Больше недели спасатели устраняют последствия аварии на Енисее: десятки тонн солярки попали в реку из буксира, пропоровшего брюхо о подводные скалы. Редакция krsk.aif.ru выяснила — удалось ли избежать экологической катастрофы, что произошла на Черном море в Анапе.
Сел на мель
Вечером 8 июня буксир-толкач «ОТ-2439», принадлежащий «Обь-Иртышскому речному пароходству», сел на мель в Казачинском районе, недалеко от деревни Порог в Красноярском крае. По разным оценкам, в воду попало от 15 до 30 тонн дизельного топлива из баков, поврежденных подводными скалами.
Как рассказал главный инженер «Енисейречтранс» Игорь Селивёров, экипаж попросту не вписался в поворот:
«Здесь везде скалы, не песок, если водитель не попал в габариты судового хода, то всё — пробился. Вот и наглядный пример. Скорости здесь большие, до 18 км/ч»
Эту же информацию подтвердил и глава Момотовского сельсовета Сергей Чащин, именно возле села Момотово и деревни Пискуновка в первые дни собралось огромное радужное пятно. Бывалые речники здесь всегда проходили без происшествий:
«Работники этого судна, как я понял, первый раз проходили этот участок. Это место очень обманчиво, старожилы говорят, что без опыта там делать нечего, это особенность наших казачинских порогов» — прокомментировал Сергей Чащин.

Как ликвидируют разлив
Ежедневно на акватории Енисея работают более сотни сотрудников, конкретно 16 июня— 133 человека — вместе с ними 46 единиц техники, сообщил глава Казачинского района Юрий Озерских. Спасатели распыляют из больших пушек сорбент, абсорбирующий солярку на водной поверхности и вдоль берегов. За сутки успели почистить еще 16 км береговой линии и 21 тысячу «квадратов» водной поверхности. Ранее в краевом МЧС сообщали о загрязнении 50 км береговой линии.
С воздуха за операцией наблюдают с беспилотников, а на глубине работают водолазы: они обследовали поврежденное судно, а также приварили металлический лист к пробоине. Из буксира насосами откачивают воду из носового отсека, чтобы вернуть плавучесть. Поврежденное судно собираются отбуксировать в ремонтный док в посёлке Подтесово в Енисейском районе. Дизельное пятно сдерживают боновыми заграждениями: всего специалисты расположили пять рубежей непосредственно на месте аварии и далее по течению реки.

Как сообщили krsk.aif.ru в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре, судно 1987 года, потерпевшее крушение, по документам было технически исправно и готово к плаванию.
Последствия для экологии
По официальным данным, люди и животные в результате аварии не пострадали. Как рассказал krsk.aif.ru представитель центра охраны дикой природы «Инстинкт», волонтеры нашли лишь несколько тушек загрязненных соляркой утят и лягушек, но сейчас в центре пострадавших животных нет:
«Пятно уже ушло далеко вниз по Енисею, что там происходит пока неизвестно. Мы периметр от порогов до Галанино обследовали, но там не везде есть возможность обследовать берег, места малонаселенные, да и медведь гуляет — работать там небезопасно. Тяжелее пришлось людям из Пискуновки и Момотово, там жители буквально пропитались солярой, дышать невозможно» — прокомментировал волонтер «Инстинкта» Игорь Батанин.

Глава Момотовского сельсовета Сергей Чащин сообщил, что авария не угрожает жителям сел и домашнему скоту: сельчане пользуются грунтовой водой из скважин, а рыбаков предостерегли от рыбалки с берега. В целом до 21 июня в регионе действует запрет на вылов рыбы из Енисея из-за нереста. Конкретно на том месте в Енисее водится хариус и щука.
«В безветрие действительно стоял резкий запах, но как главе сельсовета мне не поступало жалоб от жителей на плохое самочувствие» — рассказал Сергей Чащин.
Руководитель ассоциации экологических расследований, эколог Сергей Михайлюта, рассказал krsk.aif.ru, что несмотря на хрупкость экологии северных территорий, ущерб можно минимизировать, если быстро приступить к очистке.
«Здесь прироохранные ведомства довольно быстро среагировали, концентрация дизтоплива в воде не столь значительна. Но собрать все загрязнения будет довольно сложно, на это потребуется время»
Сейчас использованный сорбент собирают на берегу Енисея в герметичных бочках. Емкости погрузят на баржу и доставят к специализированной организации, которая займется сепарацией отходов. Воду с нефтепродуктами из бонового заграждения вокруг затонувшего корабля перекачивают в судовые емкости корабля «Эколог-1», который доставит их в Ермолаево на переработку. По предварительной информации, расходы за утилизацию отходов возьмет на себя собственник пострадавшего судна, рассказал krsk.aif.ru глава администрации Казачинского район Юрий Озерских.

Кто ответит?
Чрезвычайной ситуацией на Енисее заинтересовался председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин: он поручил возбудить дело по ст. 263 и 247 УК РФ (нарушение правил безопасности движения водного транспорта и обращения с экологически опасными веществами).
Ущерб красноярской экологии все еще подсчитывает Западно-Сибирская транспортная прокуратура, пока в ведомстве не готовы назвать даже предварительные цифры.
Корреспондент krsk.aif.ru связался с собственником буксира — тюменским ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство». В компании затруднились дать комментарий, аргументируя тем, что все руководство находится в Красноярском крае. Дать контактные данные представителей компании на месте аварии в дирекции отказались.