Три года назад Красноярский край возглавил Александр Усс. Новому главе региона пришлось столкнуться со сложнейшими вызовами и проблемами. Техногенные катаклизмы и экологические катастрофы, пандемия и громкие скандалы… А ещё – информационные атаки местных и федеральных оппонентов.
В этих непростых условиях надо было сохранить в регионе экономическую и политическую стабильность, а также решать проблемы, которые копились десятилетиями. Насколько это удалось, рассказал известный красноярский политолог Александр Чернявский.
Бег на длинную дистанцию
Александр Чернявский: Эти три года вместили очень много ярких событий – как негативных, так и позитивных. Хотя в начале губернаторства Усса многим (в том числе и мне) казалось, что сильных бурь удастся избежать. Александр Викторович – признанный политический тяжеловес, и реальных конкурентов на берегах Енисея у него нет. С самого начала он провозгласил чёткий курс на конструктивное сотрудничество со всеми значимыми игроками. Мы были свидетелями важного джентльменского соглашения по ключевым вопросам между краевой властью и руководителями ФПГ, работающими на территории края, – Потаниным, Дерипаской и Мельниченко. Потом было совещание с президентом по экологической проблематике с теми же людьми, которые взяли на себя определённые обязательства по оздоровлению ситуации в регионе.
Была надежда, что краевые начальники и миллиардеры будут делать одно дело – укреплять экономику края, повышать благосостояние населения и т. д. В этом контексте «Енисейская Сибирь», идея которой принадлежит Александру Уссу (хотя многие тогда называли её пиаром), стала не виртуальным, а мощным перспективным проектом. Под неё дало гарантии федеральное правительство. Инвестиционная программа в какой-то степени стала новой редакцией знаменитых красноярских десятилеток, которые дали мощный импульс развитию Красноярья при Павле Стефановиче Федирко. И это логично: Усс в своей деятельности во многом ориентируется на опыт и дела своих великих предшественников.
Андрей Соколов: Большие экономические проекты – замечательно, но многие ведь не хотят ждать результатов в отдалённой перспективе.
– На большие свершения действительно требуется немало времени. При этом можно понять и ожидания людей, которым нужен результат здесь и сейчас. Но и здесь у губернатора есть весомые достижения. Одна из застарелых проблем – обманутые дольщики. Скажу честно: я не верил, что наше государство вообще способно её решить. Когда в 2018 году обанкротилась «Реставрация» и несколько тысяч красноярских дольщиков оказались у разбитого корыта, казалось, что на решение проблемы потребуются десятилетия. Но здесь надо отдать должное в первую очередь Александру Викторовичу, который нашёл способы, в том числе с помощью федерального финансирования, возместить людям потерянное. По сути, Усс стал разгребать авгиевы конюшни в сферах, к которым предыдущие губернаторы даже боялись подойти.
Худой мир лучше войны?
– Понятно, что не только об обманутых дольщиках идёт речь. Хронических болячек у нас хватает.
– Именно стремление Усса начать их лечить во многом объясняет подоплёку политических конфликтов последнего времени. Возьмём наведение порядка в лесной отрасли. Эти проблемы копились с 90-х годов: беспредел чёрных лесорубов, бесконтрольный вывоз леса к южному соседу, мутные серые схемы... Миллиарды шли мимо государства. Понятно, что как только государство начинает заставлять жить по правилам, то страдают интересы тех, кто привык ловить миллиарды в мутной воде. Ответная реакция не заставила себя ждать. Когда речь идёт о миллиардных потерях, люди, которые кормились за счёт этого бардака, будут до последнего защищать свои преференции. И в 2019 году последовала мощная атака на Усса при поддержке некоторых представителей федеральных чиновников и бизнес-кланов.
– Как вы оцениваете сегодняшние отношения руководства края и «Норильского никеля»? Это один из крупных налогоплательщиков края. Было время, когда региональный бюджет до 60% формировался за счёт поступлений из компании. Но после аварии на ТЭЦ-3 заговорили даже о «войне».
– Меня эта напряжённость очень беспокоит. Есть особая ситуация, связанная со спецификой Норильского промрайона. Фактически комбинат как градообразующее предприятие ещё с советских времён был на особом положении и определял правила игры на заполярной территории. На мой взгляд, это привело к тому, что мы фактически имеем государство в государстве. И речь не только о Норильске – подобное наблюдается и в других регионах, где градообразующие компании слишком активно стали влиять на власть. Моя позиция – ФПГ должны быть вне политики. Когда олигархи делегируют во власть своих губернаторов и мэров, это зачастую приводит к перекосу во взаимоотношениях крупного бизнеса и государства.
Экологическая катастрофа с разливом топлива, которая произошла в конце мая в Норильске, ярко высветила эти проблемы. И мы помним, как президент сказал Потанину: «Может быть, было проще несколько сотен миллионов рублей вложить, чем сейчас всё расхлёбывать». И губернатору напомнил, что краевая власть должна контролировать территорию. Сейчас мы наблюдаем возвращение государства на Енисейский Север. Не всем оно нравится. Именно этим во многом объясняются информационные атаки на Александра Усса в последние месяцы.
– Но худой мир ведь всегда лучше доброй драки?
– Я сторонник конструктивного диалога, поскольку такие конфликты дестабилизируют политическую ситуацию в крае накануне важнейшей избирательной кампании в Заксобрание и Госдуму. По моим сведениям, в администрации президента этой информационной войной, развязанной против Усса, крайне обеспокоены.
Ещё в начале июня в одном из своих материалов написал: в этой войне победителей не будет – только проигравшие. В краевой власти работают ответственные люди, которые прекрасно понимают, что эскалация конфликта негативно влияет на многие стороны нашей жизни. В любом случае нужно договариваться и находить компромисс. Понятно, что корпоративно-государственная система в Норильске складывалась десятилетиями, и её не изменишь за один месяц. Это должно происходить постепенно. Тестом на мудрость сторон должна стать процедура по выбору главы города. Нужна компромиссная фигура. У будущего мэра в приоритете должны быть государственные интересы, благосостояние населения, а не обслуживание корпорации.
Важно, что оставим потомкам
– Как влияют громкие скандалы, отставки в кабинете министров на имидж краевой власти?
– Они были, есть и будут. Безусловно, они бьют по авторитету власти. Конечно же, есть проблемные места. Отставка министра лесного хозяйства Димитрия Маслодудова говорит о том, что, в принципе, кадровые ошибки неизбежны. Самое главное, их вовремя исправлять. И здесь важно не то, кого увольняют, а кто придёт на его место.
Вспомним ещё одну недавнюю отставку – министра экологии и рационального природопользования Павла Корчашкина. И здесь к чиновнику накопилось много вопросов, в первую очередь по мусорной реформе. Понятно, что в этой сфере крутятся миллиарды рублей, много серьёзных игроков, начинаются интриги и т. д. С этими сложными темами нужно работать так же, как эффективно сработала региональная власть с проблемой обманутых дольщиков.
Важно купировать опасные сюжеты на дальних подступах. Например, летом спорили вокруг проекта строительства в Емельяновском районе полигона промышленных отходов 2–4-го класса опасности. Очевидно, что это могло вылиться в очередную эпопею а-ля «ферросплавный завод». Зачем это надо жителям и краевой власти?
– Но проблему с мусором всё равно придётся решать. И если нельзя полигон в Емельяновском районе, значит, его надо построить в другом месте. Вопрос, где?
– Да, регион индустриальный, промышленные отходы у нас копятся годами, и с ними что-то надо делать. Но нельзя полигон строить под Красноярском, да и вообще рядом с другими населёнными пунктами. Понятно, что для инвесторов это лишние затраты. Но экологическая тема сейчас номер один во всём мире. Много лет закрывали на эти проблемы глаза. Но если и сейчас будем так безответственно относиться к своему ближайшему будущему, что скажут о нас потомки?
Ковид политике не помеха
– Недавно прошли выборы в муниципальные органы власти, и впервые в условиях пандемии. Как расцениваете политическую и экономическую ситуацию в регионе в свете новых реалий?
