Отчего цены на бензин растут, как на дрожжах? Когда газифицируют Красноярский край? Почему мы не делаем резину и пластмассу, а покупаем её у тех, кому сами же и продаём сырьё? Самые острые вопросы «АиФ на Енисее» задал Александру Новаку, министру энергетики России, который недавно побывал в Красноярском крае.
Красноярск - моя родина
- Александр Валентинович, вы долгое время жили в Красноярском крае, здесь состоялись как управленец. Какие события в регионе вспоминаются спустя время?
- Для меня Красноярский край - это моя родина, где я прожил большую часть своей жизни. Безусловно, с теплотой вспоминаю Норильск, где я провёл 22 года. Учёба, природа, друзья, первая работа - это самые яркие воспоминания.
Переезд в Красноярск тоже был важным. Интересная работа, хорошая команда Александра Хлопонина. Запомнилось объединение Таймыра, Эвенкии и Красноярского края, строительство Богучанской ГЭС, Бобрового лога… Меня тогда впечатлило, насколько в Красноярске благоприятный климат для проживания - есть все четыре времени года!
- Сегодня у вас высокая должность, напряжённый график. Суббота, а вы с нами на молодёжном форуме. Находите ли время для семьи и отдыха?
- На самом деле, провести день с молодёжью, а не в своём рабочем кабинете или на совещании - уже отдых. Заряжаюсь положительными эмоциями, энергией. Это очень важно, учитывая, что работаю я всегда много. Но стараюсь выделять время для отдыха, семьи, спорта. Хотелось бы проводить больше времени с семьёй - у меня две дочки, о которых я мечтал.
- Каково ощущать себя одним из самых влиятельных людей в России? Ведь вы возглавляете ключевое министерство в Российской Федерации.
- У меня таких ощущений нет. Работаю в хорошей команде правительства России. Руководство страны даёт мне возможность принимать решения, от которых зависит будущее, и я вижу результат своего труда. С одной стороны, очень ответственно, с другой - драйв.
Газовые сдвиги
- Кому, как не вам, знать, что Красноярский край - сырьевой регион. В его недрах не только цветные металлы, но и газ и нефть. Однако наш регион газифицирован всего на 4%. В чём проблема?
- Частично территория края газифицирована: на севере используется 7-8 млрд куб. м топлива. А вот в средней и южной полосе нет единой газотранспортной системы. В перспективе это, конечно, возможно. В рамках проекта «Сила Сибири» сейчас строится газопровод из Якутии в Приморский край, такая же работа идёт и в Иркутской области с разработкой месторождений. Часть этой газотранспортной системы приближается к западно-сибирской, впоследствии её можно замкнуть именно в Красноярском крае. Во многом ситуация ещё будет зависеть от договорённости с Китаем о строительстве газопровода на территории Алтая.
В то же время в регионе много моногородов, экономика которых во многом основана на добыче угля. Если переходить на газ, нужно оценивать, куда мы будем тогда поставлять уголь, ведь это рабочие места тысяч людей, инфраструктура.
- Россия - газовая держава. Мы вкладываем огромное количество средств в строительство газопроводов, а вот об экологичном и дешёвом автомобилестроении с газомоторным топливом забываем. Почему?
- Активную работу в этом направлении начали два года назад, но уже есть сдвиги: увеличился объём природного газа, потребляемого в качестве моторного топлива, выросло производство техники с двигателями, работающими на ГМТ. К примеру, в этом году будет выпущено 3,5 тыс. автобусов и техники ЖКХ, тогда как два года назад делали только тысячу.
Продаём нефть, покупаем резину
- Большинство нефтеперерабатывающих заводов в Сибири принадлежат государству. Цены на бензин уже давно стали притчей во языцех. Означает ли ситуация с постоянным и необъяснимым ростом цен на бензин, что государство просто выкачивает деньги из карманов населения? Или мы расписываемся в своей неспособности контролировать нефтяников?
- Вы обостряете ситуацию. Если брать цены на нефтепродукты на АЗС, то в последние три года они растут примерно на уровне инфляции. Мы еженедельно собираем информацию по всем регионам и автозаправочным станциям. За полгода в среднем цены на бензин выросли на 2,5%, оптовые выше. Дизельное топливо подорожало примерно на 8,5%, за это время инфляция составила 9,4%. Издержки же есть у всех, не только у потребителей. Нужно платить заработную плату, содержать основные фонды, дорожают материалы, повышаются затраты на производство.
- Тем не менее о зарплатах топ-менеджеров крупных нефтяных и газовых компаний ходят легенды. Не похоже, что они еле сводят концы с концами…
- Мы не ведём статистику уровня заработных плат. Скажу своё мнение: она должна быть адекватной и незавышенной, в то же время рыночной.
- Россия - крупный поставщик сырой нефти и природного газа. Из нашего сырья на Западе и Востоке производят продукцию с высокой добавочной стоимостью, к примеру резину и пластмассу, и нам же её продают. Мы уже долго говорим о строительстве нефтехимических комбинатов. Почему до сих пор этого не делается?
- Наша стратегия по развитию нефтегазохимии в первую очередь касается выпуска полиэтилена и полипропилена, который в дальнейшем пойдёт на производство пластмассы и изделий из неё. В 2013 годуначал работу завод «Полиом» в Омске, производственные мощности которого - 250 тыс. тонн полипропилена. В прошлом году заработал Тобольский нефтехимический комбинат. Это позволило исключить импорт полипропилена. Планируем увеличивать экспорт и заниматься дальнейшей переработкой. Таким образом, строятся нефтехимические комбинаты, а дальше должна развиваться химическая промышленность, переработка в конечную продукцию. Как мне известно, уже многие регионы именно так выстраивают свою стратегию.
- Александр Валентинович, последний вопрос. Вы верите в Сибирь?
- Конечно, это же кладовая природных ресурсов - воды, леса, природных ископаемых. В любых отношениях Сибирь и Дальний Восток - это наш потенциал, который должен развиваться. Единственная проблема, которую я вижу, - небольшое количество населения по сравнению с Центральной Россией. Для более интенсивного освоения Сибири нужно, чтобы численность населения росла, молодёжь именно здесь выбирала себе место постоянного жительства. В свою очередь для этого необходимо, чтобы в Сибири были созданы все условия для получения достойного образования, качественных услуг здравоохранения, создавались новые культурные центры, развивался туристический бизнес и так далее. Именно это в конечном итоге и определяет качество жизни.