Под главной площадью Красноярска снова гудит земля. Это запустили в работу пятый по счёту тоннелепроходческий комплекс — теперь «Ирина» наравне с «Анастасией» будет прокладывать здесь подземку. Новый щит должен прорыть второй перегонный тоннель между станциями «Площадь Революции» и «Вокзальная».
На запуске комплекса присутствовали губернатор Михаил Котюков, первый замминистра строительства и ЖКХ России Александр Ломакин и даже режиссёр Фёдор Бондарчук. Какой путь предстоит пройти «Ирине» и почему этот перегон один из самых сложных?
Символизм истории и современное оборудование
Губернатор Михаил Котюков во время запуска тоннелепроходческого комплекса отметил, что первый ковш земли в честь начала строительства метро в Красноярске вырыли почти 30 лет назад, в октябре 1995 года. «Это произошло не на площади Революции, а чуть дальше, на улице Ладо Кецховели. Позже работы начались и здесь. И сегодня на площади Революции начал работу пятый тоннелепроходческий комплекс, завершается монтаж шестой машины», — подчеркнул символичность момента Михаил Котюков.
Эти слова — не просто экскурс в историю. Это дань уважения тем, кто начинал этот путь, и констатация факта: сегодня у проекта есть всё, чтобы довести его до конца, — политическая воля, федеральная поддержка и самые современные технологии. Важность стройки для всей страны отметил и первый заместитель министра строительства и ЖКХ России Александр Ломакин, присутствовавший на церемонии. «За счёт кредитных средств из федерального бюджета в регионах реализуется достаточно большое количество объектов, связанных с развитием инфраструктуры, в том числе и транспортной. Один из таких объектов — метротрамвай — строится в столице Красноярского края. Работы здесь ведутся с применением российских технологий, материалов, оборудования и новых современных инженерных решений. Кроме того, вагоны метротрама также отечественного производства. Внутреннее оформление станций будет иметь свои архитектурные особенности, связанные с историей и культурой края», — заявил он.

Герои под землёй и на экране
Каждый тоннелепроходческий щит — это, по сути, мобильный завод, медленно ползущий под землёй. По красивой традиции метростроевцев этим стальным гигантам дают женские имена. Тоннелепроходческий комплекс «Ирина» назван в честь Ирины Гусенцовой. Эта женщина была шахтёром Артёмовского рудника, расположенного в Курагинском районе Красноярского края. Всю войну и после неё она работала в забое на буровом станке, а в 1960 году получила звание Героя Социалистического Труда. Теперь «Ирине» предстоит преодолеть 1255 м на глубине до 16 м. Ожидается, что комплекс пройдёт путь за полгода. Средняя скорость щита составит 250 м в месяц.
Неожиданным гостем стройплощадки стал известный российский режиссёр Фёдор Бондарчук. Он не только своими глазами увидел запуск «Ирины», но и, возможно, нашёл здесь вдохновение для нового фильма. «Самое главное — мне удалось пообщаться с людьми, с метростроевцами, послушать их истории и истории их семей. У многих родители строили тоннели Байкало-Амурской магистрали. Каждая из этих историй достойна экранизации. Я понимаю, что это большое событие не только для города, но и для всей страны», — поделился впечатлениями режиссёр.

Сложный грунт не помеха
«Ирина» будет работать параллельно с ТПМК «Анастасия», который в августе начал проходку левого тоннеля на этом же участке. Специалисты субподрядчика признают: этот перегон — один из самых сложных. «Практически вся трасса проходит через гравийно-галечниковый грунт с песчано-глинистым заполнителем. На основе наработанного за 50-летнюю историю компании опыта сформирован комплекс мероприятий, который позволит на этом участке выполнить подземные работы качественно и безопасно», — сообщил руководитель ОП «Красноярск» АО «Бамтоннельстрой-Мост» Константин Пономаренко.
Стройка по всему городу
В конце августа проект преодолел ещё один важный рубеж. Главгосэкспертиза России выдала последнее положительное заключение на работы по проходке, что означает: строители могут вести строительство на всей трассе.
Тем временем на привокзальной площади завершается монтаж шестого, последнего гиганта — ТПМК «Валентина». Вскоре он начнёт движение по своему участку – от «Вокзальной» в сторону «Улицы Копылова».

Инженерный прорыв на глубине 15 этажей
Но строительство метро – это не только прокладка тоннелей. Порой самые впечатляющие инженерные решения рождаются при создании станций, особенно в условиях плотной городской застройки. Яркий тому пример – работы на будущей станции «Улица Копылова». Здесь возводят круглую демонтажно-щитовую камеру диаметром 32 м — уникальную для страны.
Это место, где завершит свой путь тоннелепроходческий комплекс. Но вместо привычного прямоугольного котлована, способного вместить 80-метровый щит, здесь возводят гигантский вертикальный «стакан» диаметром всего 32 м. Его глубина превысит 48 м. Это сравнимо с 15-этажным домом, уходящим под землю. А стены из мощных свай вгрызаются в грунт на рекордные 59 м.
«Для возведения стен котлована сначала была построена круговая форшахта: потребовалось более 180 кубометров бетона и армированных каркасов массой 6,3 т. Специалисты сразу на четырёх специальных установках выбуривают по кругу грунт в земле под два типа буросекущих свай», — отметил руководитель строительства ГК «Моспроект-3» в Красноярске Михаил Переверзев.
Напомним, первый этап линии метротрамвая протяжённостью 11 км будет включать шесть станций, от «Высотной» до «Улицы Шахтёров». Масштабный проект, который реализуют ГК «Моспроект-3» и «Бамтоннельстрой-Мост», десятилетиями казался несбыточной мечтой. Но сегодня благодаря слаженной работе сотен людей и пока ещё пяти стальных красавиц метро обретает реальные очертания глубоко под городскими улицами, чтобы стать основой нового транспортного каркаса и мощным символом того, что самые амбициозные сибирские проекты воплощаются в жизнь.
Большая метростройка в сердце города. Запущен комплекс «Анастасия»
«Евгения» в деле. Строительство метротрамвая в Красноярске набирает обороты
Подземные артерии города. Начался монтаж ещё одного проходческого комплекса
На глубине 60 метров. В Красноярске готовятся к строительству первой станции