Недалеко от посёлка Высокогорский Енисейского района начали строить мост. Этого события ждали не один десяток лет. Мост не просто соединит населённые пункты правобережья Енисея с «большой землёй», но и даст начало развитию и освоению северных территорий.
Старт строительства дали торжественным открытием памятной стелы. На мероприятие приехал губернатор Александр Усс, члены краевого правительства, депутаты, промышленники…
Долгожданный проект
О необходимости моста в этом районе говорили ещё с тех времён, когда планировали Среднеенисейскую ГЭС. Условия изменились, ГЭС так и не построили, но сомнений в том, что переправа нужна, не было. Тем более что в районе п. Высокогорский Енисей имеет самое узкое место, и возведение мостовой переправы здесь экономически выгодней всего.
Доставка грузов к предприятиям, находящимся на той стороне Енисея, в настоящее время сильно зависит от сезона. Поэтому, например, золотодобывающее предприятие «Полюс Красноярск» вынуждено было построить в Лесосибирске большую логистическо-производственную базу, чтобы иметь запас грузов и материалов. С появлением автомобильного моста всё необходимое на производство будет доставляться достаточно оперативно. Главное, что он даст производству, – стабильность.
«Для нас строительство моста – долгожданный проект. Он очень нужен как для производства, так и в целом для Енисейского района, где живут и работают наши сотрудники, – говорит директор по работе с государственными органами АО «Полюс-Красноярск» Никита Смирнов. – Не секрет, что переправа через Енисей в этом месте часто сопряжена с природными условиями, и это делает жизнь простых людей очень сложной. Мы действительно радуемся, что Высокогорский мост начал строиться. И благодарны губернатору и правительству края, что им удалось добиться реализации этого проекта».
В том, что новая переправа станет первым крупным инфраструктурным объектом промышленного развития Ангаро-Енисейского экономического района, нет сомнений. Мост позволит освоить новые месторождения полезных ископаемых и начать развитие дорожной сети правобережья Енисея и Ангары.
«Для нашего предприятия, у которого половина рудных дел на правом берегу Ангары, этот мост не что иное, как «Мечты сбываются!». К нему потянутся транспортные артерии. Раздолинск будет соединён с «большой землёй». А Раздолинский рудный узел – это и Удерейская рудная зона, и Ангаро-Питская... Это огромная перспектива как для самого предприятия, для региона, так и для Мотыгинского района. Теперь нет никаких сомнений, что наши партнёры, акционеры будут развивать эту зону, вкладывая в неё миллиарды. Сейчас мы понимаем, что первый камень заложен. И сегодня мост – это уже не просто план, а абсолютная реальность. Значит, и наши проекты тоже вполне реальны. Среди них строительство подземного рудника на Боголюбовском месторождении, развитие фабрики на Удерейском участке, создание мини-производства на участке «Бабушкина гора». Сейчас мы все эти проекты форсируем. И если планировали приступать к проектированию через пять лет, то теперь, как минимум, на два года приблизим сроки», – делится планами председатель совета директоров ГМК «Сплав» Владимир Гуриев (в состав компании входит «Гурьевский ГОК», «Новоангарский ГОК» и АО «Боголюбовское»).
И никаких зимников!
С появлением моста коммерческая скорость доставки грузов на дистанции от Енисейска до посёлка Северо-Енисейский возрастет в 3–4 раза. Сейчас в районе посёлка Высокогорский через Енисей летом ходит паром, а зимой работает ледовая переправа. При этом скорость движения по зимнику не превышает 20–25 км/в час. Новый мост обеспечит устойчивую круглогодичную транспортную связь между центральными районами края и Северо-Енисейским районом, который даёт 25% общероссийской и почти 80% краевой золотодобычи.
Но для жителей районов важно не только это. Хотя, безусловно, рывок в экономике – это и рабочие места, и развитие социальной инфраструктуры, и налоговые отчисления… Мост также решит и важнейшую дорожную задачу – разгрузит ежегодно нарастающий транспортный поток ближайших городов. Жители Енисейска и Лесосибирска давно мечтали, чтобы для грузовых тоннажных машин появился обход. И вот-вот это свершится. Также Высокогорский мост избавит наших северян от множества бытовых проблем. Только представьте, чего стоит жителям правобережья Енисея собрать детей в школу! А студентам добраться из Красноярска домой на каникулы? А цены на товары в магазинах? Они тоже зависят от непростых условий доставки.
Мост поможет наладить круглогодичные внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также свяжет 17 правобережных населённых пунктов – от посёлка Высокогорский до посёлка Северо-Енисейский, где живут более 13 тыс. человек. Новая магистраль избавит и от вынужденных работ по ежегодному созданию и эксплуатации зимников.
Надёжный строитель
Именно поэтому практически любая предвыборная кампания для жителей Енисейского и Мотыгинского районов так или иначе касалась строительства этого моста.
«Осуществить этот проект получилось только у Александра Викторовича. Жители Енисейского района ждали этот мост десятилетиями и благодарны губернатору. Значимость этой стройки невозможно переоценить! Все понимают, что это не просто мост: переправы ведь не строятся из ниоткуда в никуда. Это мощный толчок развития правобережья района, что для нас особенно важно. Я уже не говорю про множество региональных аспектов, развитию которых мост будет способствовать», – рассказывает глава Енисейского района Александр Кулешов.
Кстати, о необходимости развития транспортной сети северных приенисейских и приангарских территорий Александр Усс говорил еще в своей программе 2002 года «Семь мостов в будущее».
На сегодняшний день посредством конкурсных процедур определён генподрядчик строительства моста. Это неоднократно зарекомендовавшая себя на рынке страны компания «Мостострой 11». На её счету такие крупные объекты, как мосты в Крыму и на Дальнем Востоке. Сегодня есть полная уверенность, что Высокогорский мост будет построен в срок, и в 2023 году, а может быть, и досрочно, по нему пройдут первые машины.