aif.ru counter
373

«Архитектура как искусство». Продавать нужно не квадратный метр, а комфорт

По мнению главного архитектора региона Константина Шумова, внешний вид зданий никто не регламентирует.

В больших городах растут микрорайоны-муравейники.
В больших городах растут микрорайоны-муравейники. © / Фото: Сергей Филинин / АиФ

От того, насколько городская среда удобна и красива, зависит комфорт, настроение и в конечном счёте – удовлетворённость жизнью. Вместе с тем градостроение – это та сфера, которая требует огромных финансовых вложений, а кроме того, зависит от культуры, вкуса, а порой и честности многих людей, в том числе архитекторов. Об этом и многом другом корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорила с Константином Шумовым, главным архитектором Красноярского края.

Тренд обнадёживает

Татьяна Руденко, «АиФ-Красноярск»: Константин Юрьевич, от кого или от чего сегодня зависит архитектурный облик нашего города? Ситуация такова, что вновь возводимые постройки зачастую вызывают у горожан нарекания.

Константин Шумов: Архитектурный облик зданий сегодня не регламентируется, за исключением двух случаев. Первое - если объект находится на особо охраняемых природных территориях. Но на практике эстетические нормы выдерживаются далеко не всегда, пример - природный парк Ергаки, где мы совсем не наблюдаем картинку красивой застройки. Второе исключение - зоны культурного наследия. В Красноярском крае таких мест, имеющих старинное происхождение, немало: Енисейск, Красноярск, Минусинск, Канск, Ачинск.

Но и тут требования к архитектурному облику прописаны довольно невнятно. В результате возникают объекты, которые дисгармонируют со сложившейся застройкой.

Тогда возникает главный вопрос: а кто же тот самый волшебник, который формулирует требования к архитектуре? На практике это зачастую чиновники, которые руководствуются собственным вкусом, культурой - или её отсутствием. 

Вместе с тем мы видим обнадёживающий тренд. Он заключается в том, что архитектура наконец-то становится товаром. Если раньше в центре внимания был квадратный метр, то теперь жители оценивают не просто стоимость жилой площади, но и наличие социальной инфраструктуры, экологическую чистоту района, транспортную доступность, удобство, детские площадки, парковки. Застройщики начинают соревноваться между собой в архитектурном облике и предлагают достойные объекты. Получается, что сейчас мы, с одной стороны, максимально либерализовали архитектуру, но ужесточаем градостроительные требования. Пожалуй, это правильно.

В центре Красноярска дома, построенные сотни лет назад, и сегодня привлекают своей архитектурой и красотой.
В центре Красноярска дома, построенные сотни лет назад, и сегодня привлекают своей архитектурой и красотой. Фото: АиФ

Польза, прочность, красота

- Архитектура - это искусство. Можно ли заковать её в рамки норм и требований?

- Титаны мысли Возрождения вывели триединую формулу объекта архитектуры: польза, прочность, красота. Польза - это функциональность объекта, прочность - это его надёжность, долговечность. И, наконец, красота. Архитектура - пожалуй, главное из искусств. У неё есть интересное свойство, отличающее её от всех прочих видов искусства, - неизбирательность. Если вам не понравилась книга, картина или музыка, вы можете с ними не встречаться. А вот архитектура в этом смыс­ле назойлива: некачественное здание простоит не одну сотню лет, и мы будем вынуждены лицезреть это убогое, мало­эстетичное произведение. Получается, что архитекторы и их заказчики ответственны перед нами. В целом можно сказать, что сейчас налицо движение в сторону улучшения. Это связано и с усилением правовой базы, а с другой стороны, создавшаяся конкурентная среда постепенно выводит нас на новое качество. Мы стали ездить за границу, видеть лучшие примеры, захотели жить так же. 

- Из истории нам знакомы названия архитектурных стилей, которые сменяли друг друга: классицизм, барокко, модерн. Можно ли нынешнее состояние архитектуры как-то охарактеризовать?

- Сейчас можно говорить только о складывающейся тенденции. Интересно проследить архитектурное развитие Красноярска. Во времена деревянной крепости постройки ставили хаотично, главное тогда было - выжить. В XVIII веке, при Екатерине II, началась борьба с хаосом и его спутниками - опустошительными пожарами. За 10 лет были созданы генпланы для четырёх сотен российских городов, в их числе - Красноярск, получивший первый регулярный план в 1773 году. Появились требования к пожарным разрывам, ширине дорог, уровню благоустройства. А стопроцентным влияние государства стало, когда систему управления градостроительством передали в министерство внутренних дел. Не случайно у Салыткова-Щедрина в «Истории одного города» мы читаем: «…и под надзором квартальных надзирателей расцветут искусства».

Гордость Красноярска – Речной вокзал на набережной Енисея.
Гордость Красноярска – Речной вокзал на набережной Енисея. Фото: АиФ

Смешная фраза, но она абсолютно точно отражает суть происходивших в тот период перемен. История ещё больше ужесточилась в эпоху Александра I, когда строить дома можно было только по 300 утверждённым образцовым проектам в стиле классицизма. Это же касалось и храмов. С одной стороны, в городах стало комфортнее, чище, красивее. Но в конечном итоге привело к единообразию - кварталы по линеечке, попиленные на квадратики, дома все с одинаковыми фасадами. В русском обществе нарастал протест, и в 1858 году вышло высочайшее монаршее соизволение - отменить образцовые фасады и проекты. Остались только строительные, санитарные, пожарные нормы. 

Либерализация привела к появлению такого направления в архитектуре, как эклектика. В центре Красноярска вся архитектура после 1858 года эклектичная. А квинтэссенция свободы - это модерн, здания в этом стиле в нашем городе создавали такие выдающиеся, талантливые люди, как Владимир Соколовский, Сергей Дриженко, Леонид Чернышев.

Уйти от концлагеря

- Печально известные «хрущёвские» пятиэтажки принято ругать, и жить в них сейчас не очень хотят. Когда же мы избавимся от этой типовой застройки?

- Хрущёвская застройка - пример архитектуры тоталитаризма, когда типовые проекты, не только жилья, но и общест­венных сооружений, строили по всей стране. Была задача сэкономить средства, не особо заботясь о красоте. В сравнении с бараками это огромный шаг вперёд. Таким образом решили важнейшую социальную задачу - переселение людей из ветхого аварийного фонда, некомфортного, концентрирующего маргинальное население. Количество переросло в качество, не очень эстетичное - города стали опять единообразными, убогими, безликими. Но зато при каждом доме был двор, хозяйственная и детская площадки. Сегодня, попадая в жилые кварталы старых пятиэтажных панельных домов, мы себя лучше чувствуем, чем в «лесу» огромных многоэтажек, заставленных машинами, лишённых зелени, не имеющих дворовой территории. Получается, мы опять куда-то не туда идём.

В центре города можно найти немало домов с необычной архитектурой.
В центре города можно найти немало домов с необычной архитектурой. Фото: АиФ

Но, к счастью, возникает понимание, что продавать нужно не просто квадратный метр, но и комфорт. И не только внутри квартиры, но и в доме, в котором должны быть нормальные лифтовые холлы, широкие лестничные клетки. Кстати, интересное наблюдение: один из профессоров московского архитектурного института так проверял студенческие работы на удобство проживания: доставал из записной книжки вырезанные в масштабе гробики и на плане пытался этот гроб вынести.

- Попадая в новые микрорайоны, порой думаешь: у нас же такая огромная страна, много места! А дома наставлены так тесно, что не в каждое окно попадает солнце. Почему бы не располагать их просторно? 

- Это одно из заблуждений. Парадокс сегодняшнего градостроительства в том, что у нас огромные территории, но земли, готовой к строительству, почти нет. Она вся в городах продана частнику. В результате кто командует процессом? Владелец земли, который хочет либо перепродать её, либо построить там как можно больше квадратных метров. Пример: показывают мне проект планировки, которая как две капли воды похожа на концлагерь, то есть это бараки в 6 метрах друг от друга, туго набитые гражданами.

Никакого обустроенного пространства, соблюдения инсоляционных и других норм. Автор говорит: мне так велел нарисовать хозяин, который платит деньги. Вот и получаются микрорайоны-муравейники. Профессиональная честность архитектора - очень нужное понятие. Хотя бывают и прецеденты, когда архитекторы принципиально отказываются от подобных вещей. Мы пытаемся бороться с таким положением, предъявляем претензии муниципальным властям, пишем представления о нарушении норм. В год у нас проходит около 60 судебных заседаний с городом.

Досье
Константин Шумов родился в 1958 году в Новосибирске. Окончил факультет архитектуры Красноярского государственного политехнического института. Руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края. Вдовец, имеет взрослого сына.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему в Красноярске хотят депортировать старовера из США?
  2. Чем коровы из Чехии лучше российских?
  3. Почему в роддом не пускают с цветными ногтями?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Выделенные для автобусов полосы разгрузили Красноярск от пробок?