Ежедневно в мире в авариях гибнут 3,5 тыс. человек. Россия занимает третье место по количеству жертв на дорогах. Проблема безопасности всё больше тревожит общественность. К сожалению, не всегда человек, севший за руль, понимает, какую ответственность он несёт. Почему на дорогах продолжают гибнуть люди, выяснял корреспондент «АиФ-Красноярск».
Путь в один конец
Ситуация на дорогах края настораживает. Только за последнюю неделю в регионе произошло несколько смертельных ДТП.
На трассе Назарово - Красная поляна в результате аварии погибли две девушки - 22 и 26 лет. Honda, за рулём которой находилась 22-летняя девушка, выехала на полосу встречного движения. Водитель «Мерседеса», чтобы избежать столкновения, вывернул на обочину, а двигавшийся следом на «Мазде» среагировать не успел.
В Иланском районе водитель автомобиля «Газ», выехав на встречную полосу (по предварительной версии, уснул за рулём), совершил столкновение с двумя машинами - сначала с «Ниссаном», а затем с «Тойотой». В результате аварии погибли 47-летняя водитель «Тойоты», а также три находившихся в машине пассажира - 53-летняя женщина и два ребёнка - 6 и 9 лет.
Катание по Красноярску закончилось печально для двух студентов - 18 и 19 лет. Водитель автомобиля Mazda Familia не справился с управлением и врезался в столб. Чтобы достать пострадавших, пришлось распиливать кузов искорёженной машины.
Кривая ползёт вверх
Ежедневно на дорогах края происходят аварии, разные по серьёзности, травматизму и причинам. И кривая роста вновь ползёт вверх. Проблему безопасности на дорогах недавно обсудили на заседании Общественного совета при Красноярской митрополии.
«Только за пять месяцев 2019 года произошло 1208 ДТП, в которых 1438 человек получили разные травмы, 130 - погибли. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 4,5%, погибших - на 9%, травмированных - на 8,3%», - привёл печальную статистику начальник УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Алексей Членов.
Среди причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, он назвал несоблюдение водителями правил дорожного движения, превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу. Естественно, на количестве аварий в этом году сказались и погодные условия - тёплая бесснежная зима, а также состояние дорог. Но есть и социальная составляющая статистики.
К сожалению, в крае зафиксированы аварии с летальным исходом и на межпоселенческих дорогах. Если в прошлом году было одно такое ДТП, то в этом - уже 8. Причину Алексей Членов видит в придорожных кафе, куда отправляются любители выпить, когда в деревне закрываются все магазины, а по возвращении домой нередко становятся участниками ДТП.
«Бывали случаи, когда, употребив алкоголь в придорожных торговых точках, люди просто ложились на проезжую часть и спали. А скорость за городом - 90 км/ч, водитель не видит препятствие, поскольку человек лежит на дороге в тёмной одежде, без светоотражающих элементов. Происходит наезд. Считаю, надо ограничить продажу спиртных напитков в заведениях, которые находятся в придорожной полосе».
Красная зона
В рейтинге безопасности российских дорог Красноярский край занял 46-е место из 50. Исследования проводил межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог». В рейтинг вошли субъекты РФ с населением более 1 млн человек. Главными критериями оценки стали количество ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий, число раненых и погибших в таких авариях, протяжённость автодорог региона и размер автопарка.
Красноярский край вновь вошёл в красную зону регионов с наиболее опасными дорогами. За прошлый год здесь произошли 3563 аварии. В них погибли 185 человек и 4189 получили травмы. Протяжённость дорог в регионе - 32 524 км, обеспеченность автомобилями составляет 410 штук на 1 тыс. человек, живущих в регионе.
Директор Красноярского центра стандартизации и метрологии Василий Моргун затронул ещё одну серьёзную тему - о связи ДТП с качеством дорожного покрытия. «В течение 20 лет сдача и приёмка дорог в крае ведётся без участия независимых экспертов. Потом приходит Следственный комитет, прокуратура, другие силовые органы… Вот недавно задержали руководителя компетентной лаборатории за крупную взятку. 140-миллиардный контракт, и за 140 тыс. подписывается протокол приёмки дороги. И эта ситуация повторяется из года в год.
Сюда нужно отнести бордюрный камень, который крошится через год. Причём в тех местах, где не осуществляется никаких дорожных нагрузок, просто он рассыпается сам, от своего веса. Это вопросы качества. Я не понимаю, почему они не решаются в соответствии с элементарными нормами приёма подрядных работ».
И второй серьёзный вопрос, который поднял эксперт: почему на территории Красноярского края в условиях резко континентального климата, суровой зимы действуют европейские стандарты содержания дорог? И предложил разработать изменения в специальные Госты для эксплуатации дорог в условиях Сибири.
«Пьяные» ДТП
Каждый год в нашей стране по вине пьяных водителей в авариях погибают более 4 тыс. человек, свыше 20 тыс. становятся инвалидами. Совсем недавно Госдума рассмотрела изменения в закон, предусматривающий санкции за ДТП в пьяном виде.
«Фактически наказание становится таким же, как за умышленное убийство в случае смерти, - до 15 лет лишения свободы. Но победить эту проблему только ужесточением закона и наказаниями, видимо, не удастся, - говорит депутат Государственной думы Виктор Зубарев. - Это касается всех. Дорога должна быть не объектом повышенной опасности, а местом мирного существования водителей и пешеходов. Но проблемы в этой сфере очевидны. Низкая культура вождения, нехватка знаний в сфере ПДД, наглость отдельных участников дорожного движения приводят к печальным последствиям. Необходимо разработать конкретные мероприятия по улучшению ситуации на дорогах края. Помимо усиления ответственности за «пьяные» ДТП нужны профилактические меры, которые были бы понятны каждому. Обучение навыкам поведения на дорогах и пешеходных переходах, начиная с детского сада. Все предложения, а их было немало, будем изучать в Госдуме, с возможной передачей лучших наработок профильному комитету парламента».
Упор на профилактику и воспитательные моменты как в школе, так и в семье сделала и главный специалист отдела общего министерства образования края Олеся Крутень. «Есть программы, по которым детей учат правилам дорожного движения, но есть и проблемы. Не первый год говорится о создании детского автогородка, который помог бы для них создать условия, приближенные к реальным. Есть даже инвестор, но не могут найти в городе даже клочка земли под него. Затронули тему и оснащения детских садов и школ необходимыми атрибутами дорожного движения, чтобы дети могли моделировать различные ситуации на дорогах и изучать правила дорожного движения».
Участники совета подняли вопрос и о других участниках дорожного движения - велосипедистах, подростках на самокатах, которые катаются без присмотра взрослых, и их на наших дорогах становится всё больше. И пришли к выводу, что одним ужесточением наказания ситуацию на дорогах не изменить, если не изменится отношение к безопасности всех участников дорожного движения - и водителей, и пешеходов.
«Считаю, решение об ужесточении законодательства назрело давно, - говорит депутат Государственной думы Пётр Пимашков. - Видеть, как по вине пьяных водителей гибнут люди, независимо от возраста, и ничего не делать нельзя. Пьяный за рулём - это преступление. И оно должно караться по самым серьёзным меркам. Об этом давно шёл разговор. Полностью поддерживаю законопроект, который предусматривает конфискацию автомобиля, если водитель в пьяном виде сел за руль. А ведь есть и такие, которых по 10-15 раз ловят пьяными за рулём. Это уже вседозволенность и безнаказанность. А если по вине пьяного водителя погибли двое и более человек, то максимальный срок лишения свободы составит 15 лет. Люди должны отвечать за свои поступки».