Программа с детства
«АиФ на Енисее»: - Анна, с вашими внешними данными запросто можно сделать карьеру на телевидении или в шоу-бизнесе, куда сегодня стремятся многие девушки, почему выбрали именно школу?
Анна Шудракова: - В детстве мечтала о журналистике и ТВ, хотя в семье мне все говорили, что я прирождённый учитель. Вечно собирала во дворе детей помладше, создавала какой-то свой мир, что-то придумывала. Так что определённая программа была. После школы поступила в педагогический на филфак. Думала: вот получу образование - и буду работать журналистом. Но на летние каникулы поехала поработать в лагерь и поняла, что работа с детьми - это моё. На пятом курсе пришла на практику в свою родную школу, и бывшая классная руководительница Ольга Серафимовна Зайцева сказала: «Оставайся».
«АиФ на Енисее»: - Завоевать авторитет у подростков невероятно сложно, дети – максималисты. Как удаётся находить взаимопонимание с учениками? Дело в возрасте?
А.Ш.: - Время покажет, хотя, конечно, молодых учителей любят больше. Мы понимаем многие вещи, которыми живут школьники, сами внутри ещё дети. Года четыре назад я вдруг почувствовала себя взрослой. Показалось, что не могу позволить себе попрыгать вместе с ребятами, повеселиться без причины. Мне стало страшно, поняла, что не хочу так. Слава богу, этот момент прошёл. И состояние, когда в свободной атмосфере, в лагере например, хочется вместе с ними покричать, подурачиться, вернулось.
Тимур и его команда
«АиФ на Енисее»: - Но ведь дети быстро привыкают к такому близкому контакту. Как удаётся держать дистанцию?
Досье: | |
---|---|
Анна ШУДРАКОВА родилась в Красноярске. Окончила среднюю школу № 12. После окончания Красноярского педагогического университета пришла работать в родную школу. Её главное детище - творческая студия «Эра» - не раз завоевывало первые места на краевых и городских конкурсах, а в прошлом году студия получила первое место в российском фестивале «Семья России» в номинации «Социальная реклама». |
А.Ш.: - Есть определённая степень партнёрства с основными учениками, и есть некая духовная связь с теми, кто занимается со мной творчеством. Я пришла в школу с мыслью, что у меня будет своя студия. И уже в первый год работы появилась творческая студия «Эра». Собрала самых отъявленных хулиганов из 9-го класса и очень хороших девчонок. И они в таком тандеме замечательно спелись в прямом смысле слова. Сначала мы пели, потом играли в КВН, читали стихи, ставили спектакли, снимали фильмы, сейчас опять поём. В студию ходят ребята с 5-го по 11-й класс, направление определяют сами дети, ведь каждый год добавляются новые. Многие, даже окончив школу, не уходят от нас. Сегодня в школе более 500 эровцев, а самой «Эре» в этом году исполняется 10 лет. Так получилось, что эта структура помогла мне в воспитательной работе, я ведь ещё и завуч по воспитательной работе. Это особый мир, в котором все живут по определённым правилам, негласным, конечно. Я называю нас «Тимур и его команда», вот такой славный привет из прошлого, только без идеологии.
«АиФ на Енисее»: - Сейчас многие любят говорить, что современным детям ничего не надо, кроме компьютера, у них нет ни ценностей, ни авторитета взрослых. На ваш взгляд, сегодня действительно другие дети?
Читайте также: | |
---|---|
Шесть самых важных вопросов перед началом учебного года |
А.Ш.: - Это извечный конфликт отцов и детей. Да, за последние десять лет дети очень изменились, но в лучшую сторону. Сегодняшнее поколение намного лучше моего. У них появляются ценности, они здесь, у меня в кабинете, говорят о семье, дружбе, политике, гражданстве. Раньше я таких разговоров среди детей не слышала. Значит, поколение изменилось, пришло поколение, которое что-то узнаёт, а не только живёт и потребляет. И свобода мышления у них есть, и критично мыслить они могут. На мой взгляд, именно свобода мнения и самовыражения, которая присутствует сегодня в обществе, дала им возможность острее чувствовать, глубже думать и больше понимать. У них сегодня есть право голоса, право слова. И если ребёнок воспитанный, он знает, как пользоваться этой свободой. Но люди разные, и дети тоже разные: есть те, которым не хватает воспитания, но их мало, и они исправимы. И лично мне нравится проявление свободы в детях! Это заставляет задуматься, а всё ли я правильно делаю. Сегодняшние дети знают гимн, любят родину, отделяют плохое от хорошего и хотят быть здоровыми: основная масса моих учеников не курит, не пьёт и не считает нужным это делать.
