На прошедшем Красноярском экономическом форуме обсудили, за счет чего можно повысить привлекательность городов для молодого поколения. В том числе речь шла о территориях Арктического макрорегиона. Что нужно молодежи для жизни и как сделать так, чтобы она оставалась даже в промышленных моногородах, развивала экономику и формировала инновации? Какие сегодня в целом наиболее актуальные проблемы рынка труда в удаленных районах и что может повысить их конкурентоспособность? На эти и другие вопросы отвечали эксперты форума.
Чего хочет молодежь?
При выборе места жительства и работы представители молодого поколения в первую очередь ориентируются на уровень комфортности городской среды, считает вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок Татьяна Караваева.
Выступая на форуме в Красноярске, она подчеркнула, что сегодня комфортная среда значительно повышает возможности для привлечения и закрепления на территориях человеческого капитала. Кроме того, по её словам, часто молодые люди остаются там, где получали высшее образование, а значит в городах нужно не только улучшать условия жизни, но и строить университетские кампусы, а их уже встраивать в городскую среду.О способах привлечения молодежи в сибирские города высказался управляющий директор ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич. По его словам, основной из этих способов – частные инвестиции. Без них вряд ли можно говорить о повышении привлекательности населенных пунктов. «В нашем случае сохранение инвестиционного потенциала — гиперсложная задача», - сказал Алашкевич.
В то же время есть примеры, которые подтверждают, что можно успешно развивать даже удаленные арктические города, и лучше всего это демонстрирует практика масштабной трансформации Норильска. О том, какие меры принимаются, чтобы в город на севере края шел приток молодежи, и в дальнейшем она не уезжала, рассказал директор Агентства развития Норильска Максим Миронов. Он напомнил, что срок реновации города – до 2035 года, и на этот период запланировано серьезное финансирование в объеме 120 млрд рублей. Причем большую часть – более 80 млрд рублей – составляют инвестиции крупного бизнеса в лице компании «Норникель».
«То, что происходит сейчас в Норильске — это историческое событие в развитии Арктики. Уже сейчас мы приступили к масштабной трансформации города. У нас разрабатывается проектно-сметная документация по ряду объектов, – сказал Максим Миронов. – При этом в Норильске почти девять месяцев в году лежит снег, город логистически оторван, там экстремально низкие температуры. Самое главное, что он построен на вечной мерзлоте. Однако мы хотим создать там арктический оазис, в который войдут музей современного искусства, ботанический сад, самая современная школа в стране, социально-культурный общественный центр и много других объектов».
Строить Арктику вместе
Одна из целей реновации Норильска заключается как раз в привлечении молодежи, будущих специалистов, которые приедут запускать новые объекты. Как отметил Максим Миронов, можно было бы ждать еще 5-10 лет, но конкурировать за кадры нужно уже сейчас. Причем предварительно среди норильчан провели социологическое исследование, чтобы понять, чего не хватает городу.
Важно было учесть мнение и интересы всех – и тех, кто уже живет в Норильске, и тех, кто приедет туда в перспективе. Результаты опроса стали частью комплексного плана социально-экономического развития Норильска, с которым город вошел как пилотный проект в стратегию развития Арктики.«Под девизом «давайте сроить Арктику вместе» мы двигаемся по заданной программе. Уверен, что на примере Норильска, во многом уникального арктического города, впоследствии мы сможем перезапустить множество остальных городов в Арктической зоне России», — заключил Максим Миронов.