Учёные завершили раскопки древнего погребального кургана на территории Шинного кладбища в Красноярске. Было найдено более 50 отлично сохранившихся за две с лишним тысячи лет артефактов. Теперь археологи более чётко представляют, как проходил древний обряд погребения во времена тесинской культуры.
О том, как проходили раскопки и что нашли учёные, рассказал археолог Сибирского федерального университета Дмитрий Виноградов.
Родовая усыпальница
Об этом кургане было известно ещё в XX веке. С конца XIX до середины XX века на территории Красноярска обнаружили около 150 таких захоронений. Но предметы материальной культуры во многих плохо сохранились, а часть усыпальниц была небрежно раскопана, что повредило артефакты. Курган на Шинном кладбище едва не постигла та же участь. В 2018 году при расширении территории рабочие по незнанию бульдозером снесли земляную насыпь.
Тогда работы срочно приостановили, и в 2020 году учёные смогли приступить к раскопкам и восстановить необычный погребальный обряд тесинской культуры (III–I в. до н. э.), который сочетал захоронение в землю и сожжение тел умерших.
Склеп представляет собой яму размером 8 х 5 м и около 2 м в глубину. На дне сооружался бревенчатый сруб, потом накат – деревянное перекрытие.
«Скорее всего, усыпальница принадлежала одному роду. Сюда помещались усопшие. Тела укладывались достаточно плотно: и друг на друге, и крест-накрест, и валетом. Это были и старики, и женщины, и мужчины, и даже дети. Когда склеп заполнялся полностью, его поджигали. А сверху засыпали землёй. Такие усыпальницы могли вмещать в себя до 200 тел, в этой ещё точно неизвестно, но не менее 50. Размер кургана был одним из самых больших в Красноярске, высота – более 2 м, диаметр – около 30 м», – говорит учёный.
Благодаря тому, что огонь пощадил нижние слои, археологам удалось обнаружить и дары, с которыми отправляли в иной мир усопших.
Природный консервант
Среди артефактов небольшие кинжалы, боевые топоры-чеканы, небольшие ножи и зеркальца. Интересно, что всё это было в миниатюре.
«Это говорит о том, что к тому времени традиция класть усопшему предметы обихода уже поменялась. То есть арсенал для путешествия в потустороннее имел более символический, чем практический характер. Это может свидетельствовать уже о развитых представлениях о загробном мире».
Также рядом с захороненными телами находили и орудия труда, сосуды для приготовления пищи с органическими остатками, пряжки тонкой работы и нашивки.
Эксклюзивными учёные называют две находки – бронзовые фигуры грифона и лежащего оленя. Судя по специально выкованной петле на тыльной стороне, это нарядные бляхи для верхней одежды.
«Что интересно, до нас дошли достаточно редкие вещи из органики – например отлично сохранившаяся деревянная шкатулка. Кстати, мы её ещё не открывали, это будет делать реставратор, чтобы не повредить хрупкие элементы».
Кроме основного склепа, вокруг кургана археологи обнаружили и несколько одиночных грунтовых могил. Учёные предполагают, что они появились чуть позже после того, как основной был засыпан. Дно могил устилали сшитой между собой берёстой, укладывали тело, потом снова слой берёсты. Берёзовая кора тоже местами сохранилась. По мнению учёных, это произошло благодаря окислению бронзы, которая стала для дерева консервантом. Таким же образом сохранились обрывки ткани и меха, из которых были сделаны мешочки для бронзовых зеркал.
Заведующий лабораторией археологии Енисейской Сибири Павел Мандрыка говорит, что изучение кургана продолжится.
«Таких находок не было в наших краях уже 65 лет, и говорить о завершении изучения кургана преждевременно. Нам понадобится ещё не менее двух лет, чтобы сделать генетический анализ останков. Полагаю, антропологическая часть: черепа, фрагменты костей, зубы – будет далее тщательно исследоваться генетиками, чтобы узнать историческую родину этих людей, чем они болели, чем питались, какой была средняя продолжительность их жизни. Кроме того, необходимо понять принцип расположения кургана, какому роду он принадлежит и многое другое. Так что эта усыпальница ещё может открыть нам не одну тайну».