Примерное время чтения: 8 минут
666

Нефтяная лихорадка. Александр Новак - о ценах на бензин и вере в Сибирь

«АиФ на Енисее» №33 (1814) 12/08/2015

Отчего цены на бензин растут, как на дрожжах? Когда газифицируют Красноярский край? Почему мы не делаем резину и пластмассу, а покупаем её у тех, кому сами же и продаём сырьё? Самые острые вопросы «АиФ на Енисее» задал Александру Новаку, министру энергетики России, который недавно побывал в Красноярском крае.

Красноярск - моя родина

- Александр Валентинович, вы долгое время жили в Красноярском крае, здесь состоялись как управленец. Какие события в регионе вспоминаются спустя время?

- Для меня Красноярский край - это моя родина, где я прожил большую часть своей жизни. Безусловно, с теплотой вспоминаю Норильск, где я провёл 22 года. Учёба, природа, друзья, первая работа - это самые яркие воспоминания.

Переезд в Красноярск тоже был важным. Интересная работа, хорошая команда Александра Хлопонина. Запомнилось объединение Таймыра, Эвенкии и Красноярского края, строительство Богучанской ГЭС, Бобрового лога… Меня тогда впечатлило, насколько в Красноярске благоприятный климат для проживания - есть все четыре времени года!

- Сегодня у вас высокая должность, напряжённый график. Суббота, а вы с нами на молодёжном форуме. Находите ли время для семьи и отдыха?

- На самом деле, провести день с молодёжью, а не в своём рабочем кабинете или на совещании - уже отдых. Заряжаюсь положительными эмоциями, энергией. Это очень важно, учитывая, что работаю я всегда много. Но стараюсь выделять время для отдыха, семьи, спорта. Хотелось бы проводить больше времени с семьёй - у меня две дочки, о которых я мечтал.

- Каково ощущать себя одним из самых влиятельных людей в России? Ведь вы возглавляете ключевое министерство в Российской Федерации.

- У меня таких ощущений нет. Работаю в хорошей команде правительства России. Руководство страны даёт мне возможность принимать решения, от которых зависит будущее, и я вижу результат своего труда. С одной стороны, очень ответственно, с другой - драйв.

Газовые сдвиги

- Кому, как не вам, знать, что Красноярский край - сырьевой регион. В его недрах не только цветные металлы, но и газ и нефть. Однако наш регион газифицирован всего на 4%. В чём проблема?

- Частично территория края газифицирована: на севере используется 7-8 млрд куб. м топ­лива. А вот в средней и южной полосе нет единой газотранспортной системы. В перспективе это, конечно, возможно. В рамках проекта «Сила Сибири» сейчас строится газопровод из Якутии в Приморский край, такая же работа идёт и в Иркутской области с разработкой месторождений. Часть этой газотранспортной системы приближается к западно-сибирской, впоследствии её можно замкнуть именно в Красноярском крае. Во многом ситуация ещё будет зависеть от договорённости с Китаем о строительстве газопровода на территории Алтая.

Россия - газовая держава, но в Сибири до сих пор топят дровами. Фото: АиФ/ рисунок Анатолия Самарина

В то же время в регионе много моногородов, экономика которых во многом основана на добыче угля. Если переходить на газ, нужно оценивать, куда мы будем тогда поставлять уголь, ведь это рабочие места тысяч людей, инфраструктура.

- Россия - газовая держава. Мы вкладываем огромное количество средств в строительство газопроводов, а вот об экологичном и дешёвом автомобилестроении с газомоторным топливом забываем. Почему?

- Активную работу в этом направлении начали два года назад, но уже есть сдвиги: увеличился объём природного газа, потребляемого в качестве моторного топлива, выросло производство техники с двигателями, работающими на ГМТ. К примеру, в этом году будет выпущено 3,5 тыс. автобусов и техники ЖКХ, тогда как два года назад делали только тысячу.

В целом сегодня утверждено 29 региональных программ по переводу, в первую очередь жилищной техники и автобусных парков, в газомоторную. Начинаем с этого, потому что для легковых автомобилей должно быть оборудовано много заправок, чего мы сейчас не имеем. Производителям нужны гарантии, что технику будут покупать. А спрос будет, когда построят специальные заправочные станции. Такие автомобили обойдутся на 20-30% дороже традиционных, зато затраты окупятся за счёт дешевизны топлива. Строительство одной газовой АЗС сегодня обходится до 100 млн рублей. В этом году строится 31 заправка, к 2020 году появится ещё 500, но этого мало. Предполагаем, что осенью во втором чтении примут закон, который исключит газовые компрессорные установки из категории опасных производственных объектов, что упростит их размещение на традиционных АЗС. Это позволит оборудовать ещё 2 тыс. заправок.

Продаём нефть, покупаем резину

- Большинство нефтеперерабатывающих заводов в Сибири принадлежат государству. Цены на бензин уже давно стали прит­чей во языцех. Означает ли ситуация с постоянным и необъяснимым ростом цен на бензин, что государство просто выкачивает деньги из карманов населения? Или мы расписываемся в своей неспособности контролировать нефтяников?

- Вы обостряете ситуацию. Если брать цены на нефтепродукты на АЗС, то в последние три года они растут примерно на уровне инфляции. Мы еженедельно собираем информацию по всем регионам и автозаправочным станциям. За полгода в среднем цены на бензин выросли на 2,5%, оптовые выше. Дизельное топливо подорожало примерно на 8,5%, за это время инфляция составила 9,4%. Издержки же есть у всех, не только у потребителей. Нужно платить заработную плату, содержать основные фонды, дорожают материалы, повышаются затраты на производство.

- Тем не менее о зарплатах топ-менеджеров крупных нефтяных и газовых компаний ходят легенды. Не похоже, что они еле сводят концы с концами…

- Мы не ведём статистику уровня заработных плат. Скажу своё мнение: она должна быть адекватной и незавышенной, в то же время рыночной.

- Россия - крупный поставщик сырой нефти и природного газа. Из нашего сырья на Западе и Востоке производят продукцию с высокой добавочной стоимостью, к примеру резину и пластмассу, и нам же её продают. Мы уже долго говорим о строительстве нефтехимических комбинатов. Почему до сих пор этого не делается?

- Наша стратегия по развитию нефтегазохимии в первую очередь касается выпуска полиэтилена и полипропилена, который в дальнейшем пойдёт на производство пластмассы и изделий из неё. В 2013 годуначал работу завод «Полиом» в Омске, производственные мощности которого - 250 тыс. тонн полипропилена. В прошлом году заработал Тобольский нефтехимический комбинат. Это позволило исключить импорт полипропилена. Планируем увеличивать экспорт и заниматься дальнейшей переработкой. Таким образом, строятся нефтехимические комбинаты, а дальше должна развиваться химическая промышленность, переработка в конечную продукцию. Как мне известно, уже многие регионы именно так выстраивают свою стратегию.

- Александр Валентинович, последний вопрос. Вы верите в Сибирь?

- Конечно, это же кладовая природных ресурсов - воды, леса, природных ископаемых. В любых отношениях Сибирь и Дальний Восток - это наш потенциал, который должен развиваться. Единственная проблема, которую я вижу, - небольшое количество населения по сравнению с Центральной Россией. Для более интенсивного освоения Сибири нужно, чтобы численность населения росла, молодёжь именно здесь выбирала себе место постоянного жительства. В свою очередь для этого необходимо, чтобы в Сибири были созданы все условия для получения достойного образования, качественных услуг здравоохранения, создавались новые культурные центры, развивался туристический бизнес и так далее. Именно это в конечном итоге и определяет качество жизни.

Досье:
Александр Новак окончил Норильский индустриальный институт, МГУ имени Ломоносова. В 1988-2008 гг. работал в Заполярном филиале ГМК «Норильский никель», в администрации Норильска, заместителем губернатора Красноярского края, председателем правительства Красноярского края. С 2008 года - замминистра финансов РФ, с 2012 г. - министр энергетики РФ.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах