Примерное время чтения: 7 минут
242

Завод или... бочка в огороде. Нефтемагнаты жируют, а народ затягивает пояса

«АиФ на Енисее» №28 (1809) 09/07/2015

Каждое лето мы наблюдаем рост цен на бензин. Причём за неделю ценники могут меняться несколько раз. Отчего нефть на экспорт дешевле, чем внутри страны? Кто делает топливо для потребителей недоступным? И почему власть не может приструнить монополистов? Об этом в интервью с экспертом Михаилом Кичайкиным.

Версии без основания

- Михаил, как всегда летом мы наблюдаем рост стоимости бензина. Разными экспертами озвучиваются самые невероятные версии. Что вы скажете?

- Официально называют несколько причин, но все они не имеют под собой достаточных оснований. В первую очередь это приписывалось к сезонному повышению, пос­кольку летом традиционно увеличивается спрос на нефтепродукты, соответственно возникает дефицит. Но сейчас в стране происходит спад экономики, и как следствие - спад потребления нефтепродуктов на 20-25%. Потому даже с учётом сезонного потребления мы не доходим до уровня прошлых лет.

Вторую причину приписывают прошедшим в мае прокурорским проверкам АЗС по качеству бензина. Они как раз совпали с ростом цен. Некоторые эксперты рынка говорили, что заправки, продающие контрафакт, в связи с проверками начали активно закупать бензин хорошего качества, а значит, повысился спрос. Однако как показала проверка, в Красноярском крае доля заправок, которые продают бензин, не соответствующий стандартам, мала, поэтому это не может привести к увеличению спроса и повышению цен.

Ещё одна версия состоит в том, что с нового года в стране вступил в действие так называемый налоговый манёвр, который облегчил выход нефтяных компаний на экспорт. И им стало выгоднее отправлять нефтепродукты за границу, чем продавать внутри страны. При этом в июне была ситуация, когда в России цена на тонну бензина стоила на 2-3 тысячи дороже, чем на экспорт. Однако даже суммировав все три причины, мы не можем оправдать этот бешеный скачок стоимости на бензин.

Государственное лобби

- Значит, по поводу роста цен есть и другая версия, неофициальная?

Факт:
На 30% выросли оптовые цены на бензин за два последних месяца

- Я бы сказал, реальная. Это желание монополистов максимизировать свою прибыль, и не более того. В мае и июне нефтяные компании существенно увеличили отгрузку за пределы страны и при этом получили максимальную прибыль в долларах. Видимо, чтобы восполнить некий дефицит валюты. Делалось это для того, чтобы покрыть расходы по международным кредитам госкомпаний, которые выплачиваются в валюте. Если власть смотрит на это и никаким образом не реагирует, можно сделать вывод, что за счёт населения государство латает дыры в бюджете.

АиФ/ рисунок Анатолия Самарина

У нас в стране практически монополия на производство нефтепродуктов. Основную долю производят государственные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), которые имеют полный цикл - от добычи нефти и переработки до продажи через собственные АЗС. Независимого производства в стране практически нет, и с каждым годом становится меньше.

Ещё 10-15 лет назад на заводах, производящих нефть, существовала «давальческая» схема. Благодаря ей любая компания, которая покупала нефть (раньше это можно было сделать свободно), сама поставляла её на завод, заключала договор переработки и забирала готовый продукт. Потом продавала по ценам, которые её устроят. В результате с одного завода могли продавать нефтепродукты по разным ценам. Такая схема позволяла создать конкуренцию в производстве и исключала скачкообразный рост оптовой стоимости. Сегодня такой схемы нет, её исключили даже на законодательном уровне.

- Получается, государство лоббирует интересы этих компаний?

- Причём делает это открыто. Есть компании, которые от государства для покрытия своих расходов и своих интересов постоянно получают деньги из Фонда национального благосостояния. А это, по сути, накоп­ления каждого россиянина, но при этом они повышают цены для населения. Таким образом, эти компании обдирают граждан дважды.

Монополисты понимают, что рейтинг власти сейчас в стране высокий, и если из-за существенного повышения цен на бензин он немного упадёт, то на политическую ситуацию особо не повлияет. Судя по ситуации, такая политика с руководством страны согласована.

И пока власть не скажет монополистам «ладно, хватит пока», бензин будет только дорожать. К концу года цена за литр может вырасти до 35 рублей, в ближайшие два-три года - все 40.

- Судя по тому, какие деньги получают ВИНКи, на заводах должны быть суперсовременные мощности. Почему тогда в прошлом году случилась страшная авария на Ачинском НПЗ, который обеспечивает бензином 70% края?

- Если бы… Производства кое-как модернизируются, переводятся на евростандарты, но новые заводы почти не строятся, новые мощности не вводятся. А темп производства нефтепродуктов не догоняет темп потребления. Сейчас произошёл спад, но в целом по предыдущим годам с начала 2000 до 2010-го рост потребления 5% в год в целом. Нефтяные компании предпочитают вкладывать деньги в другие проекты, в том числе и в стройку заводов в других странах. Вместо того чтобы увеличивать производственные мощности у себя, что позволило бы исключить ситуации с дефицитом и перегибы цен внутри страны.

Налог за налог

- Рост цен сказывается на жителях, а как же сельхозпроизводители, транспортные и прочие компании, которые заранее закладывают расходы на бензин?

Досье:
Михаил Кичайкин родился в Красноярске в 1979 году. Окончил СибГАУ. Организатор «Союза владельцев независимых АЗС» в Красноярском крае. В свободное время играет в регби. Женат, двое детей.
- Это существенный удар по экономике многих отрас­лей. Бюджетные организации планировали свои закупки по одной цене, а сейчас она выросла почти на 30%. И на деньги, заложенные в бюджет, не смогут закрыть все потребности. Это опасно и для экономики страны, и для региона. Поэтому краевым властям стоит задуматься, когда монополисты будут в очередной раз просить о предоставлении налоговых льгот. А в ответ потребовать льготы для региона в плане поставок нефтепродуктов или сохранения объёмов по фиксированным ценам. Либо выставлять на торги определённые объёмы для местных покупателей, что позволило бы сдерживать цены внутри края.

Основное, что могло бы существенно повлиять на ситуацию в плане сдерживания цен - развитие и создание собственного независимого производства в крае. В Кемеровской области по согласованию с губернатором строится завод, это будет существенная поддержка региону в плане обеспечения нефтепродуктами. В нашем крае добывается нефть, проходят нефтепроводы, развитая транспортная инфраструктура, - в этом отношении мы выгоднее Кузбасса. Тем более, есть собственная крупная сеть - Красноярскнефтепродукт - которая, по большей части, принадлежит краю. Это уникальная в стране структура, таких крупных уже нигде не осталось.

- Собственный завод сможет решить проблему нехватки топ­лива в отдалённых территориях, ведь сейчас, и без дефицита нефтепродуктов на заводе, бензина в деревнях может не быть?

- Конечно! Сейчас повлиять на производителя у правительства края инструментов нет, если и есть, они не используются. Это в первую очередь сказывается на отдалённых территориях, где на всю деревню одна заправка и до ближайшей десятки километров. Монополисты с удовольствием строят в крупных населённых пунктах, а в деревню они не идут - не рыбное место. Людям приходится как-то запасаться бензином, закапывают в огородах бочки… как в советское время. Хотя если задуматься, мы претендуем на звание великой державы, которая является локомотивом прогресса, наводим порядки за рубежом, здорово кусаемся с западными странами… А в своей стране порядок навести не можем, или, скорее, не хотим.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах