши власти с нефтяниками не могут договориться о ценовой политике, - говорит Егор ФРОЛОВ, представитель красноярского отделения Федерации автовладельцев РФ. - Видимо, руководство края для них просто не авторитет. Кроме того, я считаю, что это целенаправленная политика государства: покрывать свои убытки из наших карманов, вытягивая деньги всеми возможными способами».