Пока суд разбирается, кто виноват в трагедии на Свободном, власти мечтают найти тех, на кого можно переложить ответственность за содержание бесхозных подпорных стен.
Бесхозные сооружения
В Красноярске начались слушания по делу об обрушении в августе прошлого года стены на Свободном, в результате которого погибли два человека. На скамье подсудимых - бывший руководитель департамента горхозяйства мэрии Олег Гончеров и Александр Ковригин - директор предприятия «Красмостдоринж», которое незадолго до трагедии ремонтировало злополучную стену. Обоим грозит до 7 лет лишения свободы.
Очевидно, что впереди долгие разбирательства, в ходе которых суду предстоит установить степень вины каждого из них. Между тем трагедия на Свободном - это только вершина айсберга.
Сам айсберг - 203 потенциально опасные подпорные стены, выявленные в ходе ревизии, 49 из которых представляют реальную угрозу. 22 были срочно отремонтированы после трагедии. На то, чтобы отремонтировать все, денег в бюджете нет. На этот год предусмотрено лишь 43 млн рублей. Только ремонт стены на Тимошенкова потребует 10 млн.
Ситуация осложняется тем, что почти все опасные стены - бесхозные. Недавно, комментируя эту ситуацию, руководитель департамента горхозяйства Игорь Титенков заявил, что формально администрация города вообще может спрашивать только за 9 стен, которые находятся на балансе всё того же «Красмостдоринжа». То есть получается, никто из нас не застрахован (тьфу-тьфу) от обрушения на него завтра очередной стены, но и за это «если что» (тьфу-тьфу) будет некому ответить.
Экспроприация наоборот
Мэрия выдвинула вполне логичную на первый взгляд идею - всем бесхозным стенкам нужно срочно найти хозяев. И горсовет утвердил новые правила благоустройства, согласно которым за такие бесхозные сооружения будут нести ответственность те, на чьей территории они находятся. Получается эдакая экспроприация наоборот - принудительное обременение обязательствами по отношению к ничейному имуществу путём передачи на баланс. Или перекладывание проблемы с больной головы на здоровую.
Правда, мэрия пытается успокоить население - дескать, брать или нет на баланс дома такие сооружения, решать самим жильцам. Если нет - заберём в муниципальную собственность. Возьмёте - платить будете только за текущий ремонт и содержание. Стоимость работ будет слишком велика - подбросим денег из бюджета.
Такое ощущение, что… как-то оторвались товарищи от жизни. Наивно полагать, что ТСЖ, жаждущие взять на себя дополнительные расходы, начнут выстраиваться в очередь. И собственники жилья от такой находчивости властей задохнутся от благодарности чиновникам. Понятно, что ни один из них в здравом уме добровольно не согласится. Ведь когда их строили, жильцов никто не спрашивал. Да и бюджет, как известно, дефицитный. Выходит, истинный смысл затеи в том, чтобы обременить этими заботами не столько население, сколько бизнес.
Если следовать логике мэрии, тогда на дома, возле которых проходят дороги, нужно возложить ремонт «их» участков дорог. А если через придомовую территорию проходят коммуникации, тогда и за них должны отвечать собственники. В порядке сознательности. А ведь насколько таким образом можно будет уменьшить расходы бюджета! Но тогда зачем нам мэрия?