Среди сотни народов, населяющих Красноярский край, один выделяется особо. Его численность едва превосходит тысячу человек. Земли, которые он занимает, не особо богаты или плодородны. И тем не менее кеты – совершенно уникальный народ. Их легенды говорят, что они пришли со звёзд в час создания Земли. Как удалось им сохранить небесные правила жизни, «АиФ-Красноярск» рассказала кандидат исторических наук Наталья Ворошилова.
Их прогнали людоеды
«Происхождение кетов действительно до сих пор оставляет больше вопросов, чем ответов, – говорит Наталья Владимировна. – Как и большинство сибирских народов, они не являются автохтонным (изначальным) населением той территории, которую сейчас занимают. Проблема в том, что кеты не похожи и на своих нынешних соседей. Внешностью, языком, генами. Сейчас всё больше подтверждений находит версия о принадлежности кетского языка к некогда существовавшей древней палеоазиатской семье народов. Её остатки обнаруживаются на пространстве от Пиринеев до Берингова пролива и Северной Америки. Проще говоря, их предки говорили на языках, которыми сейчас владеют баски, северокавказские народы (абхазо-адыгские), сино-тибетские и индейские. Причём язык американских родственников кетов так же не похож на язык их соседей. Так что не исключено, что в случае территориального спора наши кеты могут претендовать на половину США» (Смеется).
Понятно одно: кеты когда-то пришли на Енисей. Народная легенда говорит, что раньше они жили в верховьях реки, на плодородных землях, не зная нужды и печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Идентифицировать их современным историкам не удаётся, возможно, монголоиды – киргизы? Немногочисленные кеты вынуждены были оставить прежние земли и скрыться от агрессоров на севере. Бегство остановилось в Туруханской долине Енисея.
Дети природы
Кеты были и остались истинными детьми природы. Они верят, что душой обладает всё сущее на земле – рыба, трава, зверь, каменный утёс. В кетском языке даже растущее дерево обозначается как одушевлённое, а срубленное становится неодушевлённым. Только кеты верят в то, что есть среди людей такие, которые слышат, как говорят неодушевлённые предметы. Страшная судьба ждёт таких чутких людей. Потому что слышат они каждый стон, каждый крик деревьев, которые срубает безжалостная рука человека. Потому эти люди гибнут от голода, не в силах выдержать жалоб гибнущих растений.
Особым образом этот народ почитал птиц. В первую очередь лебедя, орла и гагару. Их мясо никогда не употреблялось в пищу. Причина проста: по вере кетов, первым в мире шаманом был орёл! Именно он научил сибирский народ своему искусству. Все великие волшебники превращались в лебедей. Кеты верят, что во время камлания шаман превращается в птицу и может облететь полмира.
Котёл подарков
Прирождённые следопыты, охотники и рыбаки, кеты привыкли обеспечивать себя продовольствием сами, кроме покупной муки. Лучшим помощником в этом деле им служил национальный лук. Окрестные народы – селькупы и энцы – предпочитали покупать луки кетского изготовления, признавая их уникальные боевые качества. Впрочем, надеясь на меткую стрельбу, кеты не забывали смазать наконечник стрелы рыбьим ядом, чтобы даже малое ранение сделало охоту максимально эффективной. Охоту на крупного зверя в отличие от соседей кеты вели коллективно. Причём в соответствии со старым анекдотом во время облавы они стремились гнать животное в сторону стойбища, чтобы не пришлось далеко тащить тушу.
Хотя мужчинам этого делать и не приходилось. По традиции, дело охотника – убивать зверя, а вот разделывать и нести добычу домой – задача женщин. На них же возлагалась миссия разделать тушу без пролития крови, не нарушая целостности суставов, чтобы животное могло потом возродиться.
Как ясачный народ, то есть обязанный платить пушной налог в государственную казну, кеты последовательно выбили в районе своего обитания сначала соболя, потом бобра и горностая. В результате главной их целью стала белка, которую не гнушались пускать и в пищу. Она составляла 80–90% стоимости всей добываемой пушнины. Хороший стрелок за сезон добывал до 1 тыс. шкурок. Белка же была и главным расчётным средством при женитьбе. Отец невесты устанавливал выкуп от 300 до 700 шкурок, и вся родня помогала жениху набрать требуемое количество. Обряд сватовства начинался с подношения котла, набитого подарками. Его ставили перед входом в чум родителей невесты. Если утром посудина не была перевёрнута вверх дном, а подарки разбросаны вокруг, это означало, что свадьбе быть.
Замолчавшая песня
К сожалению, годы советской власти не лучшим образом сказались на судьбе этого народа. Бездумная уравниловка и распространение общих санитарных знаний плохо отразились на традиционном образе жизни кетов.
«Тундра – не место для ребенка» – вещали советские плакаты, нанося удар по самому важному в сохранении культуры, особенно малых народов – по молодёжи, – считает Наталья Ворошилова. – Оторванные от привычного уклада дети какое-то время сопротивлялись многомесячному «заточению» в интернаты. Многие сбегали и даже похищались родителями, но в итоге оказывались за школьной партой. Выучив русский язык, они поневоле начали забывать свой. Ведь на каком языке идёт повседневное общение, тот и становится главным. В результате мы имеем нынешнюю картину, когда родной речью владеют не более 150 человек из полутора тысяч. Да и те в массе своей старики, которые уходят быстрее, чем успевают передать свои знания».
Не так давно активистов, ратующих за восстановление культуры кетов, постигло настоящее горе. Ушёл из жизни последний охотник, умевший петь «личную песню» на родном языке. Личную песню родители дарят ребёнку при рождении. У неё абсолютно персональный мотив, а вот слова дополняются с течением жизни человека. Теперь и это совершенно уникальное искусство можно отнести к разряду утраченных…
Квашеная рыба с душком
«Глядя на блюда, которые предполагает традиционная кухня кетов, современные диетологи наверняка содрогнулись бы и даже не стали бы пытаться сосчитать количество калорий, – продолжает Наталья Ворошилова. – Между тем в них заключена многовековая мудрость этого народа».
Кеты традиционно жили в условиях сразу нескольких дефицитов – тепла, пищи и даже кухонного инвентаря. Поэтому еда должна была решать все три эти проблемы разом. Именно поэтому все блюда их кухни очень сытные и калорийные! Они включают огромное количество жира, чтобы человеку было тепло. На севере не так много съедобных животных и растений, поэтому на стол идут практически все их части. И, наконец, способы готовки и хранения пищи являются совсем неевропейскими. Впрочем, некоторые блюда можно встретить в самых изысканных ресторанах.
К примеру, всем известна строганина из рыбы и мяса, которую в Европе подадут за дикие деньги. Сушёную и вяленую рыбку вся Россия и сегодня перебирает в магазинах, выбирая, кому посуше, кому пожирнее. А вот квашеную рыбку вы купите вряд ли, хотя у кетов это и привычное блюдо. Для приготовления улов помещают в закрытую ёмкость без доступа воздуха (в мешок из шкур или в земляную яму, стенки которой обложены древесной корой) и под снег на пару месяцев. По прошествии указанного времени блюдо готово. Такую, «с душком», пищу легко и быстро переварить и усвоить северному организму, чей набор ферментов не такой мощный. А главное, соблюдено условие трёх дефицитов – тепло не потрачено, еда готова и легко переварится организмом, а свободный мешок всегда найдётся.
Рыба, мясо, рыбий жир, пресные лепёшки, ягоды, черемша и клубни сараны – вот, собственно, и вся кетская кулинария. Впрок заготавливали в основном рыбу – муку (порсу), вяленую (юколу), «варку» (вываренные в рыбьем жире рыба, икра и внутренности). Популярны были отвары трав, которые заменяли дорогой покупной чай. Любили также супы с бульонами, но это уже термальная обработка.
Кеты верили, что с помощью пищи можно получить свойство или качество его обладателя: съевший сердце глухаря станет осторожным, как птица; проглотивший (не жуя!) глаза медведя будет долговечным, как хозяин тайги. Кстати, голову медведя, лося, рыбу первого улова ели только мужчины.