Встреча медиков красноярской межрайонной клинической больницы № 20 имени И. С. Берзона с митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном продлилась около двух часов, на ней затрагивали самые разные темы - от философских и личных, о преодолении отчаяния и помощи бездомному пациенту - до церковно-политических - например, об автокефалии УПЦ. На встрече врачей побывал и корреспондент «АиФ-Красноярск».
Врач - профессия богоугодная
Владыка Пантелеимон, я много работаю, выбрал профессию по душе, но чувствую, что сил нет, наступает выгорание. Как с ним справиться?
Владыка Пантелеимон: К сожалению, выгорание - распространённое негативное явление. Некоторое время назад, будучи на встрече с докторами другой больницы, я получил подобный вопрос от одного молодого хирурга. Он тоже много трудится, успешен, любит свою профессию, это человек с философскими наклонностями. Его очень удручает непослушание пациентов, невыполнение ими простых требований, нарушение норм и правил.
Такое бывает и у молодых пастырей, которые устают исповедовать людей, не прилагающих особых сил для борьбы с грехами. Работать с душой человека, с пороком, расслабляющим тело и душу, сложно. Но если не работать, невозможно победить грех. Так и в области медицины. Выгорание зачастую наступает от неправильного использования своей души, своего времени. Я не стал много советовать этому умному хирургу. Напомнил лишь о милосердии - оно первично, о прощении и о том, что не всё зависит от его личных профессиональных усилий. А также о том, что есть сила Божия, которая помогает в его благородной профессии.
- Как не сойти с ума, если каждый день на работе сталкиваешься с человеческими бедами?
- Нужно продолжать работать, даже если постоянно сталкиваешься с человеческим горем, отчаянием. У всех нас по разным причинам накапливается усталость, неудовлетворённость жизнью. Верующего человека в такие моменты поддерживают молитва, терпение, стремление к радости. Нужно помнить о том, что есть те, кому хуже, чем нам. Не стоит глубоко погружаться в чужие переживания, принимать на себя боль пациента.
Врач трудится для того, чтобы облегчить участь страждущего, послужить пациенту всеми возможными средствами: врачебным искусством, словом, советом, состраданием. Помните о том, чтоб без вашего труда человеку было бы ещё страшнее, ещё хуже в его болезни. Это большая душевно-сердечная работа. Наша бесконечная благодарность и неусыпная церковная молитва о всех медиках - тружениках в местах человеческой скорби.
Не верить мракобесам
- Как считаете, допустимо ли прерывание беременности, если выясняется, что дальнейшее вынашивание рискованно для здоровья и жизни женщины?
- Решение должна принять семья, ожидающая ребёнка, опираясь на консилиум врачей. У меня в практике был случай, когда верующая женщина благополучно выносила и родила близнецов, хотя доктора запрещали ей рожать. Во время беременности она пришла ко мне как к епископу просить благословения отдать всё на волю и милость Божию. Я её тогда благословил, при этом просил хорошо подумать, принять взвешенное решение. Но это милость Божия. Существуют и мракобесы в рясах, которые говорят: умри, но не делай аборт, даже если есть серьёзные медицинские показания. Но нельзя отнимать у врача право спасать мать. Повторюсь, решающим здесь должен быть голос супругов и мнение врачей.
К великому огорчению, основная масса абортов в нашей стране совершается сегодня отнюдь не по медицинским показаниям. А в силу ложных представлений о нищете, свободе, карьере. Это громадная беда всего нашего народа, сложная проблема. Как говорится, топором не разрубишь и словом не рассудишь. В Средней Азии люди живут очень скромно, но рожают много детей, а у нас средняя полоса: Кострома, Тула, Орёл - пустые, малонаселённые. И Сибирь не так уж умножается.
Проблему нельзя решить одним мановением руки. Нам надо так воспитывать молодое поколение, чтобы из сознания россиян искоренить порочную практику абортов. Если бы в каждой нашей семье рождалось по 5-6 детей, страна бы хорошо жила. Хлебушка в России хватит, чтобы всех вырастить.
ЭКО - благословляется, покупка плода - грех
- Как вы относитесь к процедуре ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), к которой часто прибегают бездетные пары?
- Я считаю, что людей, прибегающих к этой процедуре с глубоким желанием, нужно благословлять. Пусть хотя бы такой метод поможет обрести чадородие. Хотя к такому методу много вопросов в духовном плане, но это рождение жизни. А жизнь - это благо. Есть мнение, что детей, родившихся в результате ЭКО нельзя крестить. Я с этим не согласен, и мне доводилось совершать таинство крещения подобных ребятишек. А вот суррогатное материнство мы не поддерживаем. Это не что иное, как продажа плода, и это греховно.
Не запрет, но предупреждение
- Что плохого в операциях по смене пола? Ведь человек, меняющий пол, никому не вредит.
- Действительно, сегодня мы часто слышим о таких операциях. Церковь не может запретить делать подобное, это было бы насилием. Но открыто заявить о неприятии подобных явлений с точки зрения православия мы обязаны. Подобный путь - путь греха, беснование. И врачи, делающие такие операции, совершают духовное преступление. Так как тут как минимум нарушается первая заповедь, данная Адаму и Еве Господом, - плодитесь и размножайтесь. Жизнь не должна прерываться на Земле, и медицина должна помогать эту жизнь сохранять. В данном случае происходит обратное.
Смерть порок не уничтожит
- Как считаете, нужно ли вводить смертную казнь для педофилов?
- Сегодня в некоторых странах практикуют эвтаназию. Если человек сильно страдает, почему нельзя прекратить муки и уйти по своей воле?
- Ни в коей мере не берусь осуждать таких страдающих людей. У меня был один друг, отец Владимир, который 20 лет провёл в ссылках, не раз обмораживал ноги. Уже в старости, в 93 года, вследствие этих обморожений у него началась гангрена. Ему отняли обе ноги, он испытывал страшнейшие боли. Доктора говорили, от таких мук люди теряют рассудок, а отец Владимир терпел. К нему приходили друзья и читали Псалтирь, это немного облегчало тяжёлое состояние. Восемь долгих месяцев длились его муки, прежде чем Творец забрал его к себе.
Мы не можем противопоставлять свою волю воле Божией. Если уйти из жизни самому, не пережив спасительного страдания, уйдёшь не от мук, а в муки, во тьму, в ад. Тут вопрос вечной жизни. Боль надо постараться пережить и победить ради этой вечной жизни.
Подвиг - терпеть безумие
- Как сохранить любовь и понимание в семье, если в ней живёт душевнобольной человек (шизофреник)? Он родной, не бросишь, но так непросто с таким человеком жить рядом. И не захочешь, а согрешишь гневом, раздражением, нетерпением…
- Нет никакого греха в том, чтобы поместить такого человека в специальное учреждение, и это не будет предательством. Конечно, навещать его, контролировать, чтобы содержали хорошо. И необходимо совершать молитвы за таких родственников. Если же качества вашей души позволяют терпеть такого человека, ухаживать за ним, - это подвиг духовный. Но тут надо взвесить все риски. Ведь порой жить рядом с таким человеком опасно для жизни. Тут может быть не только болезнь, но и одержимость тёмными силами.
Уважать и не предавать
- Как жить духовной жизнью обычному человеку - не монаху, не священнику?
- Духовная жизнь и должна быть присуща всем людям, а не только священнослужителям или монашествующим. Если кратко, духовная жизнь - это определённое присутствие в вечной жизни, страх утратить эту вечную жизнь через грех. Жить духовной жизнью - значит, соотносить свою жизнь с учением Христа, постоянно себя оценивать с этой точки зрения и стремиться к вечности. Это милосердие, духовная молитва, самопознание. Если совсем упростить, жить духовной жизнью - значит, уважать всякое живое существо. И никого не предавать.
Пастырь или наёмник?
- Попадают ли в священники случайные люди? И кто следит за тем, чтобы такое не случалось?
- Везде есть случайные люди, и священство не исключение. Не так уж их и много, но они есть. Так как есть человеческий фактор. Следить за тем, чтобы случайные люди не попадали в священники, должен епископ, который рукополагает служителя, и старшие священники. И Христос предупреждал о «волках в овечьих шкурах и наёмниках». Случайные люди как раз наёмники. Но истинные пастыри уже 2 тыс. лет служат Богу и людям, и так будет до второго пришествия Господа.
Экзамен в рай
- Что происходит после физической смерти человека? Как пережить горе после потери близкого?
- Пережить горе поможет молитва о его участи в вечности. Храм поможет - туда надо идти, ставить свечи за упокой. Не нужно устраивать поклонения на кладбище, на могиле. Там уже никого нет. Это просто место, где находится тело - бывший дом духа и души. После смерти человека наша личность, душа идёт к Творцу. И там сдаёт экзамен на пригодность на жизнь в вечности. Самоубийцы от этого экзамена отказываются и становятся отделёнными от Бога.
- Слышала, что у православной женщины есть два пути спасения - чадородие в браке и монашество. А если в монастырь не тянет и мужа нет, благословляет ли церковь рождение ребёнка вне брака?
