Развитие онлайн-торговли и росту ее популярности в первую очередь зависит от распространенности интернета. Этот фактор – самый простой и, в то же время, самый необходимый. Соответственно, в регионах с наибольшим количеством пользователей интернета совершается больше покупок. Таким образом, наиболее развита торговля в интернете в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионерах.
Следует отметить, что уровень проникновения интернета в центральных регионах России и в крупных городах значительно выше, чем в других частях страны, а именно от него зависит и уровень распространения электронной торговли. Однако в последнее время наблюдается положительная динамика данного процесса. В ближайшие годы вместе с показателями проникновения интернета показатели по рынку электронной коммерции в России будут значительно увеличиваться, наблюдается положительная тенденция роста объемов рынка. Но существует ряд проблем, которые замедляют этот процесс, поэтому для здорового развития с наименьшими потерями и рисками необходима поддержка государства. Главная задача государства – создать стабильную ситуацию на рынке электронной торговли и способствовать тому, чтобы доля объема российского рынка росла по отношению к объему мирового.
Очень важная особенность интернет-коммерции – это ее слабая способность удержать покупателя. Человек пролистывает десятки сайтов, одним нажатием на кнопку закрывает не понравившуюся страницу. Чтобы привлечь внимание и заинтересовать, дается очень мало времени, а конкуренция огромна. Поэтому в сфере онлайн-продаж жизненно важное значение имеют реклама и имидж компании.
Перед приобретением товара пользователь желает ознакомиться с отзывы других покупателей, которые уже совершали покупку: для этого он читает отзывы на сайте магазина, смотрит обсуждения в группах магазина в социальных сетях. Есть возможность не только изучить отзывы о конкретном товаре, но и сравнить его с аналогами в других магазинах. Очень часто решение о покупке принимается исходя из средней оценки других покупателей, их отзывов и советов. При этом никакого значения не имеет, что все эти люди, оставившие обратную связь, не знакомы с покупателем.
Самые популярные сферы торговли онлайн – это бытовая техника и электроника, книги, детские товары, одежда, билеты. Многие магазины не ограничивают свое предложение только одной категорией товаров, однако существуют и узкоспециализированные, например интернет-магазин детской одежды. Из наиболее успешных магазинов на российском рынке можно назвать Ozon.ru, Wildberries.ru, Lamoda.ru, Quelle.ru. У каждого из них есть свои особенности, благодаря которым покупатели выбирают именно их.
Эта и другие особенности интернет-продаж с одной стороны упрощают, а с другой стороны усложняют процесс покупки. Торговля с помощью интернета позволяет охватывать большую аудиторию как по количеству покупателей, так и по их географической принадлежности. Однако необходимо не забывать, что лица пенсионного возраста вряд ли станут активными посетителями интернет-магазинов, так как не многие из них умеют уверенно обращаться с компьютерами.
Интернет-торговля – это молодой сегмент мировой экономики, так как самый первый магазин появился не больше двадцати лет назад, а в России – еще на пару лет позже, однако этот сегмент активно набирает обороты и развивается. Наша страна готова занять высокие позиции на рынке электронной коммерции и уверенно к этому стремится, так как спрос постоянно растет. Хорошая
организация бизнеса с учетом всех проблемных моментов, таких как конкурентоспособные цены, широкий ассортимент, выбор способа доставки, будет способствовать продвижению России в интернет-пространстве. Российский рынок интернет-торговли является привлекательным не только для отечественных игроков, но и для зарубежных инвесторов, так как на нем присутствуют платежеспособные покупатели и готовые к сотрудничеству продавцы. Показатели объема российского рынка электронной коммерции имеют положительную динамику.