– По всем параметрам 2020 год особый. И власти на всех уровнях (и региональной, и федеральной) пришлось сдавать серьёзный экзамен, связанный с ковидной пандемией и режимом самоизоляции. Этот фактор повлиял не только на эпидемиологическую ситуацию, но и на все сферы жизни, включая политику и экономику. И этот процесс, судя по всему, ещё не закончился. Многие эксперты говорят о неизбежности второй волны.
На мой взгляд, краевая власть с ситуацией справляется. Это видно и по цифрам заболевших и вылечившихся от COVID-19. Мы ведь долгое время были в федеральной десятке по приросту больных, сейчас из неё вышли.
Но ещё весной возникли большие опасения, что пандемия может тяжело ударить по нашей экономике и будут неизбежны потери бюджета. По словам губернатора, пока речь идёт о 10 млрд рублей. Хотя ещё весной прогнозировали потери до четверти бюджета, а это уже 50 млрд. Понятно, что в таком случае были бы закрыты многие программы по строительству важных инфраструктурных и социальных объектов. Речь шла о полноценном секвестре. Но, к счастью, этого удалось избежать.
– Но, как оказалось, и политике ковид не помеха.
– В этом году произошли два важных стратегических события – плебисцит по конституционным поправкам и выборы в муниципальные органы власти. Они стали экзаменом для всех политических игроков. По участию в голосовании по поправкам в Конституцию Красноярский край среди сибирских регионов занял третье место. Явка почти 60%, за поправки проголосовали более 70% избирателей. И на местных выборах 72% мандатов депутатов сельских, районных, городских советов взяли представители «Единой России». Показатели тоже вполне ожидаемые. Как и ожидаемы локальные удачи ЛДПР.
Если в целом оценивать муниципальную кампанию как смотр сил перед выборами депутатов в Законодательное собрание края и Госдуму, которые пройдут в 2021 году, то в регионе определились явные фавориты. Это ЕР и ЛДПР. Есть отстающие партии, которые делают ставку на «левый» электорат, – «Справедливая Россия» и КПРФ. Есть, конечно, игроки второго плана – «Зелёные», «Патриоты России», очередные кремлевские проекты, но они на наших выборах были почти незаметны. Пока они не могут в Красноярском крае бросить перчатку парламентскому квартету.
– И всё-таки активность избирателей на муниципальных выборах каждый раз падает. Народ устал от политики или его всё устраивает?
– Тема низкой явки возникла не сегодня. Посмотрим тенденцию последних 10 лет, например, результаты выборов главы города в 2012 году, когда победил Эдхам Акбулатов. Там тоже явка составила чуть более 20%. Поэтому ничего нового в этой кампании мы не увидели. Что касается причин, они разные: есть стратегические, есть тактические. Тактические – это совмещение двух важных политических событий: плебисцита по конституционным поправкам и единый день голосования, которые состоялись в течение 2,5 месяцев. Понятно, что народ от политической активности устал. Да и социологические замеры показывают, что активного населения максимум 20% – те, кто не ленится на избирательные участки заходить.
– А может быть, не ходят на выборы, потому что у муниципальной власти недостаточно рычагов для решения каких-то серьёзных проблем?
– Как раз на местные выборы важно ходить. И многое зависит от муниципальной власти. Несмотря на то, что там дотационные бюджеты, деньги, которые приходят из края, распределяют именно депутаты горсоветов и райсоветов. Апатия, безусловно, присутствует. И ковидный фактор тоже свою роль сыграл. Немалую часть населения пандемия заставила заниматься вопросами стратегии выживания, насущными нуждами, а не отвлекаться на местную политику. Но есть ещё фактор скандалов. Если уж мы говорим про прошедшую муниципальную кампанию, то она была слишком грязной. Особенно постарались оппозиционные партии, закидавшие суды исками. Негатив на местных выборах, на мой взгляд, зашкаливал. Пять лет назад этого было меньше.
– С чем это связано?
– Во многом с тем, что некоторые политические партии – федеральные игроки – отрабатывали грязные технологии накануне выборов в Заксобрание и Госдуму. К сожалению, у нас сегодня юристы становятся главнее кандидатов. Это неправильно. Но и избиратели сильно поумнели за постсоветские десятилетия. Они прекрасно видят такие вещи и не хотят в них участвовать. И это тоже влияет на низкую явку.