Аргументы и Факты
krsk.aif.ru
Красноярск
Аргументы и Факты
krsk.aif.ru
Красноярск
(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
410

«Щука и солярка». Как Енисей спасают от разлива дизтоплива

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 24. «АиФ на Енисее» 10/06/2025
Авария произошла еще 8 июня
Авария произошла еще 8 июня / Юрий Озерских / Telegram-канал Юрия Озерских

Больше недели спасатели устраняют последствия аварии на Енисее: десятки тонн солярки попали в реку из буксира, пропоровшего брюхо о подводные скалы. Редакция krsk.aif.ru выяснила — удалось ли избежать экологической катастрофы, что произошла на Черном море в Анапе.

Сел на мель

Вечером 8 июня буксир-толкач «ОТ-2439», принадлежащий «Обь-Иртышскому речному пароходству», сел на мель в Казачинском районе, недалеко от деревни Порог в Красноярском крае. По разным оценкам, в воду попало от 15 до 30 тонн дизельного топлива из баков, поврежденных подводными скалами.

Как рассказал главный инженер «Енисейречтранс» Игорь Селивёров, экипаж попросту не вписался в поворот:

«Здесь везде скалы, не песок, если водитель не попал в габариты судового хода, то всё — пробился. Вот и наглядный пример. Скорости здесь большие, до 18 км/ч»

Эту же информацию подтвердил и глава Момотовского сельсовета Сергей Чащин, именно возле села Момотово и деревни Пискуновка в первые дни собралось огромное радужное пятно. Бывалые речники здесь всегда проходили без происшествий:

«Работники этого судна, как я понял, первый раз проходили этот участок. Это место очень обманчиво, старожилы говорят, что без опыта там делать нечего, это особенность наших казачинских порогов» — прокомментировал Сергей Чащин.

Судно зацепилось за скалы на крутом повороте.
Судно зацепилось за скалы на крутом повороте. Фото: АиФ/ Марина Черных

Как ликвидируют разлив

Ежедневно на акватории Енисея работают более сотни сотрудников, конкретно 16 июня— 133 человека — вместе с ними 46 единиц техники, сообщил глава Казачинского района Юрий Озерских. Спасатели распыляют из больших пушек сорбент, абсорбирующий солярку на водной поверхности и вдоль берегов. За сутки успели почистить еще 16 км береговой линии и 21 тысячу «квадратов» водной поверхности. Ранее в краевом МЧС сообщали о загрязнении 50 км береговой линии.

С воздуха за операцией наблюдают с беспилотников, а на глубине работают водолазы: они обследовали поврежденное судно, а также приварили металлический лист к пробоине. Из буксира насосами откачивают воду из носового отсека, чтобы вернуть плавучесть. Поврежденное судно собираются отбуксировать в ремонтный док в посёлке Подтесово в Енисейском районе. Дизельное пятно сдерживают боновыми заграждениями: всего специалисты расположили пять рубежей непосредственно на месте аварии и далее по течению реки.

Из буксира откачивают воду, чтобы сплавить его до ремонтного дока.
Из буксира откачивают воду, чтобы сплавить его до ремонтного дока. Фото: Telegram-канал Юрия Озерских/ Юрий Озерских

Как сообщили krsk.aif.ru в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре, судно 1987 года, потерпевшее крушение, по документам было технически исправно и готово к плаванию.

Последствия для экологии

По официальным данным, люди и животные в результате аварии не пострадали. Как рассказал krsk.aif.ru представитель центра охраны дикой природы «Инстинкт», волонтеры нашли лишь несколько тушек загрязненных соляркой утят и лягушек, но сейчас в центре пострадавших животных нет:

«Пятно уже ушло далеко вниз по Енисею, что там происходит пока неизвестно. Мы периметр от порогов до Галанино обследовали, но там не везде есть возможность обследовать берег, места малонаселенные, да и медведь гуляет — работать там небезопасно. Тяжелее пришлось людям из Пискуновки и Момотово, там жители буквально пропитались солярой, дышать невозможно» — прокомментировал волонтер «Инстинкта» Игорь Батанин.

Топливное пятно сдерживают пятью ярусами боновых ограждений.
Топливное пятно сдерживают пятью ярусами боновых ограждений. Фото: Telegram-канал Юрия Озерских/ Юрий Озерских

Глава Момотовского сельсовета Сергей Чащин сообщил, что авария не угрожает жителям сел и домашнему скоту: сельчане пользуются грунтовой водой из скважин, а рыбаков предостерегли от рыбалки с берега. В целом до 21 июня в регионе действует запрет на вылов рыбы из Енисея из-за нереста. Конкретно на том месте в Енисее водится хариус и щука.

«В безветрие действительно стоял резкий запах, но как главе сельсовета мне не поступало жалоб от жителей на плохое самочувствие» — рассказал Сергей Чащин.

Руководитель ассоциации экологических расследований, эколог Сергей Михайлюта, рассказал krsk.aif.ru, что несмотря на хрупкость экологии северных территорий, ущерб можно минимизировать, если быстро приступить к очистке.

«Здесь прироохранные ведомства довольно быстро среагировали, концентрация дизтоплива в воде не столь значительна. Но собрать все загрязнения будет довольно сложно, на это потребуется время»

Сейчас использованный сорбент собирают на берегу Енисея в герметичных бочках. Емкости погрузят на баржу и доставят к специализированной организации, которая займется сепарацией отходов. Воду с нефтепродуктами из бонового заграждения вокруг затонувшего корабля перекачивают в судовые емкости корабля «Эколог-1», который доставит их в Ермолаево на переработку. По предварительной информации, расходы за утилизацию отходов возьмет на себя собственник пострадавшего судна, рассказал krsk.aif.ru глава администрации Казачинского район Юрий Озерских.

Биоразлагаемый сорбент собирают в герметичных бочках на берегу реки.
Биоразлагаемый сорбент собирают в герметичных бочках на берегу реки. Фото: Telegram-канал Юрия Озерских/ Юрий Озерских

Кто ответит?

Чрезвычайной ситуацией на Енисее заинтересовался председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин: он поручил возбудить дело по ст. 263 и 247 УК РФ (нарушение правил безопасности движения водного транспорта и обращения с экологически опасными веществами).

Ущерб красноярской экологии все еще подсчитывает Западно-Сибирская транспортная прокуратура, пока в ведомстве не готовы назвать даже предварительные цифры.

Корреспондент krsk.aif.ru связался с собственником буксира — тюменским ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство». В компании затруднились дать комментарий, аргументируя тем, что все руководство находится в Красноярском крае. Дать контактные данные представителей компании на месте аварии в дирекции отказались.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах