В 2013 году на реконструкцию автотрасс, ремонт магистральных дорог, внутриквартальных и дворовых проездов в Красноярске выделено 1,3 млрд руб. Дорожный сезон ещё в самом разгаре, но в отрасли уже множатся скандалы. Только месяц продержался ямочный ремонт Коммунального моста.
План по браку
Изначально в этом году Коммунальный мост предполагалось закрыть на капитальный ремонт. Поразмысмлив, мэрия решила этого не делать, а провести на объекте ремонт ямочный, чтобы не усложнять ещё больше транспортную обстановку в городе и не раздражать красноярцев накануне выборов в горсовет. На латание дыр в июне потратили 12 млн руб. Чиновники уверяли, что теперь мост прекрасно продержится до того момента, когда будут удобные условия для капремонта. Но не случилось: уже к августу стало ясно, что «заплатки» на мосту посыпались, и все ямы, до боли знакомые автомобилистам, предстали во всём своём уродстве. Городские активисты уже обратились по этому поводу в прокуратуру и ГИБДД.
«Асфальт рассыпался как раз на тех участках, где был ремонт, - говорит Егор ФРОЛОВ, представитель красноярского отделения Федерации автовладельцев России. - В департаменте градостроительства утверждали, что места разрушений подрядчик фрезеровал, то есть чистил их и выравнивал, но сложилось такое впечатление, что новый асфальт просто лепили сверху».
В мэрии уже нашли очередное дежурное объяснение: ФАР всё напутала, рассыпались участки, которые ремонтировались не в июне, а зимой. Как будто это принципиально меняет дело…
«Кухня» подрядчика
Время от времени власти презентуют общественности новые технологии ремонта дорог. Вроде специального покрытия «Сларри Сил», которое предохраняет асфальт от быстрого изнашивания. Или укладки асфальта струйно-инъекционным способом. Но складывается такое впечатление, что все эти новинки используются больше для показухи. В основной массе ремонт ведётся дедовскими способами. И есть серьёзные основания считать, что строительные материалы, которые применяются при этом, по своему качеству далеки от идеала. В конце июня Эдхам АКБУЛАТОВ, глава города, осуществил ночную проверку части ремонтируемых дорожных объектов Красноярска, проехавшись по ул. Ленина, Батурина и Свердловской.
«Необходимо повысить качество контроля в отношении материалов, используемых при проведении ремонтных работ на дорогах города, - заявил по итогам инспекции градоначальник. - Меня обеспокоила информация о том, что битум, который поступает с Ачинского нефтеперерабатывающего завода, не соответствует тем характеристикам, которые заявлены в сертификатах».
Поневоле задумаешься: если уж такое крупное предприятие, как Ачинский НПЗ, выдаёт брак, то что же предлагают нам мелкие производители, которых в Красноярске десятки?
Много и плохо
«Если совсем просто: асфальт по технологии изготовления нужно перемешивать определённое количество времени, - говорит красноярец Вячеслав ИВАЩЕНКО, работавший на одном из таких производств. - Берём завод, смотрим по документам: у него заявленная мощность, допустим, 200 тонн в сутки. А он выдаёт по 600-700. Козе ясно, за счёт чего он перевыполняет план: за счёт несоблюдения технологии. Гонит туфту на продажу, долго на дорогах такой асфальт не продержится. И ведь легко всё это проверить, но власти почему-то этого не делают!»
Складываем все факторы: непонятные компании, выигрывающие тендеры, неквалифицированный персонал, плохо говорящий по-русски, «недомешанный» асфальт, сама мотивация подрядчика не ремонтировать «на века» - ведь так он останется без работы, - и получаем на выходе ужасные красноярские дороги.
«Многие вещи следовало сделать уже давно, - говорит Сергей ЗЯБЛОВ, депутат краевого Заксобрания, экс-начальник краевого управления автодорог. - Мы боремся с ямами, в то время как надо бороться с водой. Требуется находить способы, как её отводить, а у нас новые дороги проектируются без учёта того, что они могут затапливаться. Даже ямочный ремонт требует технологической подготовки, обучения людей, строгого подхода к выбору материалов, стандартам приёмки. Красноярск - город непростой с точки зрения расположения дорог. На одной улице могут быть большие перепады высот. Имеется проблема температурных перепадов, при которых маленькая трещина за неделю превращается в яму. Главная ошибка в том, что мы упустили время в системной работе с дорогами. Масштабные проблемы накапливались очень долго, а теперь встали в полный рост».
КСТАТИ
За последние 8 лет в Красноярске в общей сложности удалось отремонтировать около 150 км дорог (самый большой объём - около 50 км - в 2007 году). Это около 14% от общего объёма сети (в городе 1 053,8 км дорог). Для обеспечения безопасности дорожного движения ежегодно нужно ремонтировать более 119 км.
Василий МОРГУН, директор Красноярского ЦСМ:
- Строительный комплекс - это инструмент, который должен быть правильно использован. Основной целью бизнеса является получение прибыли, это нужно учитывать и формировать жёсткие правила игры. Строительный бизнес напрямую связан с безопасностью, и здесь есть куда двигаться. Особо хотел бы отметить, что сейчас недостаточно применяются методы инструментального контроля при приёме строительных объектов. Наибольшую озабоченность вызывает ситуация с дорожным строительством, в частности с асфальтовым покрытием. Насколько мне известно, до сих пор приёмка дорог осуществляется без достаточного инструментального контроля и участия в этом процессе независимой лаборатории. Законодательство позволят заказчику не только предъявлять высокие требования к качеству производимых работ, но и привлекать независимых экспертов к оценке качества. Но именно это делается недостаточно. А низкий спрос на такой инструментальный контроль в свою очередь ведёт к тому, что его методы не обновляются. А самые современные его виды у нас не применяются.
Чаще ремонт - легче воровать
ПОЗИЦИЯ КНАПНУГЕЛЬ
Константин КНАПНУГЕЛЬ, заместитель председателя правления краевой ассоциации перевозчиков:
Вижу только один способ - пригласить специалистов из-за рубежа. Я видел, как дороги делают за границей, и могу сказать, что такого плохого качества работ, как в России, нет нигде.
Проблемы две: первая связана с действиями власти, вторая - с работой исполнителей, и неизвестно, какая из них более влияет на результат. Власть оценивает дорожные работы неадекватно: вместо того чтобы осуществлять нормальное финансирование, проплачивает ямочный ремонт, при котором асфальт сходит в первый же дождь. С другой стороны, дорожники экономят и на том, что им дают, укладывая некачественный асфальт. Посмотрите, как компании укладывают дорожное покрытие на своих территориях. Асфальт лежит очень долго, не встретишь ни одной ямы, люди заботятся о том, чтобы не тратить деньги по двадцать пять раз. А на общественных дорогах у нас подшаманят - и всё. Ведь чем чаще ремонт, тем легче воровать деньги.
- У нас на ул. Высотной ремонтировали дорогу. Вы знаете, чем дорожники засыпали ямы? Старыми прогнившими тряпками, строительным мусором и (я бы не поверила, если бы сама не увидела в этой куче!) портретом какого-то исторического деятеля. Потом всё это присыпали гравием и залили асфальтом. Не удивлюсь, если года не пройдёт, и вся эта халтура провалится под землю, - рассказала нам по телефону возмущённая жительница Красноярска.
Корреспонденты «АиФ на Енисее» тоже решили проехать по тем площадкам, где ведутся ремонтные работы, и своими глазами увидеть, как это происходит.
Дорогу делают - щепки летят
Ездить по некоторым дорогам опасно. Фото Ирины Якуниной |
Начинаем своё путешествие с одного из самых отдалённых районов города - Солнечного. В этом году власти обещают наконец-таки сдать в эксплуатацию новую развязку, которая позволит свободно въезжать и выезжать из микрорайона, не пересекая федеральной трассы. И наконец провести освещение трассы до Солнечного. И правда, по обочинам дороги уже стали устанавливать столбы. Но ситуация с ремонтом дорожного покрытия доходит до смешного.
- Почему-то утром, когда все едут на работу в центр, дорожники ремонтируют полосу из Солнечного в город. Естественно, собирая немалую пробку. А вечером, вы не поверите, они, как нарочно, ремонтируют ту полосу, по которой все возвращаются домой, - возмущается Наталья ФАЛЬКОВА. - На прошлой неделе я ехала домой в автобусе. В пробке простояли больше двух с половиной часов.
Следующая остановка - проспект Комсомольский. Ещё в июне сюда пришли дорожники. Разбили разделительную полосу, чтобы расширить дорогу.
- Сначала всё разбили и раскопали, а потом пропали недели на две, - жалуется продавец павильона. - Здесь и без того всегда очень плотное движение, а сейчас и подавно - каждый день пробка. А мы дышим этими выхлопами.
Сейчас на этом участке гастарбайтеры в спецформе оранжевого цвета появляются регулярно. Но на вопрос, почему так долго делают дорогу, один из них, улыбаясь, признался: «Пока я тут работаю, мне зарплату платят. Зачем торопиться?»
Кипит возмущение
На ул. 9 Мая обращаем внимание на разбитый перекрёсток с ул. Авиаторов. Ещё зимой здесь произошла коммунальная авария. Трубы залатали, а яму засыпали гравием. И, судя по всему, никого не волнует, что на одном из самых оживлённых перекрёстков города красноярцы ежедневно царапают машины и сбивают колёса, затормаживая и без того медленное движение транспорта.
Заезжаем на многострадальный Коммунальный мост. Капитальный ремонт его отложили до лучших времён. Зато ямы этим летом латали несколько раз. Но видимо, самые разбитые места оставили на потом. Колдобины такие! Налетишь колесом - мало не покажется!
В воскресенье проезжаем по ул. Белинского до ул. Маркса. Здесь тоже идёт ремонт. Но в разгар выходного дня на дороге - никого. Зато в будни, когда весь город возвращается с дач и народ спешит на работу, - здесь кипит деятельность. И кипит возмущение водителей.
***
Конечно, мы не эксперты. И может быть, укладывать асфальт в дождь и засыпать ямы строительным мусором - это норма. Но судя по тому, как стремительно разваливаются дороги в краевом центре, что-то здесь не так.
Материалы подготовили Мария ЗАХАРОВА, Максим КРАВЧУК