Сибирь всегда была и остаётся макрорегионом, где основную роль в развитии территории играют промышленные предприятия. А им нужны свои условия для движения вперёд. Например, выход на новые рынки, поскольку именно сбыт определяет развитие компаний и экономики как Красноярского края и Сибири, так и России в целом.
Об этом говорили участники КЭФ-2023 во время сессии «Глобальный ТЛК. Трансформация мировых транспортно-логистических коридоров и развитие инфраструктуры». Сейчас эта сфера переживает эпоху трансформации.
Сессия состоялась в гибридном формате с привлечением к обсуждению проблем и решений транспортно-логического комплекса страны представителей органов власти России и Монголии, промышленных, логистических компаний, финансовых институтов, общественных организаций и независимых экспертов.
Азиатская повестка
Поворот российской экономики на Восток, который стал на Красноярском экономическом форуме магистральной темой наряду с развитием Сибири и международным сотрудничеством, поможет выстроить новые пути. Но в условиях новой геополитики для увеличения объёмов внешней торговли необходимо наращивать пропускную транспортную возможность на территории России, включая сибирские регионы.
Азия, где сейчас проживают более 4 млрд человек с ежегодным приростом населения в 100 млн, является для российских промышленных компаний «благодатным рынком сбыта, подчеркнула в ходе дискуссии вице-президент компании РУСАЛ Елена Безденежных.
«Наша компания в 2022 году столкнулась не только с проблемой отгрузки готовой продукции, но и с трудностями по доставке сырья. Разведанные запасы глинозёма в Сибири недостаточны, к сожалению. Для постоянного производства алюминия необходим стабильный завоз сырья через северо-западную часть страны, через Мурманск и Санкт-Петербург. Но все мы знаем, что железная дорога перегружена. А отсутствие полной электрификации БАМа говорит о том, что и эту дорогу мы не можем использовать в полном объёме», – уточнила Елена Безденежных.
Железная дорога перегружена, и вопрос не в том, что нуждается в приоритете – стратегические виды топлива, лесной продукции, сырьё для алюминия или завоз в населённые пункты продуктов питания, а в том, что возросшие объёмы грузоперевозок создают дополнительную нагрузку на логистику.
«Мы действительно начали изучать, что нужно предпринять для улучшения транспортно-логистического комплекса. Чтобы расширить коридоры, нужно не ждать проектов вроде «Транссиб 2.0», о котором так долго говорили, или провести полную электрификацию БАМа. Вместо этого следует обратить внимание на улучшение существующего транспортного коридора. Это сделать можно легче и быстрее, – считает эксперт. – Формат – привлечение частного капитала на условиях концессионных соглашений с дружественными странами для строительства отдельных участков дороги, что позволит нам перенаправить грузопотоки и пустить их в страны Азии. Речь идёт о странах, заинтересованных в экспорте из России, – Китае и Монголии прежде всего».
Елена Безденежных пояснила, что нужно расширять узкие места, отдельные участки железной дороги и строить логистические переходы. Они создадут повышенную связанность и обеспечат высокую проходимость грузов. Это позволит пустить грузы с Запада на Восток по разным ниткам железнодорожных путей.
«Мы сможем избежать пробок за счёт новых подходов в международном сотрудничестве по транспорту. Тем более что в России есть успешный пример международного строительства Восточного полигона», – указала Елена Безденежных.
Это сложно выполнить, но если объединить усилия двух сторон – международного и российского бизнеса, то возможно реализовать точечные проекты быстрее и проще. Ранее формат концессионных соглашений применялся в железнодорожной отрасли нечасто, но сейчас это может стать хорошим выходом из транспортного коллапса.
Транспортный коридор
О частно-государственном партнёрстве для решения транспортных проблем Енисейской Сибири и России высказался и депутат Госдумы РФ от Красноярского края Виктор Зубарев. По его словам, транссибирская магистраль стала «узким горлышком» для поставки российских товаров и на Восток, и в страны Юго-Восточной Азии в частности. Поэтому в условиях новой геополитики нужно ставить в приоритеты Транспортной стратегии страны до 2035 года развитие логистики на Восток в 3–6-летний бюджетный период.
И эффективным форматом может стать как раз частно-государственное партнёрство, а не только опора на бюджетные средства, подчеркнул депутат. Он упомянул передовой опыт Монголии, которая прокладывает магистрали в Тыву, что позволит улучшить экономические показатели международного товарообмена.
Кадры для экономики Сибири
Логистика в Сибири и в восточном направлении должна активно развиваться, быть не хуже, чем на западе России, пришли к единому мнению участники сессии. Необходимо динамичнее подтягивать развитие транспортных узлов и хабов, ускорять строительство второго Транссиба. Для развития поставок алюминия внутри страны нужны широкие транспортные коридоры.
Также участники дискуссии отметили, что нужны обновлённые проекты для модернизации социальной инфраструктуры, формирования качественных условий жизни в Сибири. Без этого невозможно удержать кадры и развивать города.
Логистические решения станут драйвером роста и для улучшения социальных условий жизни людей в Сибири. Чтобы повысить привлекательность региона для жизни и привлечь новые кадры для предприятий, требуется повышать транспортную доступность.
«У нас часто говорят о Сибири: малодоступные регионы. Но труднодоступных регионов не существует, когда есть хорошая транспортная составляющая, аэропорты и дороги. Надо расшивать транспортные развязки в Сибири, Ангаро-Енисейском кластере, чтобы наши люди могли за пять часов долететь до центра страны или оперативно получить нужные им товары», – подчеркнула Елена Безденежных. Иными словами, успех в решении транспортных проблем напрямую сказывается на благополучии социальной сферы.
По итогам КЭФ-2023 зампред правительства региона Сергей Верещагин отметил: «Красноярский край готов возглавить российский тренд по развороту на Восток. Здесь находится не только центр Сибири, но и России, как с географической, так и с экономической точки зрения. Регион занимает огромную территорию, здесь сосредоточены богатейшие природные ресурсы и проходят основные логистические маршруты. Поэтому мы имеем все предпосылки, чтобы стать двигателем вектора на Восток».