- Ну, блуд-то церковь никогда не благословляла и не благословляет. Но если уже случилось забеременеть, надо рожать, ребёнка покрестить. В наше время нередки успешные женщины, которые не находят себе пару и по договорённости рождают ребёнка для себя. Но мне таких детей жаль. Как же без отца?
Но вопрос спасения для православной женщины двумя путями не ограничивается. Он не обязательно связан с чадородием или монашеством. У некоторых женщин и по 8 детей, а сами, как ведьмы. Можно и одной жить в вере и благочестии и спастись.
Давайте тем, кто не просит
- Всем ли просящим у храма нужно подавать милостыню? А если человек своим поведением не вызывает желания помочь?
- Это ваш личный выбор. Одни святые говорят: помолитесь, прежде чем подать милостыню. Другие советуют подавать самую малость, на пропитание. Стоит помнить, что сегодняшние нищие совсем не такие, как те, что были во времена Христа, 2 тыс. лет назад. Те, кому на самом деле нужно помогать, на паперти не сидят. И часто стесняются просить. Таких людей надо отыскивать и поддерживать.
Идти за Богом не значит продать квартиру
- В Евангелии есть эпизод: юноша спрашивает, как ему спастись, а Христос отвечает: «Отдай своё имение и иди за мной». Я готова помогать, но не могу отдать всё. Мне нет спасения?
- Не нужно всё отдавать. Этот эпизод не стоит буквально понимать, в нём богословский и философский смысл. Здесь говорится о приоритетах. Если вы своё имущество, чашки-тарелки или котиков, собак любите больше, чем, например, собственных детей, - это не спасительно. А если готовы жертвовать собой, а вы, медики, жертвуете собой по призванию, каждый день соприкасаясь с вредоносными микроорганизмами, - это спасительный путь.
Я сталкивался со случаями, когда простодушные люди буквально понимали эту притчу и продавали имущество. Слава Богу, удавалось разъяснить её смысл.
- Есть профессии, угодные Богу? Например, какие?
- Все медики богоугодны. Как и животноводы, учителя, научные работники, водители и т. п. А вот устроители казино, питейных заведений, домов с красными фонарями, наоборот, не угодны Господу.
- Как быть, если постоянно, изо дня в день, повторяешь один и тот же грех? Хочешь избавиться, но не получается. Например, не можешь отказаться от вкусной еды, раздражаешься на близких и прочее?
- У всех есть постоянные грехи. Самый простой ответ - обратиться к Господу, помолиться простыми словами: «Боже, помоги мне избавиться от обжорства, курения и т. п.» И дальше проявлять свою волю, стараться избегать греха.
Политика проникла в Константинополь
- Владыка, что думаете по поводу решения Константинопольского Патриархата о предоставлении автокефалии православной церкви в Украине? Не пострадает ли православие в целом?
- Эта тема болезненно переживается всеми верующими - и в нашей митрополии, и в Украине, и в Беларуси, и во всём мире, где есть православные. Православие разделено на патриархии, митрополии и епископии, которые не имеют права вмешиваться в дела друг друга. Эти правила сложились в первое тысячелетие христианства до начала VIII века. И то, что сегодня происходит с Константинополем, - прямое нарушение этих божественных постановлений.
Думаю, ни Византийская церковь, как она сегодня есть, ни РПЦ, ни другие не пострадают как истинное православие. Но ложь на какой-то период может подменить правду. Украина для России не просто братская страна. Это такая же русская земля, те же русские люди. Киев для всех нас роднейший город, и Днепр - драгоценнейшая река на Земле. После Иордана.
Мы очень сильно молимся и надеемся на милость Божью. В 1054 году великой схизмы мы не сумели переломить ситуацию, из-за тогдашней политики Запада и случился раскол. И в наше время, в 21-м веке, процесс духовной борьбы не прекратился. Политика проникла в Константинополь. И это очевидно. Но православие должно объединить нас в единое целое. Чтобы сохранить свою родину. Мы должны молиться как можно искреннее и усерднее, чтобы этот атомный заряд не уничтожил святую жизнь духовную.
Самое сложное - молиться и любить
- Что означает призыв в Евангелии любить ненавидящих вас, молиться за обижающих вас и т. д.? А если не получается всех любить и прощать, я плохой человек?
- Нет, не плохой. Прощать очень тяжело. На самом деле, слава Богу, что есть он - такой человек, который нас обижает, гонит. Я молюсь за таких людей, конечно, не так сердечно, как за крестников, но молюсь. Очень трудно любить врагов. Только настроем своего сердца можно пожелать им здоровья, счастья и главное - прощения грехов. Это и будет проявлением любви. Самое тяжёлое - это по-настоящему молиться и по-настоящему любить ближних.