Примерное время чтения: 9 минут
357

Автошколам Красноярского края поставили двойку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ на Енисее 20/02/2013
Фото: пресс-служба ГИБДД

Красноярск, 20 февраля – «АиФ на Енисее». Массовая автомобилизация дала жизнь отдельному и стремительно растущему сегменту бизнеса - коммерческому автообразованию. Автошколы плодятся как грибы.

Лишённые контроля со стороны власти они руководствуются законами рынка, главный из которых - получение прибыли. Вторая сторона медали - в массовом сознании укрепилась идея о том, что всё можно купить, в том числе и водительское удостоверение.

Потеря управления

Чтобы открыть автошколу, нужно получить лицензию от органа государственной власти. В Красноярском крае таким органом является служба по контролю в области образования. Главное условие для лицензирования - наличие материально-технической базы: классов, учебного оборудования, автодрома. И если ранее её соответствие требованиям проверяли сотрудники ГИБДД, то с недавнего времени автошколы сами предоставляют сведения. Приходится доверять документам. Для начала работы автошколам необходимы также педагогические работники и учебные программы. Сами сотрудники службы по контролю в области образования края признают, что условия для лицензирования формальны. Качество обучения будущих водителей чиновники контролировать не могут, поскольку этот вопрос относится к сфере государственной аккредитации, а автомобильные школы ей не подлежат.

Единственным инструментом влияния на процесс у ГИБДД остаётся лишь экзамен на водительские права.

Разумеется, далеко не все автошколы пользуются отсутствием контроля, а стараются работать на совесть. Но качественное обучение стоит денег. Этим злоупотребляют недобросовестные школы, которые идут на демпинг - снижают цены, привлекая людей, которым важны не навыки вождения, а только заветные корочки. «Лицензию можно получить легко, - сетует Константин МЕДВЕДЕВ, председатель региональной ассоциации автошкол Красноярского края. - Много новых автошкол открывают бывшие инструкторы вождения. А это обычные водители, у которых нет ни педагогических, ни психологических знаний. У них задача одна - как можно быстрее и больше получить денег. Пора бы приучить их к ответственности».

Большая проблема для автошкол - отсутствие нормальной нормативной базы. Учебные программы не соответствуют современным условиям дорожного движения и преподаются, как бог на душу положит. Нет прописанных требований к педагогическим работникам. Например, ввели в автошколах психологические занятия, а кто их ведёт и ведёт ли вообще, не понятно. Плохо обстоит дело с инструкторами по вождению, а ведь они - главные действующие лица учебного процесса. Автошколам дано право их подготавливать самостоятельно, а значит бесконтрольно.

Единственный критерий для мастера производственного обучения - три года водительского стажа. Поэтому и приходят в автошколы люди с улицы. Программа подготовки инструктора - всего 92 часа. А вот в Германии их учат на специальных курсах в течение порядка 700 часов с выдачей обязательной лицензии.

Возвращение контроля

По словам Андрея ПОЛЕВОГО, старшего инспектора отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД края, подготовка в автошколах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Об этом говорят цифры. В 2012 году каждое шестое ДТП произошло по вине водителя со стажем до трёх лет. Наглядно демонстрируют уровень обучения экзамены в Госавтоинспекции. По итогам прошлого года, с первого раза права удалось получить только половине курсантов. Причём процент этот постоянно падает. Для сравнения: в 2008 году с экзаменационным испытанием удачно справилось порядка 70% выпускников автошкол.

- Проблема очень сложная, поэтому решать её надо комплексно, - считает Андрей Полевой. - Требуется полная модернизация всей системы допуска водителей к участию в дорожном движении. Необходимо решить проблему совершенствования материально-технической базы, подготовки педагогических кадров, учебных программ. Речь идёт об изменении нормативной базы. На федеральном уровне подготовлены проекты документов, касающихся и работы автошкол, и сдачи экзаменов. Думаю, с их принятием ситуация изменится к лучшему.

Проект нового административного регламента должен сделать процесс сдачи экзамена на водительское удостоверение, с одной стороны, более объективным, с другой, более жёстким. В частности, предполагается ввести видеофиксацию всех этапов экзаменационных испытаний. Теоретический экзамен станет сложнее: курсантов планируется лишить права на ошибку. Сокращено будет и количество «подходов». Не сдал раз, два, три - свидетельство об обучении в автошколе аннулируется. Будьте добры пройти подготовку заново. Отметим, что все эти инициативы носят пока предположительный характер. Новый регламент должен был вступить в силу 1 февраля этого года, однако было решено вынести его на дополнительное обсуждение экспертного сообщества. Но то, что нормы станут жёстче, сомнений ни у кого не вызывает.

Пусть водить научат

- Надо привыкнуть к мысли, что далеко не все люди, получив свидетельство автошколы и даже права, готовы психологически, физиологически сесть за руль, - советует ВАЛЕРИЙ ЗАПРУДСКИЙ, начальник учебно-производственного центра кафедры тракторов и автомобилей КрасГАУ. - Был случай, когда курсант после 78 часов практики самостоятельно решил, что ему пока рано сдавать экзамен, нужно морально созреть и ещё подучиться».

Представители автошкол соглашаются, что готовят курсантов сейчас, прежде всего, для сдачи экзамена в ГИБДД. Человек заучивает правила, получает первоначальные навыки вождения, но думать за рулём он не умеет. Это порочная практика, и с ней как можно скорее нужно заканчивать. В России существуют современные методики подготовки водителей, которые учат оценивать риски и выходить из сложных ситуаций. Но пока они не находят место в учебных программах.

«Всем знаком день жестянщика, - говорит Александр БОРИСОВ, директор автошколы. - Надо вводить обязательный спецкурс вождения зимой для тех, кто обучался летом. Нужно учить движению по загородным автотрассам, в ночное время. Каждый должен заниматься до тех пор, пока не станет настоящим водителем. Я понимаю, что одномоментно изменить всё невозможно. Надо разработать программу на несколько лет вперёд и постепенно в соответствии с ней двигаться».

Комментарий:

Евгения КУПША, начальник отдела лицензирования службы по контролю в области образования Красноярского края:

- Судя по тому, что только половина выпускников автошкол сдаёт экзамен в ГИБДД, качество обучения в них сильно хромает. Я считаю, что нужно подумать об общественно-профессиональной аккредитации, когда и общественность, и профессиональное сообщество смогли бы оценивать работу автошкол, выстраивать рейтинги, размещая их в Интернете. Таким образом, со временем изменится сознание людей: их будет привлекать качественное, а не дешёвое обучение. Привыкнут к ответственности и сами автошколы.

Кстати:

По данным ГИБДД Красноярского края, в 2012 году в регионе по вине водителей со стажем до трёх лет произошло 727 ДТП (16,5% от общего количества), в которых 67 человек погибли и 1 040 получили ранения.

Авторитетное мнение:

Павел СТАБРОВ, руководитель красноярского отделения Федерации автовладельцев России:

- Автошколы превратились в чистой воды бизнес. Готовят исключительно к сдаче экзамена в ГИБДД, как в общеобразовательных школах - к ЕГЭ. Заучивание правил дорожного движения не даёт навыков вождения в современных дорожных условиях. Умение уверенно ориентироваться в городской среде, адаптироваться к сложным ситуациям, культура вождения - главное, чему должны учить в автошколах. Необходимо кардинально перестроить учебные программы, уйти от зазубривания. В частности, обучать навыкам экстремального вождения. Изменение же правил сдачи экзамена, на мой взгляд, не сможет исправить ситуацию: в ГИБДД и так спрашивают строго.

Хроника наездов:

15 марта 2012 года виновницей крупного ДТП на проспекте Свободный в Красноярске стала 24-летняя девушка, имеющая стаж вождения порядка полутора лет. Находясь за рулем автомобиля Toyota Funcargo, она грубо нарушила правила дорожного движения при перестроении из левого в правый ряд. Девушка «подрезала» автобус марки ЛиАЗ 51-го маршрута, из-за чего водителю последнего пришлось на скорости 40 км/час резко вывернуть в сторону. Маршрутка врезалась в железобетонный столб, который от удара покосился. 6 пассажиров автобуса были госпитализированы.

3 января 2013 года на автотрассе у Железногорска 18-летний водитель ВАЗ 2105, получивший права за пять месяцев до этого, выехал на встречную полосу и столкнулся с джипом Mercedes. Водитель «Жигулей» и его 25-летняя спутница, сидевшая на переднем сиденье, погибли на месте. Ещё два пассажира «пятёрки», находившиеся на заднем сиденье, 21-летняя девушка и 19-летний парень, скончались в больнице. В ходе расследования выяснилось, что водитель ВАЗа за свой небольшой стаж вождения привлекался к административной ответственности за различные нарушения ПДД девять раз!

11 января 2013 года на проспекте Красноярский рабочий в Красноярске автомобилем на пешеходном переходе были сбиты две девочки 9-ти и 11 лет. Одна из пострадавших была госпитализирована с черепно-мозговой травмой. Автомобиль с места происшествия скрылся. Найти его удалось лишь благодаря свидетелю. Виновником аварии оказался 23-летний безработный молодой человек, который только месяц назад получил водительское удостоверение. Факт наезда он не отрицал. А бегство объяснил якобы незнанием того, что должен вызвать ГИБДД и оказать первую медицинскую помощь. Сотрудники Госавтоинспекции были возмущены тем, что виновник ДТП, недавно окончивший автошколу, не знаком с элементарными правилами.

Уроки качества:

НОУ автошкола «Драйв» была образована в феврале 2007 года на базе школы практического вождения, которая давала уроки новичкам, а также помогала восстановить навыки управления автомобилем водителям, уже имеющим права. Навыкам вождения в реальных условиях и сейчас в «Драйве» уделяют первостепенное значение. Для этого в автошколе есть собственный большой автопарк (порядка 70 машин), состоящий из отечественных машин с механической коробкой передач и иномарок с «автоматом». Первоначальные навыки управления курсанты здесь получают на специализированном автодроме, затем опытные инструкторы дают им практические навыки вождения в интенсивном городском потоке. Благодаря профессиональному коллективу обучение в автошколе проходит максимально эффективно. Это относится в полной мере и к теоретической подготовке. «Драйв» располагает современными классами, которые оборудованы мультимедийными проекторами и оснащены различными обучающими программами, а также автотренажерами. Особенно удобной для обучения делает автошколу обширная филиальная сеть.

Телефон автошколы «Драйв»: 278-28-22

Сайт: https://www.drive500.ru

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах