Цены на бензин стремительно растут в последнее время. Напрмиер, только Красноярске за две недели на сети заправках КНП (51% акций которого принадлежит правительству края) все марки топлива подорожали больше чем на рубль, по другим сетям и того больше. С чем связан такой рост, как дальше будет развиваться ситуация с ценами на топливо в России, и что нужно, чтобы стабилизировать стоимость, рассказал председатель Союза независимых АЗС Красноярского края и руководитель одной из сети заправок Михаил Кичайкин.
В чём причина?
«О том, что цены на топливо вырастут, правительство страны предупреждало ещё в конце прошлого года. Одна из причин - изменение так называемого «демпферного механизма» - налогового правила, благодаря которому производители бензина получали дотации из бюджета, если они удерживают отпускные цены на относительно низком уровне.
Механизм был введен в 2019 году, чтобы ограничить бесконтрольный рост цен и притормозить нефтяников, отгружающих большую часть продукции на экспорт. Размер выплат привязали к экспортным ценам. То есть, чем ниже была цена на внутреннем рынке относительно экспорта, тем больше денег получали нефтяники из бюджета. Эта мера привела в итоге к стабилизации рынка и долгому периоду без роста розничных цен», - рассказывает эксперт.Но из-за событий в стране в 2022 году, когда экспорт практически прекратился, правительство решило сократить выплаты нефтяникам, поэтому им стало выгоднее грузить продукцию внутрь страны. Многие даже думали, что цена на топливо снизится, но этого не произошло, хорошо, что осталась примерно на одном уровне. Однако продолжалось такое счастье недолго. Нефтяные компании нашли новые рынки сбыта и теперь их практически ничего не ограничивает в желании продавать российский бензин за границу. И в 2023 года объемы экспорта нефтепродуктов из России не только вернулись на прежний уровень, но и существенно его превысили, поскольку это выгоднее, чем торговать в своей стране. В результате возник дефицит топлива на внутреннем рынке.
Вторым фактором, влияющим на рост цен, по мнению Кичайкина, стал массовый ремонт нефтеперерабатывающих заводов.
«Весной этого года большинство крупных заводов начали планово и одновременно, останавливаться для технических работ. В последние годы ремонты откладывались из-за пандемии и прочих факторов. И вот, пришло время ремонтироваться всем и сразу».
Так, Красноярский край особенно болезненно ощутил ремонт одного из НПЗ, который начался еще в мае и на сегодняшний день еще не закончен. При этом правительству нефтяники отчитываются о росте производства, по сравнению с прошлым годом, на 5%. Однако, говорит эксперт, о том, что отгрузки на внутренний рынок к июню сократились более чем на 30%, замалчиваются.
Что будет дальше?
По данным Росстата, цена бензина на АЗС в мае выросла на 1% по сравнению с апрелем, а также с маем прошлого года. Однако у автозаправщиков другая статистика.
«С мая оптовая цена бензина АИ-92 выросла более чем на 20%, достигнув уровня 63 тыс. рублей за тонну. АИ-95 подорожал на 33%, достигнув немыслимой отметки в почти 75 тыс. рублей за тонну, - продолжает эксперт. - Для автовладельцев, это примерно 46,3 за литр 92 бензина и 54,8 за литр 95. И это только закупочные цены. При этом, у каждой АЗС есть затраты на транспортировку, электричество, зарплату операторов и налоги. Эти затраты, в зависимости от конкретной заправки, составляют от 4 до 8 рублей за литр.
Получается, что сейчас АЗС уже торгуют в огромный минус. Но у каждой заправки есть определенный запас топлива, приобретенный по более низкой цене, позволяющий «сглаживать» резкий рост оптовых цен и повышать свои цены постепенно.
Но, к сожалению, эти запасы не бесконечны и к концу июня они практически подошли к концу на всех АЗС края и страны».
Выросшие цены на оптовом рынке на бирже больше затронут независимые АЗС. Им придётся повышать цены в рознице, что может привести к оттоку клиентов и убыткам. Крупные нефтяные компании, которые являются производителями и нефтеперерабатывающими предприятиями, в первую очередь будут отгружать бензин на свои АЗС. Соответственно, на биржу пойдут остатки. В результате цены на бензин у них будут ниже, чем у мелких компаний.
Если ситуация с экспортом продолжится, то прогнозировать, к чему она приведет, сложно. Есть надежда на прекращение роста цен к осени этого года, поскольку ремонты НПЗ должны завершиться, а сезонный спрос на топливо пойдёт на спад. Но до осени надо еще дожить.
«Для снижения цен нужно принимать меры по экспорту либо возврату демпферного механизма, но это негативно скажется на наполнении бюджета и вряд ли произойдет в этом году», - говорит эксперт.
Между тем, по данным krsk.aif.ru было решено вернуться к идее с квотами. Месяц назад таких планов не было: говорили, что не планируется вводить запрет на экспорт и будет лишь рекомендация снизить его объёмы. Сейчас есть проект решения, суть которого сводится пока только к директиве по размерам поставок на внутренний рынок и за рубеж. Всё это должно снизить внутрироссийские цены. Но правда в том, что для конечного потребителя стоимость литра бензина практически никогда не опускается ниже, чем была.