Как изменится в 2014 году список вступительных экзаменов в СФУ? →
В оценки не верят
«АиФ на Енисее»: - А что современная молодёжь думает о ЕГЭ и поступлении в вузы? Ведь именно после окончания школы многие впервые сталкиваются с несправедливостью в обществе, на которую надо как-то реагировать.
А.Ш.: - Протест против ЕГЭ у детей глобальный. Они понимают, что нет никакого смысла учиться хорошо. Ведь это не гарантирует поступления на бесплатной основе. У меня есть выпускники, которые в этом году окончили школу на четыре и пять - золотые и серебряные медалисты. Ну и что, у них нет никакого преимущества! Они планировали поступать на экономический факультет в СФУ, но получилось поступить только на платное или туда, куда смогли. А те, кто учились слабо, почему-то оказываются на бюджетных местах. Если в вуз поступают и отличники, и откровенные двоечники, пропадает смысловая нагрузка оценки, дети даже двоек сегодня не боятся.
«АиФ на Енисее»: - Как вы считаете, новая система оплаты труда, которая предполагает стимулирующие надбавки учителям, оправдана?
Читайте также: | |
---|---|
Несерые будни Краевой Летней Школы: отзвучал 38-й сезон |
А.Ш.: - Пока она до конца не сформирована, сложно сказать. На словах - да, учитель, у которого действительно есть результаты, должен иметь возможность получать больше. Но есть масса вопросов: как, допустим, разграничить учителя русского языка и литературы и физкультуры? А если вам достался трудный класс, где усилий вкладываешь больше, а результат - ниже? Хотя то, как зарабатывают учителя сегодня, несправедливо. Например, за классное руководство надбавка всего 1 000 руб. А классному руководителю нужно обзванивать всех родителей, причём зачастую по сотовому телефону за свои же деньги, вести отличников, следить за двоечниками, сводить детей в театр, в кино, музей, а на классном часе обсудить с ними духовные ценности. Моя первая зарплата в школе была 1 760 руб., я подрабатывала в других школах. Молодой учитель сегодня в среднем получает 15 000 руб., и это с учётом хорошей нагрузки, доплат и стимулирующих. Учитель с опытом и с огромной нагрузкой может заработать до 25 000. Но сил после такой работы уже ни на что не остаётся. Однако люди выживают. Приезжие даже квартиры умудряются снимать. Учителя - это герои. Особенно те, кто выдержал конец 90-х и нулевые и остался в системе образования. Это был абсолютно бескорыстный и непосильный труд, основанный на альтруизме, который их вымотал и выжал.
«АиФ на Енисее»: - А что бы вы изменили в современной системе образования?
А.Ш.: - Всё, начиная от преподавания и заканчивая содержанием учебников. Если о реальном, то у меня есть свое видение идеальной школы. Я мечтаю о наставничестве, чтобы молодые учили, а пожилые педагоги с опытом их наставляли. У молодых с детьми хороший контакт, они обладают инновационными навыками, но у них нет навыков предметных, которые есть у учителя со стажем. Мне очень этого не хватало, когда я пришла в школу. Систему оценивания знаний изменила бы - я не могу оценивать детей по пятибалльной шкале, её нужно как минимум расширить. И ещё вернула бы в школу дополнительное образование, чтобы вторую половину дня школа работала на полную мощность, как в европейских странах. В музыкальных, художественных, танцевальных школах недобор, а в общеобразовательных есть дети, которые хотят заниматься. Так почему бы педагогам специальных школ не прийти на эту площадку? Пока дополнительное образование не заработает как единая мощная система, о духовных ценностях мы будем говорить ещё долго.
ВЗГЛЯД ЦЕНЮГИ
Сегодня учитель бесправен
В прошлом году только половина выпускников вуза пошла работать в школы. Одна из причин - низкая заработная плата молодых учителей без опыта.
Вторая, не менее важная - школа сейчас играет в одни ворота. Все права у детей, у учителя нет никаких прав, и рычагов воздействия на учеников тоже не осталось. В результате многие мои студенты уже после первой практики решают, что не будут работать в школе. Решать проблему нужно комплексно. Поднимать зарплату учителям и налаживать дисциплину. Кроме того, в мою бытность, например, диплом о педагогическом образовании выдавался только после того, как выпускник год проработает в школе. Было время попробовать свои силы и решить, сможешь работать или нет.
Сергей ЦЕНЮГА, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Красноярского государственного педагогического университета
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть