Примерное время чтения: 10 минут
1586

Кто вторые после бога? История красноярской авиации

«АиФ на Енисее» №43 (1772) 22/10/2014
В Красноярске первый самолёт сел в 1925 году.
В Красноярске первый самолёт сел в 1925 году. / Вячеслав Филиппов / личный архив

Историк-архивист, подполковник авиации, как он сам говорит - «фанат истории авиации Cибири».  Вячеслав Филиппов написал на эту тему несколько книг, главная из которых - «Наши славные крылья» - вышла недавно. это первое и единственное научное издание об истории авиации Красноярского края.

Почему Сибирь - воздушный фронт?

Светлана Хустик, «АиФ на Енисее»: - Вы погрузились в историю авиации задолго до того, как стали авиатором. Как получилось, что самолёты - это и хобби, и работа, и смысл жизни? 

Вячеслав Филиппов Фото: Из личного архива

Вячеслав Филиппов: - В пятом классе наша классная руководительница Нина Суровцева заразила нас следопытством. Тогда пионерским отрядам присваивали имена Павлика Морозова или Зины Портновой. А мне понравился герой войны - лётчик Анатолий Иванович Коваленко. Мы написали в адресное бюро, нам прислали адрес, всем классом сочинили ему письмо. Он был крайне удивлён, но ответил, прислал свои фотографии, воспоминания. Так авиация зацепила, начали копать дальше.

Большинство ветеранов войны были ещё живы и полны сил. Нам, пацанам, было очень интересно с ними разговаривать. Организовали при школе группу «Поиск». Писали письма ветеранам авиации по всей стране. Темы были разные, например, советско-французский авиаполк «Нормандия - Неман». Оказалось, что у нас живут два ветерана этого полка. Мы их отыскали. Нашли лётчика из Хакасии, бомбившего Берлин. Архив расширялся. Нам выделили помещение, нашли художников и к 9 Мая 1980 года открыли в школе настоящий музей, посвящённый военным лётчикам.

Фото: личный архив / Вячеслав Филиппов

- «Алсибом» тогда же начали заниматься?

- На трассу «Аляска - Сибирь» вышли случайно. В школу пришла бабушка и рассказала, что у неё на даче в Крючково прямо на окраине огорода лежат обломки американского самолёта. Мы рванули туда. И правда: стойки шасси, куски обшивки. Надписи на обшивке на английском и красные звёзды. И не где-то в тайге, в болоте, а прямо за огородами.

По-видимому, самолёт ударился о землю, подлетел и взорвался. Как выяснилось через много лет после этого, лётчиков просто разорвало в клочья - кости валялись в радиусе 300 метров. Почему этого не обнаружили сразу, непонятно. Тогда мы собрали мелкие обломки и унесли с собой. Решили - повзрослеем, поймём.

О том, что это был самолёт, выполнявший рейс по трассе Аляска - Сибирь, - беспримерный в истории авиации маршрут протяженностью 6 500 км, по которому перегонялись бомбардировщики и транспортные самолёты на фронт, - узнали позже. Эта тема долго была засекречена.

Говоря о войне, вспоминали Сталинград, блокаду Ленинграда. При чём здесь Красноярск - он ведь глубоко в тылу? А люди здесь летали в наисложнейших условиях. В зимнее время забортом самолёта минус 60 градусов, а кабины не отапливались. Летом над тайгой стояла непроглядная завеса дыма от лесных пожаров или туманы, зимой - снегопад. За всё время перегона и пере­учивания лётчиков в Красноярском крае погибло 119 человек. 

Единственное - непонятно, хоронили ли людей? Чаще всего в актах указано: «Экипаж сгорел с самолётом». Но вот, например, останки членов экипажа капитана Степанова в районе станции Крючково (с которого вообще всё началось) мы всё-таки нашли на месте катастрофы и захоронили на Троицком кладбище. Больше всего катастроф произошло в момент перегона на запад от Красноярска. Этот маршрут вдоль железной дороги как раз и шёл. Там мы нашли следы пяти авиа­катастроф.

Фото: личный архив / Вячеслав Филиппов

- Каким было главное открытие?

- То, что перегон выполняла специально сформированная авиадивизия, подчинявшаяся гражданскому воздушному флоту, а не военному. Главным зачинателем был Василий Молоков, который летал в Красноярском крае с 30-х годов. Да и оказывается, у нас красноярский сухопутный аэропорт существует с 1929 года, хотя во всей литературе 30-40-х годов звучит только гидропорт на Енисее на острове Молокова и говорится, что взлёты производились с реки. Но полярная и гражданская авиация летала и на сухопутных самолётах.

Отсчёт красноярской авиации вообще ведётся с 1934 года - с момента создания авиаремонтных мастерских и Енисейской авиа­группы полярной авиации. Но накрасноярскую землю первый самолёт сел в 1925 году. В истории красноярской авиации много неясностей. Всё это привело к мысли написать книгу о граж­данской авиации Красноярского края на основании исключительно архивных документов.

- Авиация - это только лишь романтика?

- На мой взгляд, она стала главным двигателем прогресса в 20-30-х годах. Посмотрите, какой подъём произошёл в народном хозяйстве! Мы от сохи поднялись в небо. Труднодоступные территории стали доступны. Ведь больше чем вполовину районов края было ни доехать, ни доплыть. И вот к ним прилетает самолёт. Это же фантастика!

Хотя, конечно, зацепила меня авиация именно романтикой. Вы всмот­ритесь в лица лётчиков тех лет, какие они все одухотворённые. Они, кажется, даже когда ходили - земли под ногами не чувствовали. Вторые после бога. Даже поговорка такая в ходу: «Считается элитой нации, кто есть, кто будет в авиации».

Фото: личный архив / Вячеслав Филиппов

- Невероятно сложно искать следы лётчиков, когда прошло столько лет. Для чего это нужно?

- Мне повезло, у меня в семье никто не погиб на войне, хотя воевали многие. Большинству погибших лётчиков было по 20-22 года. Они ушли, не успев жениться, детей родить. Многих даже не похоронили по-человечески. Память о них просто стёрлась, жизненная линия прервалась. Это ненормально.

Когда мы в Ирбейском районе хоронили лётчиков, поднятых с болота, где они пролежали 68 лет, я специально попросил командира Канского авиационного полка прислать в караул лётчиков, которые сегодня летают на сверхзвуковых истребителях.

Пока шли организационные мероприятия, парням было всё равно, после полётов измотанные, глаза пустые. А когда они подняли гробы, я рассказал им обо всём, они увидели обломки этих самолётов, увидели, что на похороны лётчиков собрался почти весь район, - их глаза были совершенно другими. Они поняли, что несут своих коллег, что сами могут оказаться в таком же положении - к сожалению, от беды никто не застрахован.

«Слушай, а ты правильно делаешь», - сказали они мне после.

Фото: Из личного архива / Вячеслав Филиппов

- Что происходит с гражданской авиацией сегодня?

- Мне трудно судить, я ведь не работник гражданской авиации. Есть авиакомпании, самолёты. Но если сравнить с тем, какая авиация была у нас в крае тридцать-сорок лет назад, то по доступности и объёму мы ушли далеко назад. Конечно, это мое личное мнение, но можно помидоры перерабатывать частникам, а авиация должна находиться в руках государства. Так или иначе, но мы к этому вернёмся. Хотя, конечно, развалить было проще, чем восстанавливать.

Почему мы сейчас на импортных самолётах летаем, почему у нас огромная зависимость от запчастей и от обслуживания, почему квалифицированных лётчиков вынуждены искать на стороне? Политика государства в этой сфере изменилась, авиапромышленность, аэро­портовское хозяйство, лётные училища развалили, подготовка ведётся за сумасшедшие деньги, пилот вынужден выбирать: или переучиться на боинг, или квартиру купить. 

В 70-80-х годах вкаждом райцентре был свой аэро­дром. Бабки с Кежмы летали на рынок в Красноярск. За всё это должен взяться даже не край, а федерация. Авиация вообще весьма затратная и многогранная структура…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах